Роторный двигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в качестве приводного двигателя при работе на паре или сжатом воздухе. Сущность изобретения: профилированный цилиндрический ротор с выступами кокцентрично установлен в корпусе с впускным и выпускным каналами и торцовыми , кромками с образованием рабочих камер . Подпружиненная разделительная лопасть установлена в радиальном пазу корпуса между каналами с возможностью взаимодействия с профилированной поверхностью ротора. Клапан размещен в пазу корпуса с возможностью взаимодействия с разделительной пластиной и перекрытия впускного канала. Уплотнительные элементы расположены на выступах ротора. Клапан выполнен в виде двух пластин с окнами . Одна пластина неподвижно закреплена в впускном канале, другая размещена в этом канале с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно первой и совмещения окон. Ширина лопасти равна ширине ротора в направлении продольной оси движения. 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)э F 01 С 1/356
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (21) 4901494/29 (22) 11.01.91 (46) 23.08.93. Бюл. М 31
° (76) П.МЛолитов (56) Авторское свидетельство СССР
M 1583643, кл. F 01 С 1/344, 1988. (54) РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (57) Использование: в качестве приводного двигателя при работе на паре или сжатом воздухе. Сущность изобретения: профилированный цилиндрический ротор с выступа ми концентрично.установлен в корпусе с впускным и выпускным каналами и торцовыми. кромками с образованием рабочих камер. Подпружиненная разделительная
Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению и может использоваться в качестве приводного двигателя при работе на паре или сжатом воздухе.
Целью изобретения является повышение удельной мощности и КПД двигателя.
На фиг.1 изображен роторный двигатель, продольный разрез; на фиг.2 - поперечный разрез; на фиг.3 — поперечный разрез клапанного механизма; на фиг.4— продольный разрез клапанного механизма; на фиг.5 — продольный разрез разделительной пластины низкого и высокого давления; на фиг.6 — продольный разрез дискового клапана.
Устройство состоит из цилиндрического корпуса 1 с торцовыми крышками 2, в полости которого устанавливаются уплотнительные кольца 3 с лабиринтным сопряжением разделительных дисков 4, монтируемых на . оси ротора 5, которая размещена в подшип„„Я „„1836573 АЗ лопасть установлена в радиальном пазу корпуса между каналами с возможностью взаимодействия с профилирован ной поверхностью ротора. Клапан размещен в пазу корпуса с возможностью взаимодействия с разделительной пластиной и перекрытия впускного канала. Уплотнительные элементы расположены на выступах ротора.
Клапан выполнен в виде двух пластин с окнами. Одна пластина неподвижно закреплена в впускном канале, другая размещена в этом канале с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно первой и совмещения окон. Ширина попасти равна ширине ротора в направлении продольной оси движения. 6 ил, никах, а так же установлены рабочие диски б, на которых выполнены выступы 7. В радиальном пазу устанавливаются уплотнитель- Я ные пластины 8, в радиальном пазу корпуса устанавливается разделительная пластина
9 (высокого и низкого давления), на которой жестко установлены кронштейны 10, жестко Q(j скреплены со шпильками 11, на которых ус- (Ъ тановлены пружины 12, подвижным концом О опирающиеся на кожух 13., на стенках его Л устанавливаются опорные подшипники 14, в кожухе выполняются выпускной канал 15 и впускной канал 15 с уплотнительным элементом 17, в полости его устанавливается клапан, состоящий из неподвижной пластины с окнами 18, жестко закрепленной, и (Ъ подвижной пластиной 19, жестко скрепленной с направляющими шпильками 20, на которых устанавливаются пружины 21, подвижным концом опирающиеся на кронштейн 22. Подвижная пластина 19 скользит по опорным подшипникам 23 а верхним кон1836573 цом шпильки контактируют с разделительной пластиной (высокого и низкого давления) в момент холостого хода с перекрытием рабочего тела, Предлэгаемое устройство работает следующим образом.
44-""
Подаваемое под давлением рабочее тело поступает в впускной канал 16, пройдя через клапаны 18 и 19 попадает в полость, образованную корпусом 1, разделительным диском 4, рабочим диском 6, выступом 7 с элементом уплотнения 8 и разделительной пластиной 9, приводит во вращение ротор.
Под силой пружин 12 разделительная пластина повторяет профиль ротора, к концу рабочего хода выступом 7 поднимается разделительная пластина, толкает шпильки 20 и тем самым закрывает доступ рабочего тела, на этом рабочий ход заканчивается. Вторым рабочим диском выполняется разворот ротора (тэк как узлы подвода и отвода рабо чего тела смещаются по окружности корпу са не менее, чем на величину холостого хода) до поступления рабочего тела, а со смежной камеры будет вытесняться отработанное рабочее тело через выпускной канал 15, Циклы повторяются до прекращения подачи рабочего тела.
Может использоваться дисковой клапан (см. фиг.6).
Для избежания ударного эффекта разделительной пластиной 9 о шпильки можно использовать кулачковый вал (аналогично .распредвала в двигателях внутреннего сгорания), приводящий во вращение от оси ротора.
Для повышения мощности двигателя увеличивается число выступов 7, число рабочих дисков 6,, следовательно, увеличивается пропорционально числу рабочих
5 дисков и выступов число впускных и выпускных узлов, Формула изобретения
Роторный двигатель, содержащий кор1О пус с впускным и выпускным клапанами и торцевыми крышками, профилированный цилиндрический ротор с выступами, концентрично установленный в корпусе с образованием с внутренней поверхностью
15 последнего рабочих камер, подпружиненную разделительную лопасть, установленную в радиальном пазу корпуса между впускным и выпускным каналами с возможностью взаимодействия с профилирован2О ной поверхностью ротора, и клапан, размещенный в пазу корпуса с возможностью взаимодействия с разделительной пластиной.и перекрытия впускного канала, отличающийся тем, что, с целью
25 повышения КПД путем снижения трения, он снабжен уплотнительными элементами, расположенными на выступах ротора, клапан выполнен в виде двух пластин с окнами одна из которых неподвижно закреплена во
3о впускном канале, другая размещена в последнем с возможностью Ьозвратно-поступательного перемещения относительно первой и совмещения окон, а ширина лопасти равна ширине ротора в направлении
35 продольной оси движения, 1836573
1836573
Ф
Фиг <
Фиг, а
Фиг, к
Составитель П. Политов
Редактор М,.Кузнецова Техред M.Моргентап Корректор Н, Мил окова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, уп.Гагарина, 101
Заказ 3015 . Тираж Подписное
ВНИИЙИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Рэушская наб., 4/5