Радиально-упорный подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: в корпус радиально-упорного подшипника по внутреннему его диаметру насаживается металлическая обойма, имеющая по внутреннему диаметру со стороны, противоположной действию осевой силы, в качестве упругого элемента буртик, причем с внутренней стороны металлическая обойма снабжена / -образным пластмассовым вкладышем. Подпятник выполнен в виде металлической обоймы, имеющей по наружному диаметру буртик со стороны действия осевой силы, которая по внутреннему диаметру с натягом насаживается на шпульку подшипникового узла, -образный пластмассовый вкладыш имеет диаметральные зазоры по всем поверхностям трения, воспринимающим радиальные и осевые нагрузки . 2 ил.
союз coDITcêèx социАлистических
РЕСПУБЛИК (Я)5 F 16 С 17/10, 33/20
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ l (21) 4918994/27 (22) 14.03,91 (46) 30.07.93. Бюл. ¹ 28 (71) Целиноградский сельскохозяйственный институт (72) В,M.Ãóðåâè÷, А.M.Tðåáëåð и Ж,А.Сыздыков (73) Ж,А.Сыздыков (56) Заявка Франции ¹ 2286974. кл. F 16 С
33/26, опублик, 1976. (54) РАДИАЛ Ь НО-УПОР Н Ы Й ПОДШ ИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Сущность изобретения: в корпус радиально-упорного подшипника па внутреннему его диаметру насаживается
Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в сельхозмашиностроении, насосастроении и других отраслях; в частности, для использования в качестве опор скольжения различных машин вращательного действия.
Цель изобретения — предотвращение износа посадочных мест вала и корпуса подшипникового узла и улучшение теплоотвода на вал и корпус.
Цель достигается тем, что в корпусе подшипникового узла с натягом насаживается наружная металлическая кольцевая обойма, на вал насаживается внутренняя металлическая кольцевая обойма, а между ними находится антифрикцио нный элемент
1-образного сечения, причем поверхности трения наружной и внутренней обойм выполнены с ответными t-образными поверхностями, Между наружной металлической кольцевой обоймой и антифрикционным элементом Г-обрэзнога сечения, а также О, 1831598 АЗ металлическая обойма, имеющая по внутреннему диаметру со стороны, противоположной действию осевой силы, в качестве упругага элемента буртик, причем с внутренней стороны металлическая обойма снабжена j -образным пластмассовым вкладышем, Подпятник выполнен в виде металлической обоймы, имеющей по наружному диаметру буртик со стороны действия осевой силы, которая па внутреннему диаметру с натягом насаживается на шпульку падшипникового узла. -образный Il/lBGTмассовый вкладыш имеет диамегральные зазоры па всем поверхностям трения, воспринимающим радиальные и осевые нагрузки. 2 ил. между элементом и внутренней металлической кольцевой обоймой имеются диаметральные осевые и радиальные зазоры.
Такая конструкция радиально-упорного подшипника позволяет чередовать теплоотдачу на вал и корпус. В зависимости от величин радиальной и осевой сил можно менять размеры ) -образного антифрикцианного элемента, На фиг. 1 изображен радиально-упорный подшипниковый узел скольжения в разрезе с указанием направления действия сил; на фиг. 2 — разрез радиально-упорного подшипника скольжения с указанием радиальных и осевых поверхностей трения.
Радиально-упорный подшипниковый узел скольжения содержит шпульку 1 с корпусом 2, в катаром установлена манжета 3, охватывающая шпульку 1.
Наружная металлическая кольцевая обойма 4 по внешнему диаметру с натягом насаживается на внутреннюю поверхность
1831598 корпуса 2. На внутреннюю поверхность наружной обоймы 4 с зазором надевается антифрикционный элемент Г-образного сечения 5, на внутреннюю поверхность которого с зазором надевается внутренняя металлическая обойма 6, насаженная на шпульку 1.
Манжеты 7 охватывают шпульку 1 и установлены в крышке 8, Четырьмя болтами 9
-на корпусе 2 закрепляется крышка 8. одновременно торцевой поверхностью упирающаяся в наружную обойму 4. Полушпулька
10 надевается на шпульку 1 и с одной сто роны упирается во внутреннюю обойму 6, а с другой стороны для предотвращения смещения закрепляется стопорными коль цами 11.
Радиально-упорный подшипник скольжения (фиг, 2) имеет опорные поверхности
А и А между наружной обоймой 4 и антифрикционным элементом 5, опорные поверхности В и В между внутренней обоймой 6 и антифрикционным элементом 5 и тор.цевые поверхности трения Г и Г> между обоймами 6 и 4 и антифрикционным элементом 5, Радиально-упорный подшипник скольжения работает следующим образом, При поступательном движении агрегата
ЛДГ за счет вращения дисков батарей по поверхности поля происходит вращение шпульки 1 с полушпулькой 10 и внутренней обоймы 6. Наружная обойма 4 в корпусе 2 находится неподвижно, за счет чего образуется пара трения, Для уменьшения износа наружной обоймы 4 и внутренней обоймы 6 между ними находится антифрикционный элемент Х-образного сечения. В зависимости от угла атаки агрегата ЛДГ и зэ счет того, что диски выполнены сферически в одном направлении по горизонтали, возникает осевая сила Fa и от веса батареи-лущильника по вертикали возникает радиальная сила
Fz (фиг. 1). Между внутренней обоймой 6 и антифрикционным элементом 5 имеются диаметральные зазоры. В начальный момент работы подшипниковой пары трения, когда температура антифрикционного элемента 5, наружной 4 и внутренней 6 обойм одинаковая, вращение происходит по по-! верхностям А и А из-за меньшего удельного давления от внешних сил Fa u Fz.
По мере повышения температуры на наружной поверхности антифрикционнога элемента 5 при вращении .его вместе со шпулькой 1 в наружной обойме 4 повышается коэффициент трения между ними и происходит схватывание поверхностей трения, в этот момент трение продолжается по
S опорным поверхностям В и В . Антифрикци. онный элемент 5 начинает вращаться вместе с внутренней обоймой 6. Такая работа подшипника скольжения называется "об5 ратной парой".
Дальнейшая работа "обратной пары" создает повышение температуры на внутренней поверхности антифрикционного элемента 5, а на корпус отводится тепло от
10 наружной обоймы 4. В результате наступает такой момент, когда антифрикционный элемент 5 начинает вращаться вместе с внутренней обоймой 6, такая работа пары называется "прямая пара", При непрерыв15 ном вращении шпульки 1 под действием температуры происходит чередование "прямой и обратной пар" трения, что также отражается на торцевых поверхностях Г и Г, Данный подшипник скольжения отли20 чается простотой конструкции, компактностью, что повышает технологичность изготовления.
Габаритные размеры соответствуют габаритным размерам серийного подшипника качения, что позволяет замену одного другим без конструктивных изменений деталей узла.
Выход из строя радиально-упорного подшипника скольжения не приводит к вы 0 ходу из строя других деталей узла, Повышение надежности и долговечности узла трения эа счет снижения температуры в зоне трения, а также повторное использование металлических кольцевых 5 обойм после замены изношенного антифрикционного элемента 1-образного сечения увеличивают срок службы узла.
Вращение антифрикцион ного элемента обеспечивает равномерный износ по всем поверхностям трения.
©ормула изобретения
Радиально-упорный подшипник скольжения, содержащий наружную и внутреннюю металлические кольцевые обоймы, 45 между которыми размещен с радиальными и осевыми зазорами относительно внутренней обоймы антифрикционный элемент образного сечения, причем сопряженные с антифрикционным элементом поверхности . 50 наружной и внутренней обойм выполнены с ответными -образными поверхностями, отличающийся тем. что,.с целью предотвращения износа посадчных мест вала и корпуса подшипникового узла и улуч55 шения теплоотвода на вал и .корпус, антифрикционный элемент выполнен в виде отдельной втулки и установлен в обоймах с радиальными и осевыми зазорами относительно наружной обоймы, 1831598
@ue. f