Шкив ременного вариатора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: шкив ременного вариатора содержит имеющие спиральные пазы и попарно соединенные между собой наружные и внутренние диски, пальцы с опорными концами, входящими в пазы, дифференциальный механизм для поворота внутренней пары дисков относительно наружной пары и устройстьо, уравновешиоающее центробежные силы, действующие на пальцы. Уравновешивание центробежных сил осуществляется за счет противовесов, посредством рычагов шарнирно соединенных с опорными концами пальцев, причем, опоры рычагов расположены на дополнительных дисках, установленных на валу с возможностью поворота. Конструкция шкива позволяет исключить постоянное воздействие переменного (в зависимости от угловой скорости) момента на механизм поворота дисков, что в конечном итоге, позволяет повысить КПД при регулировании рабочего радиуса шкива и снизить нагруженность деталей механизма регулирования . 1 з.п.ф-лы, 2 йл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
C ÇÖÈÀËÈÑTÈ×ÅÑÊÈX
РЕСПУБЛИК (я)5 I= 16 Н 55/54
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБАТЕ ЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
ОО ,Ю
)() (21) 4949743/28 (22) 27.06.91 (46) 15.08.93. Бюл, М 30 (76) С.Н.Корнилов, В.Г.пушкарев, В;К.Новокшонов и В.Н.Капров (56) Авторское свидетельство СССР
М 1020671, кл. F 16 Н 35/54,.1973.
Авторское свидетельство СССР
М 1263949, кл. Г 16 Н 55/52, 1985, Авторское свидетельство СССР
Мг 1404720, кл. F 16 Н 55/52, 1986, Патент CLLIA М 4768996, кл. F 16 Н
55/52, 1988. (54) ШКИВ РЕМЕННОГО ВАРИАТОРА (57) Использование: машиностроение, Сущность изобретения: шкив ременного вариатора содержит имеющие спиральные пазы и попарно соединенные между собой наружные и внутрейние диски, пальцы с
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых передачах станков, дорожных, транспортных и сельскохозяйственных машин, Цель изобретения — повышение КПД и надежности работы шкива эа счетуравновешивания центробежных сил, действующих на пальцы шкива, На фиг. 1 представлена кинематическая схема шкива ременного вариатора; на фиг.
2 — схема сил, действующих в уравновешивающем механизме шкива.
Шкив ременного вариатора содержит наружные диски 1 и 2. соединенные между собой втулкой 3, внутренние диски 4 и 5, также соединенные между собой втулкой 6, ... Ы,., 1835919 АЗ опорными концами, входящими в пазы, дифференциальный механизм для поворота внутренней пары дисков относительно наружной пары и устройство, уравновешивающее центробежные силы, действующие на пальцы. Уравновешивание центробежных сил осуществляется за счет противовесов, посредством рычагов шарнирно соединенных с опорными концами пальцев, причел1, опоры рычагов расположены на дополнительных дисках, установленных на валу с возможностью поворота. Конструкция шкива позволяет исключить постоянное воздействие переменного (s эависил ости от . угловой скорости) момента на механизм поворота дисков, что в конечном итоге, позволяет повысить КПД пр«регулировании рабочего радиуса шкива и снизить нагруженность деталей механизма регулирования. 1 з.п.ф-лы, 2 ил. и пальцы 7 с опорными концами, взаимодействующими с гибким ремнем 8. Наружные диски 1 и 2 выполнены с направляющими спиральными пазами а одного направления, а внутренние диски 4 «5 выполнены с направляющими спиральными пазами б противоположного направления. Опорные концы пальцев 7 входят B лазы а и б разноименных пар д«сков 1,4 «2.5 в местах их пересечения, Шкив снабжен такм,е с«мметрично расположенными относительно укаэанных выше пар дисков 1,2 и 1,5 рычагами
9 и 10 с опорами с, противоиесал1« 11 «12 и дополнительными дискам«13 и 14, Каждый из противовесов 11 и 12 шарнирно соединены посредством соот:етствующего рычага 9 и 10 с опорным 1 концами
1835019 пальцев 7 при помощи шарниров А. Опоры с рычагов 9 и 10 установлены в дополнительных дисках 13 и 14, Наружные диски 1 и 2 жестко установлены, а внутренние диски 4 и 5 свободно установлены на валу 15.
Дополнительные диски 13 и 14 установлены на валу 15 с возможностью свободного их поворота. Внутренний диск 5 посредством зубчатого венца кинематически связан со звеном 15 дифференциального механизма 17 для поворота наружной пары дисков
1 и 2, Дифференциальный механизм 17 в свою очередь соединен с валом 15. С целью компенсации погрешностей изготовления и сборки опоры с рычагов 9 и 10 могут быть установлены с воэможностью перемещения в момент сборки в пазах, выполненных по дуге окружности в.дополнительных дисках
13 и 14, с последующей фиксацией. 1Массы противовесов 11 и 12 выбирают из условия
F> х DC = FzxCE, где F< — центробежная сила, действующая на суммарную массу пальца 7 и частей двух рычагов 9 и 10, приведенных к оси пальца 7;
Fz — центробежная сила, действующая на суммарную массу двух противовесов 11 и 12 и частей двух рычагов 9 и 10, приведенных к центру масс противовесов 11 и 12;
0С и CE — плечи действия сил F) и Fz относительно опор с рычагов 9 и 10.
Шкив ременного вариатора работает следующим образом.
Поворот звена 16 дифференциального механизма 17 приводит к повороту внутренних дисков 4,5 относительно наружныхдисков
1,2. При этом поверхности направляющих спиральных пазов а и б взаимодействуют с поверхностями опорных концов пальцев 7 и перемещают их в радиальном направлении по отношению к оси О вала 15. Концы рычагов 9 и 10 через шарниры А перемещаются вместе с пальцами 7, заставляя рычаги 9 и
10 поворачиваться вокруг своих опор с и в то же время поворачивать дополнительные диски 13 и 14 относительно вала 15. В результате перемещений рычагов 9 и 10 в пространстве противовесы 11 и 12 в каждый момент времени занимают такое положение, при котором выполняется условие
FcD = FcE. Реакции, возникающие на опорах с рычагов 9 и 10 имеют силовое замыкание на дополнительных дисках 13 и 14.
Таким образом, переменный момент в зависимости от угловой скорости центробежных сил, постоянно воздействующий на
10 механизм взаимного поворота наружных и внутренних дисков оказывается полностью уравновешеннь м.
В результате использования изобретения за счет уравновешивания центробежных сил, действующих на пальцы шкива, исключается постоянное воздействие переменного (в зависимости от угловой скорости) момента на механизм взаимного поворота наружных и внутренних дисков, 20 что в конечном итоге, позволяет повысить
КПД при регулировании рабочего радиуса шкива и снизить нагруженность деталей механизма регулирования, Формула изобретения
25 Шкив ременного вариатора, содержащий имеющие направляющие спиральные пазы различного направления и попарнб соединенные между собой соответственно наружные и внутренние диски, одна пара
30 которых жестко установлена на валу, а другая — с возможностью поворота, пальцы с опорными концами, входящими в пазы разноименных пар дисков в местах их пересечения, и дифференциальный механизм для
35 поворота пары внутренних дисков относительно пары наружных дисков, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения КПД и надежности работы за счет уравновешивания центробежных сил, действующих на пальцы шкива, он снабжен симметрично расположенными относительно пар дисков противовесами, двуплечими рычагами с опорами и дополнительными дисками, противовесы попарно посредством рычагов шарнирно соединены с противоположными опорными концами соответствующего пальца, опоры рычагов установлены в дополнительных дисках, а последние установлены на валу с возможностью поворота.
1835019
Составитель С.Корнилов
Техред М.Моргентал Корректор M.Øàðoøè
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2711 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб;, 4!5