"летательный аппарат "звездный мир тарана"
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование:, высокоскоростной загуск различных объектов по катапультной (Тпушечной) схеме со средств воздушного фазирования, выведение на орбиту ИСЗ, доставка специализированных капсул терпящим бедствие и т.д. Сущность изобретения: летательный аппарат снабжен носовым и хвостовым стыковочными узлами для сопряжения его фюзеляжа с фюзеляжами других аппаратов. Внутри каждого фюзеляжа выполнен ускорительный участок в форме ствола с электромагнитными ускоряющими элементами (соленоидами). При стыковке нескольких летательных аппаратов, по последовательной схеме обеспечивается сопряжение их ускорительных участков, при этом образуется единый удлиненный ствол, внутри которого ускоряемый объект получает значительное приращение скорости при ограниченных перегрузках и потребляемой мощности. 5 з.п. ф-лы, 7 ил:
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
;:. ь л.. л6
Й
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1) 4919521/23
2) 14,03.91
6) 30.08,93. Бюл. Nò 32 75) В.М.Таран (66) Шунейко И.И. Крылатые космические корабли. — Сб, Итоги науки и техники. Ракетостроение, 1963 — 1965, М.: 1966, с,44 — 46. (54) ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ "ЗВЕЗДАЛЫЙ МИР ТАРАНА" (7) Использование:, высокоскоростной запуск различных объектов по катапультной (t ïóøå÷H0é") схеме со средств воздушного базирования, выведение на орбиту ИСЗ, доставка специализированных капсул терпящим бедствие и т.д. Сущность изобретения:
Изобретение относится к авиэционнокрсмической технике и может быть использовано дпя высокоскоростного запуска различных обьектов со средств воздушного базирования, выведения на орбиту ИСЗ, c o÷í0é доставки специализированных капс >л терпящим бедствие и т.д.
Целью изобретения является обеспеченИе высокоскоростного запуска различных объемов при помощи цепочки последовательно сопряженных ЛА.
На фиг.1 показан общий вид ЛА;на фиг,2, — носовая часть фюзеляжа с обтекателем п изакрытыхстворках; на фиг.3 тоже, при о крытых створках обтекателя; на.фиг.4— у асток ствола, образованного в состыкованных ЛА; на фиг.5 — вариант узла крепления элементов ускорителя на ЛА; на фиг.б—
cge Jia ускорения обьекта в состыкованных
ЛА; на фиг,7 — то же, при наличии свободных
„„Я2„„ I837G39 А1 (si)s В 64 0 1/00, В 64 С 37/02 летательный аппарат снабжен носовым и хвостовым стыковочнь>ми узлами дпя сопря" жения его фюзеляжа с фюзеляжами других аппаратов. Внутри каждого фюзеляжа выполнен ускоритепьный участок в форме ствола с электромагнитными ускоряющими элементами (соленоидами), При стыковке нескольких петател ьн ых ап паратов. по последовательнойй схеме обеспечивается сопряжение их ускорительных участков, при этом образуется единый удлиненный ствол, внутри которого ускоряемый обьект получает значительное приращение скорости при ограниченных перегрузках и потребляемой мощности. 5 з,п. ф-лы, 7 ип. участков движения.ускоряемого объекта между ЛА.
ЛА содержит (фиг,1) фюзеляж 1 с крыльями 2 (в частности, переменной геометрии), ! реактивными двигателями 3 и вертикальным оперением 4. В носовой части выпол1 нен обтекатель >, например, .с раскрывающимися створками 6 (фиг.2 и 3), связанными с фюзеляжем шарнирными уэ1 лами 7. Поверхность 8 носовой части выполнена гладко сопрягаемой с поверхностью обтекателя при закрытых створках.
Внутри фюзеляжа выполнен ускорительный участок в виде ствола 9, вдоль которого коаксиально закреплены соленоиды
10, а в местах 11 корпуса могут размещаться источники электроэнергии (батареи конденсаторов) для питания соленоидов>конусообразные стыковочные узлы 12. В хвостовой и носовой частях ЛА установлены гаэонепроницаемые заглушки 1Ç со средствами их уда1837039 ления (разрушения, например, с. помощью заряда ВВ). Весь трубчатый ускорительный участок 14 (фиг.5) может устанавливаться внутри фюзеляжа на роликах (шариках) 15, 16 и фиксироваться стопорами 17, 5
Для обеспечения надежной стыковки и функционирования системы ЛА хвостовая и носовая поверхности стыкуемых ЛА (e районе стыковочных узлов 12) выполнены взаимоответными — одна выпуклой, а другая "0 вогнутой (фиг.4), Причем могут быть предусмотрены углубления в хвостовой части фюзеляжа ЛА для укладывания раскрытых створок б аэродинамического обтекателя, ЛА согласно изобретению работает слег дующим образом, На земле перед взлетом или, преимущественно, в полете ЛА стыкуется с одним или более ЛА, вследствие чего образуется ускорительный участок достаточной длины (фиг.б) для сообщения некоторому объекту (ракете, снаряду, капсуле и т,д.) 18 высокой скорости на срезе ствола, При этом ускорение объекта может производиться (отчасти) давлением газов (как в пушках), в этом случае крайняя торцовая заглушка 19 может быть выполнена упрочненной и неразрушаемой (в отличие от заглушки 13).
При разгоне объекта 18 в стволе электромагнитной системой (соленоидами 10) 30
"бегущее" магнитное поле обеспечивается соответствующей системой коммутации соленоидов и батарей питания (разрядных конденсаторных батарей), размещенной на каком-либо одном ЛА или распределенной 35 по подсистемам всех ЛА.
В зависимости от решаемых задач запуск объекта 18 может производиться как в нижней атмосфере (тогда существенно наличие разрушаемых заглушек 13 во всех 40 промежуточных фазах разгона, а также необходимость вакуумирования ствола, на. пример, насосами), так и в космическом пространстве при выведении одного или нескольких состыкованных ЛА на орбиту или 45 высокую баллистическую траекторию.
При этом для увеличения конечной ско- . рости разгона объекта 18 (без черезмерного удлинения системы состыкованных ЛА) мо- 50 жет использоваться система последовательного ("многоимпульсного") ускорения . объекта группами 20 и 21 состыкованных ЛА с участками свободного движения объекта между группами.(фиг.7). При этом объект 55 следует снабдить необходимыми системами наведения и коррекции траектории его . движения, а ЛА в группах могут снабжаться специальными средствами для безопасного улавливания объема 18 в хвостовых частях.
В более экзотическом варианте состыкованные друг с другом ЛА могут образовать кольцо вокруг планеты, в этом варианте, в частности, может потребоваться ускорение (торможение) тел в (кольцевом) стволе во взаимно противоположных направлениях, для чего на ЛА предусмотрено выполнение двух ускорительных участков (один рядом с другим), Некоторые задачи могут решаться и единственным ЛА согласно изобретению (оперативная доставка спасательных капсул), также возможен запуск объекта без специальных энергоисточников (вводом в ствол газа под давлением набегающего на
ЛА потока).
Формула изобретения
1, Летательный аппарат, содержащий фюзеляж с аэродинамическим оперением и выполненными р носовой и хвостовой частях фюзеляжа стыковочными узлами для сопряжения с фюзеляжами других летательных аппаратов, о т л и ч а ю щ и й.с я тем, что. с целью обеспечения высокоскоростного запуска различных объектов при помощи цепочки последовательно сопряженных летательных аппаратов, в нем внутри фюзеляжа выполнен по меньшей мере один ускорительный участок в форме ствола, снабженный электромагнитными ускоряющими элементами, связанными со средствами аккумулирования электроэнергии, элементами для удаления воздуха из ствола и расположенными у носового и хвостового торцев ствола разрушаемыми газонепроницаемыми заглушками, 2. Аппарат по п,1, о тл и ч а ю щи и с я тем, что электромагнитные ускоряющие элементы выполнены в виде коаксиальных последовательно расположенных соленоидов, Связанных со средствами аккумулирования электроэнергии через коммутационную систему, 3, Аппарат по - n.1 или 2, о т л и ч а юшийся тем, что в носовой части фюзеляжа выполнен аэродинамический обтекатель с раскрывающимися створками, обеспечивающими при раскрытии свободный выход из ствола, а в хвостовой части фюзеляжа выполнены ответные углубления для укладывания в них створок обтекателя.
4. Аппарат по любому из пп.1 — 3, о т л ич а ю шийся тем, то он снабжен элементом арматуры для установки на нем ускоряемого объекта, причем вдоль ствола закреплены продольные направляющие для элемента арматуры, снабженные средствами ограничения, перемещений элемента арматуры относительно фюзеляжа, а указанные элемент взаимодействует с на1837039 подавляющими посредством роликов качения.
5. Аппарат по любому из пп.1 — 4, о т л ич ю шийся тем, что периферийная часть н совой поверхности фюзеляжа выполнена 5 к иволинейной выпуклой, а периферийная ч сть хвостовой поверхности фюзеляжа— к иволинейной вогнутой, ответной периферийной части носовой поверхности фюзеля- -, жа.
6. Аппарат по любому из пп.1-5, о т л ич а ю шийся тем, что в нем внутри фюзеляжа выполнены два параллельных ускорительных участка для ускорения обьектов во взаимно противоположных направлениях.
1837039
Составитель А.Андреев
Техред М.Моргентал Корректор И.Шмакова
Редактор С.Кулакова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2853 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5