Летательный аппарат

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к вертолетостроению и может использоваться при создании вертолетов, обладающих улучшенными функциональными свойствами. Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик. Летательный аппарат содержит корпус 1, несущий винт 2, силовую установку 3, хвостовую балку 4 с трансмиссией 5 и рулевым винтом 6, бак 7 с заправочной и дренажной магистралями 8 и 9 и горловинным фиксатором 10. шасси и парашюты 1 с выбрасывателями 12. Корпус 1 снабжен креслами 13 и 14 членов экипажа, направляющей 15, люками 16, 17, силовым кольцом 18, фиксаторами 19 для крепления контейнера 20 с грузом. На кольце 18 на подшипниках установлено кольцо-втулка 21

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4771788/23 (22) 20.12,89 (46) 15.07,93. Бюл. ¹ 26 (75) А.А.Таранцев (56) Политехнический словарь. СЭ, М., 1976, с. 73.

Изаксон А.M. Советское вертолетостроение, М.: Машиностроение, 1981, с. 193. (54) ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (57) Изобретение относится к вертолетостроению и может использоваться при создании вертолетов, обладающих улучшенными функциональными свойствами. Целью изо(я)5 8 64 С 27/06 бретения является повышение эксплуатационных характеристик. Летательный аппарат содержит корпус 1; несущий винт 2, силовую установку 3, хвостовую балку 4 с трансмиссией 5 и рулевым винтом 6, бак 7 с заправочной и дренажной магистралями 8 и 9 и горловинным фиксатором 10. шасси и парашюты 1 с выбрасывателями 12. Корпус 1 снабжен креслами 13 и 14 членов экипажа, направляющей 15, люками 16, 17, силовым кольцом 18, фиксаторами 19 для крепления контейнера 20 с грузом. На кольце 18 на подшипниках установлено кольцо-втулка 21

1827363

40

50 с автоматом перекоса состоящего из подвижного и неподвижного колец 22 и 23.

Кольцо 23 крепится к консолям 24 посредством шарнира 25 и снабжено приводом

26, Кольцо 22 снабжено тяга4и 27 управления лопастями. Балка 4 крепится к силовому

Изобретение относится к вертолетостроению и может использоваться при создании вертолетов, обладающих улучшенными, функциональными свойствами.

Известны вертолеты, предназначенные для решения народно-хозяйственных и иных задач. Они содержат корпус с несущим и рулевым винтами, силовую установку, топливную систему, хвостовую балку с трансмиссией, кабину для экипажа, шасси, целевые и обеспечивающие системы

Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик..

На фиг.1 и 2 изображен внешний вид ЛА сбоку и спереди; на фиг.3 — заправочная. схема; на фиг.4 — переходчленв экипажа на нависающий объект; на фиг .5 — схема крепления хвостовой балки; на фиг.б, 7 — подъем (зависание).и полет ЛА при опускании хвостовой балки; на фиг,8 — аварийная посадка

ЛА на парашютах.

ЛА содержит корпус 1, несущий винт 2, силовую установку 3, хвостовую балку 4 с трансмиссией 5 и рулевым винтом 6, бак 7 с заправочной 8 и дренажной 9 магистралями и горловинным фиксатором 10, силовой каркас с шасси и парашюты 11 с выбрасывателями 12 (пружинными, пневматическими или др.), Корпус 1 имеет форму цилиндра и снабжен креслами 13 и 14 пилотов (возможны варианты, когда в зависимости от целей полета пилот находится в кресле 13, а пассажир — в кресле 14 или в обоих креслах находятся пилоты) с системой их катапультирования, направляющей 15, люками 16;

17 и силовым кольцом 18, в котором находится парашютная система. Силовой каркас

ЛА содержит фиксаторы 19 для крепления контейнера 20 с грузом, На кольце 18 на подшипниках закреплено кольцо-втулка 21, к которому крепятся лопасти винта 2 с автоматом перекоса, который может быть выполнен в виде двух— подвижного 22 и неподвижного 23 колец.

Кольцо 23 крепится к консолям 24 посредством шарнира 25 силового каркаса ЛА и снабжено приводом 26, связанным с пультом управления, а подвижное 22 — тягами

27, связанными с лопастями винта 2. каркасу шарнирно посредством тяги с приводом 28. Трансмиссия 5 содержит кардан

29, Кольцо 21 с зубьями 30 содержит кольцевые ребра жесткости 31, 32 и кольцевую выемку 33 для смазки. Трансмиссия содержит редуктор 34. 3 э.п. ф-лы, 8 ил.

Балка 4 крепится шарнирно к силовому каркасу ЛА посредством тяги с приводом 28, также связанным с пультом управления, а трансмиссия 5 содержит кардан 29 на оси поворота балки 4. Кольцо 21 с зубьями 30 содержит кольцевые ребра жесткости 31, 32 и кольцевую выемку 33 в нижней части со смазочным маслом, В варианте исполнения, когда силовой установкой 3 является высокооборотная турбина, крутящий момент от нее к кольцу 21 передается через редуктор

34, а при использовании низкооборотного поршневого двигателя редуктор 34 может отсутствовать, . ЛА функционирует следующим образом. После размещения экипажа в креслах

13, 14, заправки бака 7 и установки контейнера 20 производится взлет, Горизонтальный полет осуществляется путем наклона колец 22, 23 приводом 26 и создания горизонтальной составляющей вектора тяги (см, фиг.7), Для ускорения этого процесса с помощью привода 28 может опускаться хвостовая балка. Возможен вариант, когда кольца 22 и 23 вообще не наклоняются. а опускается лишь балка 4.

В ходе полета масло из выемки 33 под действием центробежных сил выдавливается к зубьям 30, обеспечивая смазку. При остановке винта 2 оно вновь стекает в выемку 33.

Управление ЛА может осуществлять, в одном варианте, нижний пилот, а верхний— вести наблюдение, проводить какие-либо работы или просто быть пассажиром. В другом варианте верхний пилот управляет полетом, а нижний ведет наблюдение и т.п.

При необходимости провести дозаправкуу в полете может быть использовано известное устройство, для чего магистраль заправщика улавливается фиксатором 10; после чего открываются вентили магистралей 8 и 9, и бак 7 наполняется топливом (информация об уровне топлива в баке 7 выдается на приборные доски пилотов). По наполнении бака 7 пилоты сообщают об этом на эаправщик. и после прекращения подачи топлива фиксатор 10 отпускает подающую магистраль. а вентили магистралей 9 и 9 закрываются (см. фиг.3), 1827363

При необходимости осуществить переход верхний пилот открывает люк 16 и по веревочной лестнице может подняться на находящийся выше объект, а оттуда другой человек может спуститься на верхнее кресло 14 (см, фиг.4), При возникновении аварийной ситуации пилоты могут мгновенно покинуть ЛА, для чего открывается люк 16, и кресла 13. t4 с пилотами катапультируются по направляющей 15, после чего эти кресла разводятся в стороны находящимися на них реактивными двигателями, раскрываются парашюты, и пилоты благополучно приземляются обычным порядком. Парашюты 11 с помощью выбрасывателей 12 также раскрываются и обеспечивают мягкое приземление ЛА (см. фиг.8). Этот вариант наиболее эффективен, когда повреждения таковы, что посадка с помощью авторотации невозможна, После посадки пилоты могут сами или с помощью вызванной бригады отремонтировать ЛА и продолжить полет.

Формула изобретения

1. Летательный аппарат, содержащий корпус, хвостовую балку, несущий винт с автоматом перекоса, силовую установку, рулевой винт с трансмиссией, топливную систему, отличающийся тем, что. с целью повышения эксплуатационных характери5 стик кабина экипажа снабжена наклонной направляющей с катапультируемыми креслами членов экипажа, размещенными одно над другим и снабженными двигателями разведения с разных сторон каждого крес10 ла. прозрачным люком в верхней части и горизонтальным силовым кольцом, охватывающим кабину экипажа, связанным с кольцом-втулкой, к которому крепятся лопасти несущего винта.

15 2. Аппарат по п.1, отличающийся. тем; что кольцо-втулка снабжена зубьями закрепления с ведущей шестерней силовой установки.

3. Аппарат по п.1, отл и ч а ю щи и с я

20 тем. что хвостовая балка шарнирно крепится к корпусу, снабжена приводом ее поворота, а трансмиссионный вал снабжен карданом.

4. Аппарат по п.1, отл ич а ю щи и с я

25 тем, что силовое кольцо снабжено парашютной системой с выбрасывателями.

1827363

1827363

1827363

Составитель А. Баландин

Редактор Техред M.Моргентал Корректор Н. Король

Заказ 2344 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". r. Ужгород, ул.Гагарина. 101