Летательный аппарат и способ его полета

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к воздухоплавательной технике. Целью изобретения является , улучшение аэродинамических характеристик летательного аппарата и повышение маневренности. Летательный аппарат содержит баллоны, заполненные газом легче воздуха, постоянно функционирующего типа 1 и выключаемого типа 2. стропы 3 и подвесную систему 4. Баллоны постоянно функционирующего типа 1 выполнены каждый в виде крыла, соединены друг с другом посредством гибкой связи по одной из боковых поверхностей с возможностью взаимного поворота и размещены симметрично относительно вертикальной плоскости. Баллон выключаемого типа 2 выполнен в виде накладки с серповидным в вертикальной плоскости сечением, объединяющей верхние части баллонов - крыльев 1. Кроме того, в положении подъема слабина у части строп 3 выбрана через складки и зафиксирована с возможностью последующего высвобождения. Способ полета летательного аппарата включает подъем на заданную высоту и последующий спуск при изменении знака сплавной силы аппарата путем выключения из работы одного баллона 2. При этом на различных этапах подъема или спуска изменяют аэродинамическое сопротивление аппарата путем расправления или складывания баллонов 1 постоянно функционирующего типа с одновременным переводом аппарата в режим планирующего полета. 2 с.п„ 1 з.п. ф-лы, 3 ил. г. 1/1 С оо со 00 ю 4 | IGO

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 64 В 1/58

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

C б

К ПАТЕНТУ (21) 4928955/23 (22) 01;04.91 (46) 15.08.93. Бюл. M 30 (76) Н;П.Селиванов и Е.В.Кожевников (56) Авторское свидетельство СССР

N.41353,,1935, кл. В 64 В 1/58, (54) ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И СПОСОБ

ЕГО ПОЛЕТА (57) Изобретение относится к воздухоплавательной технике. Целью изобретения является улучшение аэродинамических характеристик летательного аппарата и повышение маневренности. Летательный аппарат содержит баллоны, заполненные газом легче воздуха, постоянно функционирующего типа 1 и выключаемого типа 2, стропы 3 и подвесную систему 4. Баллоны постоянно функционирующего типа 1 вы-. полнены каждый в виде крыла. соединены друг с другом посредством гибкой связи по одной из боковых поверхностей с возмож„„Я2ÄÄ 1834824 А3 ностью взаимного поворота и размещены симметрично относительно вертикальной плоскости. Баллон выключаемого типа 2 выполнен в виде накладки с серповидным в вертикальной плоскости сечением, объединяющей верхние части баллонов — крыльев

1. Кроме того, в положении подъема слабина у части строп 3 выбрана через. складки и зафиксирована с возможностью последующего высвобождения. Способ полета летательного аппарата включает подъем на заданную высоту и последующий спуск при изменении знака сплавной силы аппарата путем выключения из работы одного баллона 2. При этом на разлйчных этапах подъема или спуска изменяют аэродинамическое сопротивление аппарата путем расправления или складывания баллонов 1 постоянно функционирующего типа с одновременным переводом аппарата в режим планирующего полета, 2 с.п., 1 з.п. ф-лы, 3 ил. г"

1834824

Изобретение относится к воздухоплавательной технике, а именно к аппаратам для подъема в атмосферу и последующего спу. ска и к способам осуществления их полета.

Целью изобретения является улучшеwe аэродинамических характеристик аппарата в условиях полета.

На фиг.1 изображен летательный аппарат в положении подъема в атмосферу; на фиг.2 — фрагмент отделившегося выключэемого баллона летательного аппарата в со. стоянии автономного спуска; на фиг.3— летательный аппарат в положении планирующего полета со снижением.

Летательный аппарат содержит заполняемые газом легче воздуха баллоны 1 и 2.

Баллоны 1 являются постоянно функционирующими, как на участке подъема в атмосферу,. так и при переводе .аппарата в планирующий полет до полного снижения, а также, если необходимо, после завершения спуска. Баллон 2 выполнен выключае-. мым и предназначен для использования в качестве газонаполненного элемента только на участке подъема в атмосферу, по завершении которого предусматривается либо его разгерметизация при пассивном прикреплении к аппарату, либо его автономный полет или автономный спуск. Аппа. рат содержит стропы 3 баллонов 1 и, при необходимости, автономные стропы баллона (баллонов) 2, которые внизу объединены с лямками (условно не показаны) подвесной системы 4. Подвесная система 4 может, быть объединена с контейнером для полезного груза, например, для измерительной, телеметрической - и передающей аппаратуры, или. она может быть оборудована для откры.того подъема аэронавтов в высотном снаряжении, либо снабжена. герметичной гондолой для высотных. подъемов людей с последующим длительным планирующим полетом.

Баллоны 1 выполнены профилированными в виде планирующих крыльев, которые могут быть прямоугольными, треугольными, трапециевидными или фельтообразными в плане с соответствующими аэродинамическими скруглениями. В зоне наибольшего сближения друг с другом бал. лоны 1 соединены между собой посредством гибкой связи 5 с возможностью поворота, при этом баллоны 1 размещены симметрично относительно вертикальной плоскости. Стропы 3 преимущественно прикреплены со стороны нижней поверхности

6 баллонов 1 и лишь крайние из них могут быть прикреплены с заведением на верхнюю поверхность 7 баллонов 1. В положении подготовки к подъему и при подъеме в атмосферу стропы 3 избирательно с полным выбором свободной длины при сложенных вместе баллонах 1 зарифованы в систему 8 преимущественно в нижней части аппарата, в зоне, примыкающей к подвесной системе

4, что обусловлено необходимостью облегченной ручной или автоматической разрифовки строп 3 при переводе аппарата в планирующий полет.

Выключаемый баллон 2 в исходном положении разъемно смонтирован поверх баллонов 1 и выполнен в виде серповидной в поперечном сечении накладки, Для его

1Б разгерметизации и/или отсоединения от аппарата с целью изменения знака сплав ной силы может быть использована в качестве управляющей, по крайней мере, одна иэ крайних или средних строп 3. Оболочки

2О баллонов преимущественно мягкие и могут быть снабжены внутренними, в том числе мягкими, формообразующими каркасами.

Работа летательного аппарата и осуществление способа его полета выглядит сле25 дующим образом;

Летательный аппарат, приведенный в исходное стартовое положение, со сложен-, . ными вместе баллонами 1, зэрифованными . стропами 3, заполненными расчетным коли30 чеством газа постоянными и выключаемым баллонами 1 и 2 и загруженной подвесной системой 4 стартует в атмосферу, При достижении требуемой высоты аппарат переводят в планирующий полет путем

35 выключения. системы 8 и разрифовки строп

3, включая одновременно с этим или после этого баллон 2. При этом возможны различные режимы изменения полета аппарата.

Первый режим. Разрифовкой строп 3 и

40 приведением баллонов 1 в положение расправленных крыльев при невыключенном баллоне 2 переводят аппарат в режим планирующего полета с набором высоты. Подь: ем замедляется, но при этом существенно

45 возрастает возможность маневров и эволюций со смещением в плане относительно точки старта, Последующим выключением баллона 2 переводят аппарат в режим планирующего полета со снижением, не пре5О. пятствуя при необходимости увеличению удаления от точки старта. При этом создается возможность для частичной или полной компенсации ветрового сноса аппарата. Второй режим. Одновременной разрифовкой-строп 3 и выключением баллона 2 аппарат переводят в планирующий полет со снижением, При этом незначительное уменьшение сплавной силы позволяет значительно увеличить длительность планирования.

1834824

Третий режим. Режим ускоренного покидания высотного эшелона атмосферы с последующим переходом в . планирующий полет. Для этого выключают баллон 2. не разрифовывая стропы 3. Аппарат. оставаясь с минимальным вертикальным аэродинамическим сопротивлением и получив необходимый дефицит сплавном силы,.переходит в режим относительно ускоренного снижения. Затем по достижении требуемой высоты нахождения. в атмосфере аппарат переводят в режим планирующего полета разрифовки строп 3.

Формула изобретения

1. Летательный аппарат, содержащий баллоны, заполненные газом легче воздуха, постоянно функционирующего и включаемого типов; стропы и r двесчую систему, отличающийся тем, что, с целью улучшения аэродинамических характериФ стик аппарата, баллоны йостоянно функционирующего типа выполнены каждый в виде крыла, соединены друг с другом посредством гибкой связи по одной из боковых по верхностей с воэможностью взаимного поворота и размещены симметрично относительно вертикальной плоскости, при этом баллон выключаемого типа выполнен в виде

5 накладки с серповидным в вертикальной плоскости сечением, объединяющей верхние части баллонов-крыльев, 2. Аппарат поп.1, отл ича ю щийся тем, что в положении подъема слабина у

10 части строп выбрана через складки и зафиксирована с возмвжностью последующего высвобождения.

3. Способ полета летательного аппарата, включающий подъем на заданную высоту

15 и последующий спуск при изменении знака сплавной силы аппарата путем выключения из работы одного из баллонов, о т л и ч а юшийся тем, что на различных этапах подъема или спуска изменяют аэродинами20 .ческое сопротивление аппарата путем расправления или складывания баллонов постоянно функционирующего типа с переводом аппарата в режим планирующего полета при спуске.

1834824

/у л

Составитель Н. Селиванов

Редактор С. Кулакова Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Н. Ревская

Заказ 2701 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101