Устройство для регулирования наклона фар транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в электроприводах корректоров положения фар транспортного средства. Сущность изобретения: устройство для регулирования наклона фар транспортного средства содержит исполнительные пьезовибродвигатели 1 для каждой пары. Шток пьезовибродвигателя шарнирно подсоединен к поворачиваемой фаре :2. Управление пьезовибродвигателями осуществлено цифровой схемой 3. Пьезовибэодвигатель состоит из верхней части корпура 5 с элементами посадки, нижней части jKopnyca 6, подшипника 7, пьезокерамичеакого цилиндра 8 радиальной поляризации , штифта 9. Геометрические размеры пьезокерамического цилиндра 8 определены экспериментально-аналитическим методом. При заданных постоянных значениях диаметра и толщины стенки пьезокерамического цилиндра высота его является переменной величиной и определена экспериментальным путем получения на торце пьезокерамического цилиндра оптимальных рабочих колебаний, обеспечивающих режим бегущей волны, оптимальная форма которых возникает на торце пьезокерамического цилиндра при отношении частот колебанийпродольных к поперечным, равном двум. На торце пьезокерамического цилиндра в местах возбуждения наибольшей амплитуды колебаний жестко закреплено рабочее кольцо 10 на торце фланца 11, закрепленного на конус вала 12, Для центровки вала используется переходное основание 13. Питание пьезовибродвигателя осуществлено через разъем 14. Сигнал о числе оборотов рабочего кольца снимается с датчика оборотов 15. Крайнее положение фары определяется информацией с концевого выключателя 16. Зил. (Л С 00 со VI о ю со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДА СТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМ TBO СССР (ГОСПА ЕНТ СССР)
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВ)ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
gi)s В 60 Q 1/06 корре го ср ройст транс нител н дой а шарн р фаре миос щ зовиб корпу 4
О (21) 48 4780/11 (22) 10; 09,90 (46) 30;08.93. Бюл. ¹ 32 (71) Д итровоградский автоагрегатный завод им.50-летия СССР (72) А..Бубулис, И.И.Гасюнас, К.M.Ðàãóëüскис,,И,Ершов и В,И.Самчев (56) Ав орское свидетельство СССР
¹ 1781958, кл. B 60 Q 1/06, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
НАКЛфНА ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, (57) И1спользование; в электроприводах торов положения фар транспортнодства. Сущность изобретения: усто для регулирования наклона фар ортного средства содержит исполые пьезовибродвигатели 1 для кажры. Шток пьезовибродвигателя но подсоединен к поворачиваемой, Управление пьезовибродвигателяествлено цифровой схемой 3. Пьеодвигатель состоит из верхней части а 5 с элементами посадки, нижней части корпуса 6, подшипника 7, пьезокерамичес!кого цилиндра 8 радиальной поляриИзобретение относится к электроприводам корректоров положения фар.
Ц1епь изобретения — повышение надежност, а фиг. 1 показана схема корректора поло кения фар; на фиг. 2 — конструкция пьезовибродвигатепя с разрезом; на фиг. 3
„„5Q „„1837О23 А1 зации, штифта 9, Геометрические размеры пьезокерамического цилиндра 8 определены экспериментально-аналитическим методом, При заданных постоянных значениях диаметра и толщины стенки пьезокерамического цилиндра высота его является переменной величиной и определена экспериментальным путем получения на торце пьезокерамического цилиндра оптимальных рабочих колебаний, обеспечивающих режим бегущей волны, оптимальная форма которых возникает на торце пьезокерамического цилиндра при отношении частот колебаний продольных к поперечным, равном двум. На торце пьезокерамического цилиндра в местах возбуждения наибольшей амплитуды колебаний жестко закреплено рабочее кольцо 10 на торце фланца 11, закрепленного на конус вала 12. Для центровки вала используется переходное основание 13. Питание пьезовибродвигатепя осуществлено через разъем
14. Сигнал о числе оборотов рабочего кольца снимается с датчика оборотов 15. Крайнее положение фары определяется информацией с концевого выключателя 16, 3 ил, — функциональная схема управления пьезовибродвигателями.
Устройство для регулирования наклона фар транспортного средства содержит исполнительные пьезовибродвигатепи 1 для каждой фары. Шток пьезовибродвигателя шарнирно подсоединен х поворачиваемой фаре 2. Управление пьезовибролвигатепя1837023
15
30
40
50 ми осуществлено цифровой схемой 3. Органы управления 4 расположены на передней панели автомобиля.
Пьезовибродвигатель состоит из верхней части корпуса 5 с элементами посадки, нижней части корпуса 6, подшипника 7, пьезокерамического цилиндра 8 радиальной поляризации, штифта 9. Геометрические размеры пьезокерамического цилиндра 8 определены экспериментально-аналитическим методом. При заданных постоянных значениях диаметра и толщины стенки пьезокерамического цилиндра высота его является переменной величиной и.определена экспериментальным путем для получения на торце пьезокерамического цилиндра оптимальных рабочих колебаний, обеспечивающих режим бегущей волны, оптимальная форма которых возникает на торце пьезокерамического цилиндра при отношении частот колебаний продольных к поперечным, равном двум. На торце пьезокерамического цилиндра в местах возбу>кдения наибольшей амплитуды колебаний. жестко закреплено рабочее кольцо 10 на торце фланца 11, закрепленного на конус вала 12, Для центровки вала используется переходное основание 13, Питание пьезовибродвигателя осуществлено через разъем 14, Сигнал о числе оборотов рабочего кольца снимается с датчика оборотов 15, Крайнее поло>кение фары Определяется информацией с концевого выключателя 16.
Цифровая схема управления пьезовибродвигателями состоит из двух одинаковых каналов 17. Каждый канал. состоит из реверсивного счетчика числа оборотов пьезовибродвигателя 1, регистра кода положения органа управления, устройства сравнения двух кодов, генераторов электрических колебайий, питающих пьезовибродвигэтели, Кроме этого, цифровая схема управления содержит общие для двух каналов блоки: шифратор положения органа управления и блок начального запуска. В схеме управления имеются входы для приема сигналов от датчика числа оборотов 15 и от концевого выключателя 16 каждого пьезовибродвигателя.
Устройство для регулирования положения фар работает следующим образом.
Органом управления 4 водитель задает требуемое положение фар. Шифратор положения органа управления выдает код, который записывается в регистры кода положения обоих каналов. С выхода регистров сигналы поступают на устройство сравнения кодов. На устройство сравнения кодов поступает также код текущего положения штока пьезовибродвигателя, который находится в реверсивном счеТчике числа оборотов. Устройство сравнения кодов сравнивает поступившие коды и выдает управляющие сигналы на генераторы высокой частоты. Высокочастотные сигналы с генераторов подаются через разъемы 14 пьезовибродвигателей на распределенные электроды пьезокерамического цилиндра, вызывая нэ торец пьезокерамического цилиндра бегущую волну, которая приводит в движение фланец 11 и через червячную передачу вал 12. Направление движения вала
12 определяется управляющим сигналом с устройства сравнения кодов. По мере вращения фланца 11 сигнал с датчика числа оборотов поступает в реверсивный счетчик числа оборотов. При равенстве кодов требуемого и текущего поло>кения фар управляющий сигнал с устройства сравнения блокирует работу высокочастотных генераторов, Вращение фланца прекращается, Схема управления не отключается от бортовой сети автомобиля и постоянно готова к работе.
При подаче питания на цифровую схему управления 3 сигналы с BblcoKo÷àñòîòíûõ генераторов подаются через разъем 4 на распределенные электроды пьезокерамического цилиндра и фланец 11 начинает вращаться, выдвигая вал пьезовибродвигателя.
В результате этого фара поворачивается в крайнее положение до тех пор, пока не сработает концевой выключатель, расположенный на вибродвигателе. В результате срабатывания выключателей происходит установка реверсивных счетчиков числа оборотов в нулевое состояние, а в регистр поло>кения органа управления записывается код положения ручки управления. Вал 12 пьезовибродвигателя приходит в поступательное движение, устанавливая фары в положение„заданное ручкой управления.
Устройство для регулирования наклона фар транспортного средства с приводом, имеющим пьезокерамический цилиндр и использующим эффект "бегущей волны", возникающий на его торце, значительно проще, меньше по размерам и имеет большую стабильность работы по сравнению с аналогичными устройствЭми, Формула изобретения
Устройство для регулирования наклона фар транспортного средства, содержащее исполнительный двигатель, механически связанный с регулируемой фарой, задатчик и датчик угла поворота, концевой выключатель, механически связанный с подвижной частью исполнительного двигателя, и блок сравнения, шифратор положения задэтчика
1ВЗ7023 угла поворота. регистр кода положения, реверсивный счетчик, блок начальной установки,и генератор високочастотных сигналов, исполнительный двигатель выполнен вибрационным, управляющие входы которого подключены к выходам генератора высокочастотных сигналов, входы которого соединены с выходами блока сравнения, информационные входы которого подключены соответственно. к выходам реверсивного счетчика и регистра кода положения, входы которого подключены к последовательно соединенным задатчику угла поворота и шифратору положения задатчика угла поворота, вход блока начальной уставки подключен к концевому выключателю, а выход — к установочным входам регистра кода положения и реверсивного
5 счетчика, управляющий и информационные входы которого подключены соответствен-, но к выходу блока сравнения и датчику угла поворота, о т л и ч а ю щей с я тем, что, с целью повышения надежности, вибро10 двигатель содержит пустотелый пьеэокерамический цилиндр с распределенными электродами, высота которого пропорциональна отношению частот продольных колебаниц к радиальным, равному двум. <
1837023
1837023
Редактор А, Савина
Заказ 2852 Тираж Подлисное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, М(-35, Рауыская нэб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
) Е
1
I
1
l
)
Составитель Л. Резникова
Техред M. Моргентал Корректор С. Г атру; >=; э