Колесо транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к автотранспорту . Сущность изобретения: для повышения безопасности движения приспущенных шинах колесо транспортного средства имеет жестко закрепленный на ободе плоский диск с наружным диаметром, равным диаметру допустимо сдеформированной спущенной шины. На опорной поверхности закреплена лента из упругодеформируемого материала. Диск выполнен с кольцевой равноудаленной от его опорной поверхности складкой в виде гофра. Применение предлагаемого колеса не требует изменения существующих шин и конструкций колес . 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (505 В 60 В 15/26

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4761321/11 (22) 24.11.89 (46) 07.07.93. Бюл, ЬЬ 25 (76) Ю.В.Кострицын (56) Патент США М 2354444, кл. 301.36, 1942. (54) КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автотранспорту. Сущность изобретения: для повышения безопасности движения при спущенных шинах колесо транспортного средства имеет

Изобретение относится к автотранспорту, а более конкретно — к автотранспорту с пневматическими шинами, и может найти применение в процессе эксплуатации этих средств при спуске шины, при ее проколе, разрезе или другом повреждении,.а также при движении по скользкой поверхности, например по льду.

Целью изобретения является повышение безопасности транспортного средства, эксплуатационных свойств, надежности и ресурса работы колеса при спущенной шине и исключения скольжения.его при движении транспортного средства по скользкой поверхности.

На фиг.1 схематически показано установленное на тормозной диск легковой автомашины колесо транспортного средства с пневматической шиной и диском, присоединенным к ободу колеса; на фиг.2 — вид А на фиг.1 (шина и обод условно не показаны); на фиг.3- узел I на фиг.1 (в увеличенном масштабе, соответствующем примерно натуральной величине колеса легковой автомашины,, Ы„, 1826949 АЗ жестко закрепленный на ободе плоский диск с наружным диаметром, равным диаметру допустимо сдеформированной спущенной шины. На опорной поверхности закреплена лента иэ упругодеформируемог го материала. Диск выполнен с кольцевой равноудаленной от его опорной поверхно-, сти складкой в виде гофра. Применение предлагаемого колеса не требует изменения существующих шин и конструкций колес. 7 ил.

"Москвич" с низкопрофильной шиной); на фиг,4 — узел II на фиг.2 (в увеличенном масштабе, с снятым с поверхности диска резиновым покрытием); на фиг.5 — разрез Б — Б на фиг.3; на фиг,б — узел Ш на фиг. 3(с установленными вместо заглушек противоскользящими шипами); на фиг.7 — вариант QQ колеса,изображенного на фиг.1, с диском, 1Д присоединенным к тормозному С рабану 0 автомашины с ободом колеса. О

Колесо, прикрепленное к тормозному р диску автомашины 1 (фиг.1) при помощи шпилек и гаек 2, содержит пневматическую шину 3 с вентилем 4 и присоединенный к ободу 5 диск 6, Расстояние Б от дороги до диска обеспечивается разностью между ди- (д) аметром шины и диска, а также и величиной давления в шине.

Диск 6 (фиг.2), изготовленный из листовой пружинной стали путем штамповки с последующей термообработкой, включает пазы 7, которые образуют перемычки 8, пересечением выпуклой складки в виде гофра

9 (фиг.3), ось которой 10 расположена в

1826949 средней части шины 3. К краю диска присоединены кронштейны 11 с резьбовыми отверстиями 12 и опорными поверхностями

13, В данной конструкции кронштейнов выполнено по два резьбовых отверстия, в другой — может быть одно, три и больше.

Кронштейны, изготовленные из дюралюминия путем литья, присоединены к диску при помощи стальных цилиндрических пальцев

14 и стопорных колец 15. Это простейший вариант крепления кронштейнов. Могут быть другие, например: цилиндрический палец без буртиков с двумя стопорными кольцами, Вместо пальцев используют заклепки и другие способы. На обе стороны части диска, на уровне примерно шины, . включающей полосу внутренней части диска, прилегающую к перемычкам, перемычки и кронштейны, за исключением резьбовых отверстий 12, отверстий 16 и боковых повер- 20 хностей 17 пазов (фиг.4),нанесен при помощи вулканизации слой резины 18,(фиг.3), повышающий эластичность рабочей части диска и преобразующий отдельные кронштейны в цельный, прочный и одновременно гибкий и упругий обод с широкой опорной поверхностью 19,снабженной протектором.

Внутренняя часть диска выполнена в виде профильной отбортовки, профиль которой соответствует профилю обода 5, что обеспе- 30 чивает их профильное соединение. Крепление диска к ободу осуществляется при помощи винтов 20 и гаек 21, для чего в диске и ободе выполнено определенное количество отверстий, Для того чтобы винты не про- 35 ворачивались в ободе при завинчивании гаек 21, винты выполнены с квадратными . подголовками и отверстия 22 в ободе 5

{фиг.3, 5) выполнены также квадратными, Отверстия 23 под винты в диске имеют ци- 40 линдрическую форму (фиг,4). Соединение гайки с диском осуществляется по конусу 24 (фиг.3), В летнее время отверстия 12 и 16 заглушены заглушками 25. Заглушки изготовлены из стали, можно изготовить из дру- 45 гого материала, например алюминиевого сплава, из пластмассы. К головке заглушки, выполненной ступенчатой формой, присоединено резиновое кольцо, плотно входящее

50 в отверстие 16 для защиты его и его кромок в процессе работы диска в летний период, На зимнее время вместо заглушек 25 в отверстия 12, 16 на опорную поверхность 13 кронштейнов устанавливают противоскользящие шины 26 (фиг,б). Для уменьшения 55 расхода легированной стали, изменения веса диска внутреннюю его часть, при помощи которой он присоединяется к ободу, можно изготавливать отдельно из легированной или не легированной стали, или другого материала, например дюралюминия,и присоединять его к рабочей части диска, например при помощи заклепок, Присоединение диска 6 к шине (фиг,1) можно осуществлять и другими способами, например с использованием шпилек и гаек 2, при помощи которых крепится колесо к транспортному средству, В этом случае не изготовляется профильная отбортовка, внутреннее отверстие диска выполняется большего диаметра и к рабочей части его присоединяется, например при помощи заклепок, дополнительное кольцо 27 (фиг.7) из малолегированной стали, или из другого материала. При этом, в кольце 27 выполняется отверстие 28 для возможного подхода к вентилю 4 (фиг.1).

Работа колеса осуществляется следующим образом.

При спуске шины 3 колеса транспортного средства нагрузка, которую несла эта шина, по мере ее спуска, воспринимается диском 6, прочно соединенным с ободом 5 колеса (фиг.1, 3), чем исключается вероятность аварийной ситуации и обеспечивается воэможность продолжения движения этого транспортного средства на некоторое расстояние при спущенной шине. Это объясняется тем; что каждая из перемычек 8, образованных пазами 7, пересекающими складку в виде гофра. 9, обладает определенными пружинящими свойствами. Наличие в конструкции кронштейнов 11 позволяет распределить силы, действующие на опорную поверхность диска 19,на соответствующие перемычки пропорционально и увеличивает площадь соприкосновения диска с поверхностью дороги, Резиновое покрытие 18 рабочей части диска, повышая эластичность работы перемычек 8, преобразовывает отдельные кронштейны 11 в цельный и одновременно упругий и гибкий обод, повышая тем эластичность диска в целом,и прибл ижает его эксплуатацион н ые качества к пневматической шине. Наличие протектора на опорной поверхности 19 повышает сцепление диска с поверхностью дороги. При движении транспортного средства по грунтовой дороге, мокрой, при неспущенных шинах, путем снижения давления в шинах до соприкосновения диска с поверхностью дороги, увеличивается площадь поверхности колеса, соприкасающаяся с дорогой,— повышается проходимость колеса.

На зимнее время установка противоскользящих шипов 26 дает возможность исключить скольжение транспортного средства при движении по скользкой поверхности, как при спущенной шине, так и при неспущенной. Последнеедостигается путем

1826949 снижения давления в шине 3 до принятия диском 6 части нагрузки, обеспечивающей надежное соприкосновение его с поверхностью дороги. Для легковой автомашины, на пример "Москвич-412", зто достигается снижением давления в шине на 0,15 — 0,30 кгс/см, что соответствует 7,5-15 макси2 мального давления в ней. Причем применение противоскользящих шипов 26 при не спущенной шине возможно по мере необходимости — на определенном участке. Учитывая это,размеры рабочей, выступающей над опорной поверхностью диска части противоскользящих шипов можно устанавливать большими, чем у покрышек, оснащенных такими шипами, что, при сравнительно небольших размерах опорной поверхности диска, существенно повышает эффективность его противоскользящих свойств и увеличивает ресурс работы, Применение предлагаемого колеса на транспортном средстве в любое время года повышает его безопасность, эксплуатационные качества, надежность и ресурс работы колеса, позволяет продолжить движение транспортного средства при спущенной шине на значительное расстояние, повышает. проходимость транспортного средства.

В зимний период позволяет исключить скольжение колеса при движении транспортного средства по скользкой поверхности, причем дает возможность включать противоскользящие шипы только по мере необходимости — на определенном участке пути.

Применение предлагаемого колеса не требует изменения выпускаемых и выпущенных колес. за исключением возможной небольшой доработки обода 5 в части изготовления отверстий для крепления диска, что практически осуществимо в любой механической мастерской. Стоимость предлагаемого колеса при серийном изготовлении по предварительным подсчетам автора не должна превышать стоимости колеса с пневматическими шинами, оснащенными противоскользящими шипами финской фирмы "Комета".

5 Формула изобретения

Колесо транспортного средства, содержащее шину с жестко закрепленным на ободе колеса плоским диском, нэ опорной поверхности которого закреплена лента из

10 упругодеформируемого материала, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения конструктивных свойств колеса, повышения проходимости транспортного средства как при спущенной шине, так и при неспущен15 ной, а также исключения скольжения колеса при движении по скользкой поверхности, диск выполнен с кольцевой равноудаленной от его опорной поверхности складкой в виде . гофра, ось профиля которой расположена в

20 средней части профиля шины, и с радиальными пазами, пересекающими эту складку и образующими ряд одинаковых, равноудаленных одна от другой и обладающих пружинящими câoéñòâàìè перемычек, 25 геометрические оси симметрии которых совпадают по направлению с радиусами диска, к периферийной части которого присоединены посредством цилиндрических пальцев, продольные оси которых аксиаль30 ны оси колеса и совпадают с осями перемычек, кронштейны с расположенными по периметрудиска опорными площадками, на

35 которых выполнены радиальные резьбовые отверстия, причем диск на уровне шины и кронштейны размещены в массе из упругодеформируемого материала, за исключени40 ем поверхностей кронштейна и диска, на . которых выполнены соответственно резьбовые отверстия, и пазы для преобразования периферийной части диска в цельный обод. обладающий упругими свойствами и снаб45 женный протектором на опорной поверхности.

1826949

1826949

1826949

1826949

Составитель K), Кострицын

Техред M. Морге нтал Корректор П.Гереши

Редактор С.Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 2328 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5