Устройство для выравнивания нагрузок параллельно работающих генераторов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
182789
ОПИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Кл, 21дт, 72/01
21d>, 35
Заявлено 20.Х.1962 (№ 799711/24-7) с присоединением заявки ¹
МПК Н 02j
Н 02k
УДК 621.313.024.016.32 (088.8) Комитет по делам изобретеиий и открытий при GOBSTB Мииистров
СССР
Приоритет
Опубликовано 09.И.1966. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 26.1Х.1966
Рс. ь,:!» е1
Автор изобретения
М. Н. Курочкин
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫРАВНИВАНИЯ НАГРУЗОК
ПАРАЛЛЕЛЬНО РАБОТАЮЩИХ ГЕНЕРАТОРОВ полюсной дуге b,„äëÿ правой и левой сторон башмака постоянно и одинаково. Смешение оси осуществляется вследствие изменения среднего зубцового деления b,, Для упрощения выводов предположим, что линейная нагрузка А» наконечника равна линейной нагрузке А якоря, т. е. А» =А, что соответствует степени компенсации 100%.
Вследствие смещения оси компенсационной
1о обмотки у1 — ут, следовательно, оси токов, линейные нагрузки левой А», и правой А»,, половин полюсного башмака по отношению к втой оси будут неодинаковыми:
15 4»
2 —;А»,=A»вЂ”
Ьп — — а
А», =-2 ь„ — +а
2 при отсутствии
bra
1- ц — — А,—
OD =А», ОЕ =А ого
25 — —, а
O F = A», . 0 Е =А (1 =А
В известных устройсгвах для выравнивания нагрузок параллельно работающих генераторов постоянного тока с обмотками дополнительных полюсов и компенсационными на главных полюсах генераторов расположены дополнительные уравнительные сериесные или шунтовые обмотки. Обычно используются две уравнительные сериесные обмотки — компаундная и противокомпаундная, требующие большого расхода меди для междукатушеч-, ных и междугенераторных соединений.
Для повышения точности распределения нагрузок и уменьшения расхода активных и изоляционных материалов оси компенсационной с бмотки каждого генератора (двигателя) установлены со сдвигом по дуге окружности якоря, определяемой отношением величины намагничивающей силы уравнительной обмотки и линейной нагрузке.
Величина сдвига численно равна отношению величины намагничивающей силы уравнительной обмотки к линейной нагрузке якоря.
На фиг. 1 показаны полюсный наконечник, кривые намагпичивающих сил якоря (ABC) и компенсационной обмотки (DEF) генератора в зоне полюсной дуги при смещении оси у1 — у1 компенсационной обмотки на величину а по отношению к геометрической оси у — у полюса; на фиг. 2 представлена характеристика холостого хода. Зубцовое деление по
Где А, — линейная нагрузка смещения. Так как та
182789 то, принимая во внимание, что А = А, получим: пп
OD = О Р = АО = 0 С = А —" = Рд.
Таким образом, смещение оси компенсационной обмотки не изменяет ее намагничивающей силы F„. В то же время появляется продольная результирующая намагничивающая сила F „„= ЕЕ, величина которой определяется только намагничивающей силой якоря, т. к. в точке Е намагничивающая сила компенсационной обмотки F = О. F, = А а.
Направление действия намагничивающей силы F„,определяется направлением смещения оси у — у .
Если ось токов смещена против направления вращения генератора, то продольная намагничивающая сила Р „будет размагничивающей (см. фиг. 1), а если по направлению вращения, то — намагничивающей. Отсюда следует также, что при изменении направления вращения машины должно быть изменено направление смещения.
Так как действие сдвига оси в схеме параллельной работы генераторов должно заменить действие противокомпаундной обмотки, то, естественно, что смещение оси компенсационной обмотки должно быть произведено против направления вращения.
При переходе генератора в двигательный режим (рекуперация энергии со стороны переменного тока) действие сдвига оси оказывает компаундирующее влияние, тем самым обеспечивая устойчивую работу.
Если принять намагничивающую силу уравнительной обмотки равной: ш (Е 2I R)
2Еш где Р— намагничивающая сила обмотки параллельного или независимого возбуждения при номинальном напряжении генератора;
Š— отрезок на оси ординат, отсекаемый касательной, приведенной к характеристике холостого хода генератора в точке, соответствующей номинальной э. д. с. Е,, (см. фиг. 2);
1, — уравнительный ток, величина которого ограничивается условиями нагрева генератора и лежит в пределах 5 — 10 /О, ЬŠ— разность э. д. с. двух параллельно работающих генераторов, возникающая вследствие несовпадения характеристик холостого хода или других причин, которая обычно лежит в пределах 0,5 — 3,5 /О, R — полное сопротивление обмоток цепи якоря одного генератора.
Величина смещения компенсационной обмотки а в этом случае определится из урав5 нения: а= — = (ЬŠ— 2l К).
А 2АЕш
Возможность выполнения смещения, рас10 считанного по данному уравнению, определяется конструктивно из условия размещения пазов компенсационной обмотки.
Для предварительной оценки возможности выполнения смещения следует проверить вы15 полнимость следующего условия: а) для машин без болтовых соединений компенсационной обмотки гп k(ï + 1) а(l
2 б) для машин с болтовым соединением компенсационной обмотки
Ьтп + 1 5 уг (Ьп+ 2 5)
25 где z, — число пазов компенсационной обмотки на полюс;
b „ — ширина паза компенсационной обмотки в штампе, 30 При выводе указанных условий было принято, что минимальное расстояние между стержнями компенсационной обмотки должно быть соответственно не менее 1 и 2,5 см. При невозможности конструктивно выполнить пол35 ное смещение оси компенсационной обмотки целесообразно делать частичный сдвиг.
Hp едм ет изобретения
1. Устройство для выравнивания нагрузок параллельно работающих генераторов (двигателей) постоянного тока с сериесными уравнительными обмотками, обмотками дополни45 тельных полюсов и компенсационными, отличающееся тем, что, с целью повышения точности распределения нагрузок и уменьшения расхода активных и изоляционных материалов, оси компенсационной обмотки каждого
50 генератора (двигателя) установлены со сдвигом по дуге окружности якоря, определяемой отношением величины намагничивающей силы уравнительной обмотки к линейной нагрузке якоря.
55 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что указанная величина сдвига численно равна отношению величины намагничивающей силы уравнительной обмотки к линейной нагрузке якоря.
182789
Фиг. f
Фиг 2
Составитель Б. В. Минц
Корректор Л. С. Корнк
Редактор А. И. Пименова Техред Л. К. Ткаченко
Заказ 3014 19 Тираж 1250 Формат бум. 60 (90 /ц Объем 0,3 изд. л. Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москеa, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, д. 2