Способ смазки механизма поворота лопастей рабочего колеса гидромашины и рабочее колесо гидромашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано для обеспечения смазкой деталей рабочего колеса гидромашины и при изготовлении рабочего колеса. Поршень сервопривода совершает возвратно-поступательное движение и перемещает плунжер . Масло под действием плунжера через форсунки впрыскивается в воздушную часть полости рабочего колеса. 2 с. и 2.з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)ю F 03 В 3/14
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К. АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
6 (21) 4897862/29 (22) 02.01.91 (46) 30.07.93. Бюл. 34 28 (71) Производственное объединение атомного. турбостроения "Харьковский турбинный завод им. С.М.K poaa (72) В.Г.Соколов, И.С.веремеенко, Л.А.Кириченко, В.И.Колганенко и 8.П.Шилов (56) Справочник по гидротурбинам./Под ред. H.Í.Kîâàëåââ.. Л.: Машиностроение, 1984, с. 146.
Ковалев Н.Н.. Проектирование гидротурбин. Л.: Машиностроение, 1974, с. 189191, рис. YI.Ç.
Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано для обеспечения смазкой деталей рабочего колеса.
На фиг. 1 показано рабочее колеса гидромашины при осуществлении способа смазки механизма поворота лопастей; на фиг. 2 — конструкция устройства для осуществления смазки.
В рабочее колесо неподвижной гидромэшины заливают масло до уровня ниже механизма поворота лопастей 4 (например, до уровня 23), оставляя между поверхностью заливки масла и уровнем механизма поворота лопастей 4 объем, составляющий
5...16 объема полости рабочего колеса.
Несколько раз выполняют возвратно-поступательное движение поршня 7 сервоприводэ 3, вследствие чего осуществляется распыление масла в воздушной части полоcm 5 nocpepcraoM форсунки 17, 0 способствует образованию в полости 5 мэслоноздушной среды. 8 процессе работы
„„ЯЦ„„1830429 А1 (54) СПОСОБ СМАЗКИ МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА ЛОПАСТЕЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА
ГИДРОМАШИНЫ И РАБОЧЕЕ КОЛЕСО
ГИДРОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано для обеспечения смазкой деталей рабочего колеса гидромашины и при изготовлении рабочего колеса. Поршень сервопривода совершает возвратно-поступательное движение и перемещает плунжер. Масло под действием плунжера через форсунки впрыскивается в воздушную часть полости рабочего колеса. 2 с. и 2.з,п. ф-лы, 2 ил. гидромашины практически постоянно происходит распыление масла в полости 5.
Рабочее колесо гидромашины для осуществления способа содержит корпус 1, лопасти 2, сервопривод 3 и механизм поворота лопастей 4, размещенный в полости 5 рабочего колеса. Рабочее колесо размещено в проточной части 6. Поршень 7 сервопривода 3 посредством штока 8 соединен с механизмом поворота лопастей 4, при этом по фланцу 9 лопасти 2 установлено уплотнение 10, отделяющее полость 5 от проточной части 6, а по штоку 8 установлено уплотнительное устройство 11, отделяющее полость 5 от полости сервопривода 3. Благодаря этому полость 5 рабочего колеса остается безнапорной, В нижней части шток 8 удлинен за счет присоединенного к нему плунжера 12. размещенного в направляющем стакане 13, установленном в полости 5 рабочего колеса. Причем в теле плунжерэ 12 выполнен глухой канал 15, соединенный с каналом 14, и радиальные каналы 16(напри1830429 мер, четыре канала), соединяющие канал 15 с воздушной частью полости 5, при этом в полостях 16 установлены форсунки 17. В системе каналов 14-16 установлен предохранительный клапан (не показан), э в стенках стакана 1-3 выполнены каналы 18 и 19, соединяющие полость 20 стакана 13 с масляной частью полости 5 рабочего колеса, в которых установлены соответственно предохранительный клапан 21 и обратный клапан 22. Масло в полость 5 залито, например, до уровня 23.
Рабочее колесо для осуществления способа смазки работает следующим способом;
8 процессе работы гидромашины, в зависимости от режима работы, поршень 7 сервопривода 3 совершает возвратно-поступательное движение и посредством штока 8 перемещает механизм поворота лопастей 4 и плунжер 12. При движении плунжера 12 вверх в полости 20 стакана 13 создается разрежение, вследствие чего обратный клапан 22 открывается и масло из полости 5 рабочего колеса поступает в поЛость 20. При движении плунжера 12 вниз в полости 20 создается давление, под воздействием которого масло по каналам 14, 15 и
16 через предохранительный клапан поступает к форсункам 17 и посредством последних впрыскивается и распыляется в .воздушную часть полости 5 абочего колеса. 8 случае превышения давления в полости 20 открывается предохранительный клапан 21.
Формула изобретения
1. Способ смазки механизма поворота лопастей рабочего колеса гидромашины., включающий заливку масла в полость рабочего колеса, отличающийся тем, что
10 масло заливают ниже уровня механизма поворота лопастей, а в полости над поверхностью масла осуществляют его распыливание путем впрыскивания.
2. Способ по и. 1, о т л и ч э ю щ и R с я
15 тем, что обьем полости между поверхностью заливки масла и уровнем механизма Ilo90рота составляет 5-10$ объема полости рабочего колеса.
3. Рабочее колесо гидромашины. содер20 жащее сервопривод со штоком и направляющий стакан с размещенным в нем плунжером, от л и ч а ю щ е в с я тем, что полость стакана соединена с полостью колеса под уровнем масла при помощи обратно25 го клапана, с полостью колеса над уровнем масла — при помощи каналов с форсунками, а колеса снабжено уплотнительным устройством для отделения его полости от волости червопривода, 4. Колесо по и. 3, о т л и ч э ю щ е е с я тем, что каналы выполнены в плунжере и
1830429
Составитель 8. Шилов
Техред ММоргентал Корректор А, Козориэ
Редактор
Производстевнна-ещртвльский юмбимэт "ГЬтент", г. Ужгород, ул.Гвгэринэ, 101
Заказ 2517 Тираж Оадщнсное
ВНИИПИ Государственного комитета йо изобретением и открмтиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, РэуШскзя мэб., 4Ж