Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сущность изобретения: электродвигатель состоит из станины, статора, ротора, запрессованного на вал, подшипниковых узлов, центробежно-нагн тающей крыльчатки , центробежной крыльчатки, затяжных элементов, обмотки статора,заднего кожуха , переднего кожуха и коробки выводов. Подшипниковые узлы базируются по обе стороны отверстия статора и фиксируются с торцов на валу. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

{sI>s Н 02 К5/16 гОсУДАРстВЕннОе пАтентнОе

ВЕДОМСТВО СССР (ГОспАтент сссР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

° °

° а

° Ф

CO

Сд

О Ч 4

QO (21) 4855124/07 (22) 30.07.90 (46) 23.08.93. Бюл. М 31 (71) Азербайджанский политехнический институт им, Ч.Ильдрыма (72) А,М.Агаев, А.А,-К,Халилов и С.О.Муста- фаев (73) Азербайджанский технический университет (56) Электродвигатель серии 4А, TO ВАКИ

520.205.001.

Изобретение относится к электрической промышленности, в частности к электрома шин острое нию. и может быть использовано при создании новых конструкций электрических машин.

Цель изобретения — уменьшение габарита и общего веса электрических машин, увеличение жесткости вала с ротором со статором, а также эффективное охлаждение всех зон.

Поставленная цель достигается тем, что в известной электрической машине, содержащей станину со статором, вал с ротором, подшипниковые узлы, крыльчатку и кожух, согласно изобретению подшипниковые узлы (например, с корпусом из немагHMTHolo материала) базированы по отверстию статора и крепятся на торцах статорного пакета затяжкой на валу электродвигателя через внутренние кольца подшипника, охлаждающая система — кожухи и крыльчатки, установлены на валу с двух сторон ротора (статора), причем с одной стороны — центробежная крыльчатка с забором воздуха одновременно наружного и из зоны зазора и

„„5U ÄÄ 1836778 А3 (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57} Сущность изобретения: электродвига= тель состоит из станины, статора, ротора, запрессованного на вал, подшипниковых узлов, центробежно-нагнетающей крыль- . чатки; центробежной крыльчатки, затяжных элементов, обмотки статора,заднего кожуха, переднего кожуха и коробки выводов.

Подшипниковые узлы базируются по обе стороны отверстия статора и фиксируются с торцов на валу. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. подачей его через лобовую часть обмотки на ребра станины, с другой — центробежно-нагнетающая крыльчатка с забором наружно- го воздуха и нагнетанием части его в зону зазора и подачей остальной его части через другую лобовую часть обмотки на ребра станины, для надежной изоляции от корпуса и уменьшения металлоемкости корпус с крышкой коробки вызовов, изготовленных из пластмасс, устанавливают вводом пазами в разделку по периметру полуокна кожуха.

Пример конструкции электрической машины представлен на фиг.1 — 4.

Электродвигатель состоит иэ станины 1, вставленного в него статора 2, ротора 3, запрессованного на вал 4, установленного в подшипниковых узлах 5, установленных на валу с одной стороны, центробежно-нагнетающей крыльчатки 6 и с другой — центробежной крыльчатки 7, затяжных элементов, устанавливаемых на валу электродвигателя с наружных сторон подшипниковых узлов (например, опорной гайки 8 и затяжных гаек

9), обмотки 10. заднего кожуха 11, переднего кожуха 12 и коробки выводов 13, 1836778

При работе электродвигателя крыльчатка 6. забирая наружный воздух(см, позицию t4),- направляет часть потока на лобовую часть обмотки 10, далее — на ребра станины.

Другуючасть потока нагнетают в зазор между статором и ротором через отверстия подшипникового узла 5. Нагнетание происходит за счет отогнутой половины лопастей крыльчатки 6 состороны подшипникового;узла 5, как показано на фиг.1 и 3.

Крыльчатка 7, забирая наружный и прошедший через зазор воздух 14, направляет на другую лобовую часть обмотки 10, далее— на ребра станины.

Технические преимущества заявленной конструкции электрической машины по сравнению с прототипом. облегчена в весе и соответственно уменьшена в габарите за

Счет изменения конструкций подшипникового узла, станины, вала и коробки выводов, имеет минимальную погрешность по несоосности за счет базирования подшипниковых. узлов с ротором относительно ста; торного пакета, отличается большей жесткостью за счет сближения подшипниковых узлов, а также не допускает подогрев при длительной работе ее за счет эффективного охлаждения лобовых частей обмотки и зазора между статором и ротором наружным воздухом, Формула изобретения

1. Электрическая машина, содержащая

5 станину со статором, подшипниковые узлы, вал с ротором, крыльчатку, кожух, о т Jl и ч аю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения массогабаритных показателей, увеличения жесткости вала и точности по соосности ро10 тора со статором, подшипниковые узлы выполнены базирующимися по обе стороны отверстия статора и фиксирующимися с тор-. цов статорного пакета на валу посредством подшипника.

2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что, с целью эффективного охлаждения лобовых частей обмотки и зоны зазора статора и ротора, устанавливают кожухи и

20 крыльчатки с двух сторон, причем с одной стороны центробежную — с забором наружного воздуха .и воздуха из зоны зазора и подачей его через лобовую часть обмотки на наружные ребра, с другой-центробежно-на25 гнетающую — с забором наружного воздуха нагнетанием в зону зазора и подачей через другую лобовую часть обмотки на наружные ребра.

1836778

4ЫZ

Фиг. 5

Составитель Л.Карцева

Техред М.Моргентал

Редактор Л,Письман

Корректор Н;Кешеля -.

Заказ 3025 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101