Способ изготовления художественных изделий из древесины с хохломской росписью
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к способу изготовления художественных изделий из древесины с хохломской росписью. Сущность изобретения заключается в том, что в качестве раствора олифы для нанесения на поверхность и для разведения черной и красной красок используют раствор сурика свинцового. 2 з.п. ф-лы.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 1831446 А3 (5!)5 В 44 D 5/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
|) (А) (21) 5000411/12 . (22) 12.08.91 (46) 30.07.93; Бюл. N. 28 (72) С,А.Демидов, Л.А.Варакин, Л.Ф,Карамышева, Е.Н.Доспалова, Н.В.Коротков и
e.P.Калякин (73) Производственное художественное объединение "Хохломская роспись" (56) Михайлов Г.М, и др. Технология изготовления товаров народного потребления из древесины. М.: Лесная промйшленность, 1988, с.30 — 32.
Изобретение относится к производству товаров народного потребления из древесины, в частности к технологическим процессам изготовления художественных изделий с хохломской росписью.
Цель изобретения — повышение качества художественных изделий эа счет улучшения лакокрасоч ного покрытия на поверхностях и снижения энергоемкости изготовления изделий;
Технологический процесс по.изготовлению художественных изделий с хохломской росписью осуществляется следующим образом, Из поленьев древесины или отходов формируют изделия заданной формы, которые по методу изготовления могут подразделяться на: токарные (вазы, бокалы, чашки, панно и др ) резные (ложки и т.n.); столярные (столы и пр.) и т.д.
Предлагаемый способ изготовления художественных изделий из древесины с хохломской росписью имеет следующие (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ С
ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ (57) Изобретение относится к способу изготовления художественных изделий иэ древесины с хохломской росписью. Сущность изобретения заключается в том, что в качестве раствора олифы для нанесения ча поверхность и для разведения черной и красной красок используют раствор сурика свинцового. 2 з.п. ф-лы. технологическое операции по обработке поверхностей изделия. грунтование; шпатлевание; шлифование; покрытие олифельной смесью; покрытие алюминиевой пудрой "лужение"; роспись; лаковое покрытие; сушка. изделий и технологическая выдержка после каждой технологической операции.
В технологическом процессе используются и такие приемы как шлифование, удаление пыли, очистка поверхностей, контроль качества после каждой операции и др.
Каждый этап технологической обработки изделия заключается в следующем.
После сушки (выдержки при комнатной температуре) поверхности изделия заданной формы грунтуют. Перед грунтованием изделия обдуваются от пыли сжатым воздухом в специальной кабине. В качестве грунтовки используют, например, грунт ГФ-021.3
1831446 в соответствии с ГОСТом 25129-82 или грунт
ПФ-020, изготовленный в соответствии с
ГОСТом 18186-72. После грунтовая изделие сушат при Tcyw. = 100-120 С rlpM времени
2,0-2,5 час, В данном случае снижение тем- 5 пературы ниже 100 C нецелесообразно, т.к. увеличивается время сушки, Увеличение температуры свыше 120 С приводит к усушке древесного сырья и к изменению формы изделия. Грунтованные изделия после суш- 10 ки в злектропечах выдерживают при Т цд, =
18=250С 1„5 — 2 часа.
После грунтования производят местное ш патлевание Hep (æHûõ AGBepxHocTeA изделия (заделка мелких дефектов: сколы, Тре- 15 щины, сучки) и сплошное шпатлевание внутренних поверхностей изделия, чтобы придать изделиям большую прочность, т,к. именно внутренняя поверхность контактирует с пищевыми продуктами. 20
В качестве материала используют шпатпевку ПФ-002 (ГОСТ 10277-76), а также смесь грунтовки ГФ-021 и шпатлевки ПФ002, Шпатлевание может быть осуществлено как вручную, так и из пистолета — 25 краскораспылителя в специальной камере.
В зависимости от вида шпатлевания испОльзуют при p ÷Hoì, мас.ч;:
Грунтовку ГФ-021 — 60
Шпатлевки Пф-002 — 40 30 При шпатлевании из пистолета-краскораспылителя используют, мас.ч.:
Грунтовку ГФ-021 — 90
Шпатлевки ПФ-002 — 10
Смесь разводится уайт-спиритом (ГОСТ 35
3134-78) или скипидаром ГОСТ 1671-82 до рабочей вязкости 35 — 40 сек. Перед использованием смесь фильтруется.
В смесь (шпатлевка ПФ-002 и грунтовка
ГФ-021) 80 мас.ч. добавляется 20 Мес, . 40 уайт-спирита.
После шпатлевания изделий сушат в электропечах при Т,уш, = 100-120 С и 2,0—
2,5 часа и выдерживают при Тц л. = 18-25 С
1,0-1,5 час, 45
После следующей основной операцией обработки изделий — покрытие поверхностей олифельной Смесью производят шлифование изделий с последующим удалением пыли. Изделия шлифуют вруч- 50 ную или на токарном станке, После операции очистки поверхностей изделия производят, что традиционно, покрытие их олифельной смесью. Олифельная смесь содержит олифу натуральную и 55 лак. Например, ПФ-283 (ГОСТ 5470-75) в соотношении 1, 1, Данное соотношение традиционно. Для подготовки олифельной смеси олиФу натуральную предварительно варят.
Основы олифы натуральной: льняное (ГОСТ 5792-81) или конопляное масло с сиккативами смешивается с 3 — 4g (0,03 — 0,04 в.ч.) сурика свинцового {ГОСТ 19151-73) и уваривается при температуре от 0 до 260 С до того момента когда раствора становится прозрачным и приобретает золотисто-коричневый оттенок. Вязкость полученного раствора при Т = 20 + 5 С, измеренная по вискозиметру В3-246, не ниже 21", плотность не ниед — 0,936 г/см, Время высыха2 ния — 21 час.
При использовании такого состава раствора олифы обеспечено необходимое качество олифеновой смеси при нанесении ее на поверхность изделия. Исключаются такие дефекты как проседание смеси в поры древесины, улучшаются условия растира смеси . по поверхности изделия, Количество сурика свинцового равного 0,03-0,04 мас.ч. оптимально. Увеличение в растворе олифы натуральной сурика свинцового свыше 0,04 мас.ч. приводит к увеличению расхода материала, Уменьшение свинцового сурика ниМе 0,03 мас.ч, приводит к возрастанию времени высыхания олифельной смеси плонки, Увеличение Т варки олифы с суриком свинцовым выше 260 С нецелесообразно, т.к. значительно увеличивается вязкость вплоть до полной по ери текучести, Использование сурика свинцового при варке олифы натуральной является необходимым по соображениям повышения нижнего предела вязкости и плОтности ОлиФы, снижения температуры высыхания, улучшения цветового оттенка олифельной смеси, приближа ощегося к характерному оттенку художественного изделия.
Нанесение указанного олифельного покрытия на поверхности изделия осуществляется многократно и после каждого слоя олифельной смеси изделие выдерживают при Т,,,д = 18-25"С в течение t 2,0-2,5 час.
Выдержку изделий осуществляют на стеллажах. Для изготовления изделий испольЗУЮт, преимущественно, трехразовое покрытие олифельной смеси, что обеспечивает необходимое качество поверхностей изделия.
Выдержка изделия после третьего покрытия олифельной смеси Осуществляется до отлипа, т,е, до состояния не полностью высушенных поверхностей, Следующая основная операция подготовки поверхностей изделия к росписи—
"лужение". При этой операции поверхности изделия покрывают алюминиевым порош-. ком (пудрой) (в соответствии с ГОСТом 549471). Покрытие "лужение" производят втиранием алюминиевого порошка до пол1831446
50 учения зеркальных (серебристых) поверхностей изделия. Затем поверхности иэделия отбирают от излишек алюминиевой пудры.
Зеркальные поверхности изделия (или часть их) расписывают художественными красками, При этом на первом этапе росписи на поверхности иэделия наносят отдельные пояски: операция "наводки". Затем производят роспись. При росписи используют такие краски, как сажа, красная киноварь, желтый крон и др. Черную краску (сажа) и красную киноварь разводят раствором олифы натуральной сваренной с суриком свинцовым (ГОСТ 19151-73), В растворе олифы натуральной содержится 0,04-0,05 мас.ч. сурика, Температура варки от 0 до
260 С до приобретения раствором прозрачности и темно-коричневого цвета, Цвет раствора не изменяет цветовых оттенков красок. Вязкость раствора при Т = 20 + 5ОС не менее 32 сек. плотность не менее
0,950 г/см, Время высыхания не более
24 часов.
Использование при разведении красок олифы вареной с суриком свинцовым увеличивается вязкость и плотность художественных красок, не меняется их цветовой оттенок, снижается их растекаемость, что улучшает условия нанесения красок и их укрывистость.
Олифа вареная используется, преимущественно, для разведения красной краски (пигмент киновари ртутной Но) и черной (сажа), т.к. по своим технологическим качествам требуют введения в их состав олифы.
При разведении красной краски используют пигмент киновари 80 — 83% (80 мас.ч.—
83 мас.ч) и 12 — 15% (12-15 мас.ч) олифы вареной и до 5 (5 мас.ч.) скипидара (ТУ.
81-05-74-77 или ГОСТ 1571-82). Количество скипидара традиционно. При уменьшении олифы вареной до 10% (10 мас.ч.) увеличивается вязкость и плотность красной краски, что приводит к ухудшению ее художественных свойств и эластичности.
При увеличении олифы вареной свыше 15% (15 мас.ч,) уменьшаются соответственно плотность и вязкость, что ухудшает укрывистость (краска течет по поверхности изделия).
Черная краска (сажа) подготавливается для росписи также с использованием олифы вареной в следующем соотношении компо.HIBHT08: олифа вареная — 50 — 55 (50-55 мас.ч,) скипидар — 5 (5 мас.ч.) сажа — 40 — 45 (40-45 мас,ч,)
Художественную роспись производят одним и известных видов (травка, фон, куд5
45 рина), Расписанные изделия сушат при
Твид. = 18-25 С в течение 24 часов ипи в электропечах при T
После сушки изделий осуществляют отводку кромок поверхностей под краску, а затем просушивание иэделий при
T
6-10-764-74) добавляют раствор спирта (растворитель ¹ 646), подкрашенного органическим оранжевым красителем "2Ж" (ГОСТ 7468-55) или желтым красителем "3" (ГОСТ 17650-72) Лак со спирторастворимым раствором красителя имеет золотистый оттенок (цвет).
ОптимальнО следующее содержание красителя в растворителе: краситель "3" в
100 мл спирта, например, бутилового составляет 5,6 — б, Краситель оранжевый
"2Ж" на 100 мл спирта — 1 — 2, Уменьшение красителя "3" до 4% или красителя "2Ж" меньше 1% приводит к браку художественных изделий. Золотистый оттенок поверхностей изделий бледный, Качество поверхности изделия не соответствуег контрольному. образцу.
Увеличение количества красителя "3" в растворе спирта свыше 6% и свыше 2% красителя "2Ж" приводит к получению лакэ, при использовании которого поверхности иэделия имеют темный оттенок. При разведении 1 л лакэ используют 100 — 140 г (10—
14 ) готового раствора красителя, что соответствует золотистому оттенку лакэ, а изготовленные изделия имеют заданный контрольным образцом цвет поверхностей, При увеличении раствора красителя в лаке поверхности изделия приобретают темный, близкий к коричневому оттенок, что не соответствует художественным данным изделия. Уменьшение раствора красителя в лаке цвет лаковой пленки изделия бледнит, После каждого лакового покрытия изделия сушат в электропечах при
Tan,= 100-120 С и t - 2,0 — 2,5 час. После сушки изделия выдерживают при
Твид.= 1 8 25 С и t= 6-8 час. После лакирования производят подкрас изделий и сушку их при Т цд = 18 — 25 С и t = 6 — 8 час. Затем производятся окончательный контроль изделии, их маркировка и упаковка.
Пример. В данном примере описан технологический процесс изготовления художественного изделия из древесины, поп1831446
30
45 уфабрикат которого получен токарной обработ кой.:.".
Полученный после токарной обработки полуфабрикат подается на рабочее место, на котором осуществляется следующий этап: полуфабрикат очищается от пыли, например, путем его обдува воздухом, грунтуются все поверхности изделия, при этом .в качестве грунтовки используют грунт
ГФ-021 (ГОСТ 25129-87), Грунт ГФ-021 при Т=- 20 + 5 С должен иметь вязкость 45—
50 сек. Для получения необходимой вязкости используют скипидар живичный (ГОСТ
1571-82), Для контроля вязкости применяют вискозиметр, например, В3-246 (ГОСТ
9070-75E) и секундомер ГОСТ 5072-79F.
После грунтования изделие выдерживают при Твд,= 18 — 25 С в течение 1,5—
2,0 час и при повышенной температуре
Тсуи.=- 100 — 120 С в течение 2,0-2,5 час. При
t --- 7,0 час, например, t = 1,5 час эффективность просушивания грунтовых поверхностей снижается, что приводит к нарушению качества поверхностей. При 1 = 2,5 час набл юдается растрескивание загрунтованнь|х поверхностей иэделий, что в целом приводит к увеличению времени обработки изделия на следующем этапе технологического йроцесса, на котором осуществляется местное шпатлевание (мелких вырывов, выбоин, другие неровности). На этом этапе используются такие известные технические средства: шпатлевка ПФ-002 (ГОСТ 10277-76), уайт-спирит (ГОСТ 3134-78), скипидар (ГОСТ
1571-82), (см.выше). После технологической выдержки изделия при Тв, д,= 18 — 25 С и при не менее 24 час„чта необходимо по условиям сушки шпатлевки ПФ-002 или ГФ-021, осуществляют контроль качества изделия и производят сплошное шпатлевание его поверхностей, в том числе и внутренних (не имеющих, в дальнейшем, росписи), Для сплошного шпатлевания (ручное) используют грунтовку ГФ-021 (ГОСТ 25129-82) и шпатлевку ПФ-002 с уайт-спиритам и скипидаром, Необходимую вязкость грунтовки проверяют вискозиметром, Следующий этап — технологическая вы-. держка при Т д.= 18 — 25ОС, 1= 1,5 — 2 час.
Уменьшение или увеличение температуры и времени выдержки приводит к качественному ухудшению поверхностей изделия после сушки. Качество поверхностей изделий проверяется визуально при 100% контроле. После выдержки изделий их сушат при повышенных температурах Тсу,= 100-120 С, Сушка производится. в электропечах при контроле температуры и времени сушки. Увеличение температуры сушки выше 120ОС увеличивает энергетические затраты электропечей. приводит к нарушению качества самой древесины, происходит ее усушка, изменяются линейные и обьемные параметры изделия и его форма.
После сушки иэделия при Т уш,— 100-120 С, оно выдерживается при Тн д.= 18-25 С и t = 1,5 — 2 часа, что необходимо для снятия внутренних напряжений. После выдержки поверхности изделия шлифуют, например, на шлифовальном станке.
Используют также шлифовальную шкурку, Осуществляют визуальный 100% контроль поверхностей изделий.
Поверхности изделия обтирают с использованием уайт-спирита (ГОСТ 3134-78), подготавливая из к следующему технологическому этапу — олифелению (описание тех-. нологического процесса).
Поверхности изделий три раза покрывают смесью олифы вареной и лака ПФ-283 в соотношении 1:1, При олифелении используют олифу натуральную (ГОСТ 7931-76), которую варят с суриком свинцовым при температуре до 260 С до получения прозрачного раствора золотисто-коричневого оттенка. Вводят в олифу натуральную(смесь растительного масла, например, льняного с сиккативами) сурик свинцовый в количестве
0,03 — 0,04 мас.ч. Данное количество сурика свинцового и заданная температура варки олифы удовлетворяют таким технологическим требованиям, как вязкость получаемого раствора, его температура высыхания.
Вязкость олифы варенной при Т = 18 — 25 С должна соответствовать 21 сек, плотность не ниже 0,936 г/см; время высыхания — 21 э, час.
Для проверки вязкости используют вискозиметр В3-246 (ГОСТ 9070-75Е): часы
ГОСТ 10733-79Е.
После покрытия поверхностей изделия указанной олифельной смесью и технологической выдержкой изделия при
Твд.= 18-25 С осуществляют 100% визуальный контроль, в результате которого оцениваются поверхности изделия по равномерности нанесенного на них покрытия для исключения брака по проседанию смеси в поры древесины, условиям толщины пленки (ее растира).
Следующий технологический этап — лужение поверхностей изделия алюминиевой пудрой осуществляется известным способом, Контроль визуальный с контрольным образцом.
После обтира поверхностей иэделия от излишков алюминиевой пудры осуществляют следующий этап —. роспись изделия худо1831446
10 жественными красками. При использовании черной (сажа) и красной красок их разбавляют раствором олифы вареной с суриком свинцовым с ранее описанным весовым содержанием сурика и температуры варки.
Перед использованием олифы вареной проверяют ее вязкость, которая должна быть не ниже 32 сек, а также плотность (не ниже 0,950 г/смз).
После технологической выдержки при - 10 — 12 часов и Т >л.= 18 — 25 С иэделия дополнительно подкрашивают и сушат в электропечи при T>:y»>.= 100-120 С в течение 2,5 — 3 часов, затем выдерживают при
Тв»,д.= 18 — 25 С и t = 1,5 — 2 час.
На следующем этапе поверхности иэделия многократно лэкируют. Используют для лакирования раствор лака, подкрашенного раствором спирта с желтым "3" или оранжевым красителем "2Ж".
Количество раствора спирта с красителем в лаке и самого красителя в спирте выбрано по ранее описанному варианту, При нанесении лака проверяют его вязкость.
После нанесения каждого слоя лака изделие сушат в электропечах при
Тсу>>>.= 100 — 120 С и времени сушки 2,0-2,5 час. После сушки производят технологическую выдержку изделий при Т, д.= 18 — 25 С и контроль изделий по его форме, качеству рисунка и золотистости поверхностей соответствующих оттенку контрольного образца, Для облагораживания поверхностей изделия их подвергают влажнбму шлифованию после каждого слоя лака.
Таким образом весь технологический процесс изготовления художественных изделий из древесины с хохломской росписью осуществляется в режиме температур сушки одного и того же значения, величина которого ниже температуры усушки материала — древесины, что не нарушает объемы и размеры изделия. Кроме того, упрощается в целом процесс регулирования температур сушки, снижаются энергоэатраты. Возможность обеспечения такого технологического оежима сушки художественных изделий из древесины обеспечено благодаря использованию в технологическом процессе олифы вареной с суриком свинцовым, как при нанесении олифельного покрытия так и при разведении красок, а также благодаря использованию раствора лакэ подкрашенного раствором спирта с оранжевым или желтым красителем в соотношениях указанных в описании.
Использование олифы вареной с суриком свинцовым не только способствует улучшению укрывистости поверхностей изделия, но и облагораживанию этих поверхностей перед лакированием, добавляя золотистость в получаемый оттенок, который окончательно формируется после лакирования и сушки.
Применяемые температуры сушки. не только не нарушают заданность формы из5
10 делия, но и сохраняют целостность нанесен15 ной на поверхность иэделия лакокрасвчной пленки. Таким образом в целом повышается художественная ценность изделий.
В результате использования заявляемого технологического процесса сокращаются
20 потери от брака за счет повышения качества изделий.
Формула изобретения
1. Способ изготовления художественных изделий из древесины с хохломской росписью, заключающийся в грунтовке поверхности изделия, сушке, нанесении раствора олифы, сушки, втирании в поверхность алюминиевого порошка до получения зеркальности, росписи красками, черная и красная из которых разведены рас25
30 твором олифы, и последующей сушке, лакировке и сушке до получения золотистого оттенка, отличающийся тем, что в качестве раствора олифы для нанесения на поверхность и для разведения черной и красной красок используют раствор сурика
Э5 свинцового, полученного посредством варки олифы с суриком свинцовым для получения растворов соответ>утаенно золотисто-коричневого и темно-коричневого> цветов, при этом лакировку осуществляют
40 лаком, подкрашенным органическими оранжевым или желтым красителями, а сушку проводят при температуре до 120 С.
2. Способ по п.1, о т л и ч à ю шийся тем, что варку олифы с сурикомсвинцовым осуществляют с соотношением входящих компонентов, мас.ч.:
50 Олифа натуральная -0,97-0,95
Сурик свинцовые -0,03-0,05 и при температуре 0-260 С.
3. Способ по. п.1, отличающийся жевого или желтого красителей. тем, что лак подкрашивают 10-14 -ным
55 спиртовым раствором органических оран