Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: электродвигатель состоит из станины, статора, ротора, запрессованного на вал, подшипниковых узлов, центробежно-нагн тающей крыльчатки , центробежной крыльчатки, затяжных элементов, обмотки статора,заднего кожуха , переднего кожуха и коробки выводов. Подшипниковые узлы базируются по обе стороны отверстия статора и фиксируются с торцов на валу. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
{sI>s Н 02 К5/16 гОсУДАРстВЕннОе пАтентнОе
ВЕДОМСТВО СССР (ГОспАтент сссР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
° °
° а
° Ф
CO
Сд
О Ч 4
QO (21) 4855124/07 (22) 30.07.90 (46) 23.08.93. Бюл. М 31 (71) Азербайджанский политехнический институт им, Ч.Ильдрыма (72) А,М.Агаев, А.А,-К,Халилов и С.О.Муста- фаев (73) Азербайджанский технический университет (56) Электродвигатель серии 4А, TO ВАКИ
520.205.001.
Изобретение относится к электрической промышленности, в частности к электрома шин острое нию. и может быть использовано при создании новых конструкций электрических машин.
Цель изобретения — уменьшение габарита и общего веса электрических машин, увеличение жесткости вала с ротором со статором, а также эффективное охлаждение всех зон.
Поставленная цель достигается тем, что в известной электрической машине, содержащей станину со статором, вал с ротором, подшипниковые узлы, крыльчатку и кожух, согласно изобретению подшипниковые узлы (например, с корпусом из немагHMTHolo материала) базированы по отверстию статора и крепятся на торцах статорного пакета затяжкой на валу электродвигателя через внутренние кольца подшипника, охлаждающая система — кожухи и крыльчатки, установлены на валу с двух сторон ротора (статора), причем с одной стороны — центробежная крыльчатка с забором воздуха одновременно наружного и из зоны зазора и
„„5U ÄÄ 1836778 А3 (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57} Сущность изобретения: электродвига= тель состоит из станины, статора, ротора, запрессованного на вал, подшипниковых узлов, центробежно-нагнетающей крыль- . чатки; центробежной крыльчатки, затяжных элементов, обмотки статора,заднего кожуха, переднего кожуха и коробки выводов.
Подшипниковые узлы базируются по обе стороны отверстия статора и фиксируются с торцов на валу. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. подачей его через лобовую часть обмотки на ребра станины, с другой — центробежно-нагнетающая крыльчатка с забором наружно- го воздуха и нагнетанием части его в зону зазора и подачей остальной его части через другую лобовую часть обмотки на ребра станины, для надежной изоляции от корпуса и уменьшения металлоемкости корпус с крышкой коробки вызовов, изготовленных из пластмасс, устанавливают вводом пазами в разделку по периметру полуокна кожуха.
Пример конструкции электрической машины представлен на фиг.1 — 4.
Электродвигатель состоит иэ станины 1, вставленного в него статора 2, ротора 3, запрессованного на вал 4, установленного в подшипниковых узлах 5, установленных на валу с одной стороны, центробежно-нагнетающей крыльчатки 6 и с другой — центробежной крыльчатки 7, затяжных элементов, устанавливаемых на валу электродвигателя с наружных сторон подшипниковых узлов (например, опорной гайки 8 и затяжных гаек
9), обмотки 10. заднего кожуха 11, переднего кожуха 12 и коробки выводов 13, 1836778
При работе электродвигателя крыльчатка 6. забирая наружный воздух(см, позицию t4),- направляет часть потока на лобовую часть обмотки 10, далее — на ребра станины.
Другуючасть потока нагнетают в зазор между статором и ротором через отверстия подшипникового узла 5. Нагнетание происходит за счет отогнутой половины лопастей крыльчатки 6 состороны подшипникового;узла 5, как показано на фиг.1 и 3.
Крыльчатка 7, забирая наружный и прошедший через зазор воздух 14, направляет на другую лобовую часть обмотки 10, далее— на ребра станины.
Технические преимущества заявленной конструкции электрической машины по сравнению с прототипом. облегчена в весе и соответственно уменьшена в габарите за
Счет изменения конструкций подшипникового узла, станины, вала и коробки выводов, имеет минимальную погрешность по несоосности за счет базирования подшипниковых. узлов с ротором относительно ста; торного пакета, отличается большей жесткостью за счет сближения подшипниковых узлов, а также не допускает подогрев при длительной работе ее за счет эффективного охлаждения лобовых частей обмотки и зазора между статором и ротором наружным воздухом, Формула изобретения
1. Электрическая машина, содержащая
5 станину со статором, подшипниковые узлы, вал с ротором, крыльчатку, кожух, о т Jl и ч аю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения массогабаритных показателей, увеличения жесткости вала и точности по соосности ро10 тора со статором, подшипниковые узлы выполнены базирующимися по обе стороны отверстия статора и фиксирующимися с тор-. цов статорного пакета на валу посредством подшипника.
2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что, с целью эффективного охлаждения лобовых частей обмотки и зоны зазора статора и ротора, устанавливают кожухи и
20 крыльчатки с двух сторон, причем с одной стороны центробежную — с забором наружного воздуха .и воздуха из зоны зазора и подачей его через лобовую часть обмотки на наружные ребра, с другой-центробежно-на25 гнетающую — с забором наружного воздуха нагнетанием в зону зазора и подачей через другую лобовую часть обмотки на наружные ребра.
1836778
4ЫZ
3ю
Фиг. 5
Составитель Л.Карцева
Техред М.Моргентал
Редактор Л,Письман
Корректор Н;Кешеля -.
Заказ 3025 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101