Пьезоэлектрический двигатель

Реферат

 

Использование: в устройствах точной механики, в робототехнике, станкостроении, оптике. Сущность изобретения: опорные элементы выполнены полыми с конической внутренней поверхностью и сопряжены с торцами полого пьезоцилиндра с радиальной поляризацией, причем опорные элементы выполнены из материала, температурный коэффициент расширения которого удовлетворяет соотношению: , где п и к соответственно температурные коэффициенты расширения материала пьезоэлемента выступающих за него частей двигателя, L и lк соответственно длина пьезоэлемента и выступающих за него частей двигателя, угол наклона конических внутренних поверхностей опорных элементов, Do наружный диаметр пьезоэлемента. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам точной механики и может быть использовано в робототехнике, станкостроении, оптике. Цель изобретения упрощение конструкции, повышение точности, надежности и температурной стабильности. На чертеже показан вариант конструкции пьезоэлектрического двигателя. Двигатель состоит из пьезоэлектрического цилиндра 1 с радиальной поляризацией, с торцами которого сопряжены полые опорные элементы 2 и 3 с конической внутренней поверхностью. Опорный элемент 2 связан с упругим корпусом 4, а опорный элемент 3 с винтом 5, обеспечивающим зажатие пьезоцилиндра 1 между опорными элементами 2 и 3. Устройство работает следующим образом. На пьезоцилиндр 1 подается управляющее напряжение, в результате чего он удлиняется по оси и увеличивается по диаметру. Увеличение диаметра пьезоцилиндра 1 приводит к выжиманию в стороны опорных элементов 2 и 3 благодаря конической форме их внутренних поверхностей. При изменении знака управляющего напряжения пьезоцилиндр 1 уменьшается в длину и сжимается по диаметру. Это приводит к тому, что опорные элементы 2 и 3 надвигаются на него под действием упругости корпуса 4. Величина дополнительного смещения пьезодвигателя определяется соотношением Z D/tg (1) где D изменение диаметра пьезоцилиндра 1, угол наклона внутренних поверхностей опорных элементов 2 и 3. Величину D можно определить по формуле D d31UD/t+d33U/2, (2) где D исходный диаметр пьезоцилиндра 1, t толщина его стенок, U управляющее напряжение, d33 и d31 пьезомодули в направлении поляризации пьезоматериала и в перпендикулярном к нему. Изменение диаметра пьезоцилиндра 1 при изменении температуры на t Dпт Doпt. где Do исходный диаметр пьезоцилиндра 1, п- ТКР материала пьезоцилиндра 1. Изменение внутреннего диаметра опорных элементов 2 и 3 Dот Doопt. где оп- ТКР материала опорных элементов 2 и 3. Изменение длины устройства за счет изменения наружного диаметра пьезоцилиндра 1 и внутренних диаметров опорных элементов 2 и 3 Lo -Dot(оп-п)/tg Изменение длины устройства за счет продольного расширения пьезоцилиндра 1 при нагреве Lп= Lпt. Изменение длины устройства за счет расширения выступающих справа и слева от пьезоцилиндра 1 частей корпуса 4 и гайки 5 суммарной длиной l и с ТКР к Lk lкt. При полной компенсации температурной деформации устройства Lo+Ln+Lk0, следовательно arctg (3) Пьезоцилиндр 1 может быть изготовлен из пьезокерамики ЦТС-23, а опорные элементы 2 и 3 из бронзы или стали. П р и м е р. Пусть пьезоцилиндр 1 изготовлен из пьезокерамики ЦТС-23 (d33= 210-10 Кл/Н, d31 -10-10 Кл/Н, п3x x10-6 град-1), имеет длину L 310-2 м, наружный диаметр Do 210-2 м, предельное управляющее напряжение Uп 2 кВ. Опорные элементы 2 и 3 изготовлены из бронзы (оп=17,510-6 град-1), выступающие части корпуса 4 и гайки 5 изготовлены из бронзы и имеют суммарную длину l 210-2 м. Тогда в соответствии с выражением (3) полная компенсация температурных деформаций пьезодвигателя достигается при =33,4о. При замене бронзы нержавеющей сталью с к= 1110-6 град-1 получаем = 27,3о и Z 3,5 мкм. Без применения опорных элементов с конической внутренней поверхностью температурное изменение длины устройства при изготовлении корпуса из бронзы составило бы Lt Ln+Lk 0,44 мкм/град, а при изготовлении из стали Lt 0,31 мкм/град.

Формула изобретения

ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий полый цилиндрический пьезоэлемент, размещенный в корпусе между опорными элементами с конической поверхностью, и элемент стыковки с объектом перемещения, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, повышения точности, надежности и температурной стабильности, пьезоэлемент выполнен монолитным с радиальной поляризацией, а опорные элементы изготовлены полыми с конической внутренней поверхностью и выполнены из материала, температурный коэффициент расширения которого удовлетворяет соотношению: где п и к соответственно температурные коэффициенты расширения материала пьезоэлемента и выступающих за него частей корпуса и элемента стыковки с объектом перемещения; L и l2 соответственно длина пьезоэлемента и выступающих за него частей корпуса и элемента стыковки с объектом перемещения; угол наклона конических внутренных поверхностей опорных элементов; D0 наружный диаметр пьезоэлемента.

РИСУНКИ

Рисунок 1