Лыжное крепление
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (я)з А 63 С 9/00
ГО
BE (ГО
ПАТЕНТУ (21 (22 (46 (31 (32 (33 (71 (72 (5 (5 (5
УДАРСТВБННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ОМСТВО СССР
ПАТЕНТ СССР) 4743495/12
21.02.90
30.08.93. Бюл. М 32
А 397/89
22.02.89
AT
Фарпат Патентфервертунгс АГ (СН)
Алоис Рормозер (AT)
Заявка EP N. 0084324, кл. А 63 С 9/00, 3.
ЛЫЖНОЕ КРЕПЛЕНИЕ
Использование: лыжные крепления с едней и пяточной колодками. Сущность
Изобретение описывает лыжное крепие с передней колодкой и пяточной дкой и с объединенными в них, настрамыми на различные усилия расцеплерасцепляющими устройствами и с епленным на лыже с возможностью цепления продольным направляющим ойством для передней и/или пяточной док и с соединительным элементом, кой подвижно соединен с передней кокай и/или пяточной колодкой и может стично деформироваться вертикально сительно монтажной поверхности пеней и/или пяточкой колодки, однако, явся прочным на разрыв.
Известно лыжное крепление, в котором редняя или пяточная колодка лыжного епления расположена с возможностью ремещения относительно неподвижно единенной с лыжней продольной направющей. Передняя колодка и пяточная кадка этого лыжного крепления соединены оме того шарнирно друг с другом с поизобретения: в колодках объединены настраиваемые на различные усилия расцепления расцепляющие устройства. На лыже закреплены с возможностью расцепления продольные направляющие устройства для передней и/или пяточной колодок, которые соединены с точки зрения перемещения с помощью соединительного элемента. Передняя и/или пяточная колодка может устанавливаться с помощью ориентирующего устройства с целью фиксации передней колодки в продольном направляющем устройстве или поперечном направляющем устройстве. 10 з.п.ф-лы, 11 ил. мощью соединительного элемента. Передняя колодка может регулировать с помощью общего арретирующего устройства как относительно соединенной с продольной направляющей опорной планки. так и в относительном положении относительно соединительного элемента. Путем вывинчивания ориентирующей цапфы ориентирующего устройства, которая с помощью резьбы в передней колодке может перемещаться вертикально относительно ее монтажной поверхности, движение передней колодки при прямом соединении между передней колодкой и соединительным элементом может быть разрешено, так что передняя и пяточная колодки, которые соединены друг с другам, с помощью соединительного элемента, могут перемещаться совместно относительно лыжи в ее продольном направлении. Если состоящее из передней и пяточной колодок лыжное крепление достигло нового положения на лыже, это положение может быть вновь зафиксировано
1837918 путем ввинчивания ориентирующей цапфы.
Если напротив необходимо изменить положение передней колодки относительно соединительного элемента, то переднюю колодку с помощью соединительного элемента после отпускания ориентирующей цапфы необходимо извлечь из продольной направляющей, после чего ее в относительном положении можно вновь насадить на соединительный элемент и в новом относительном положении относительно соединительного элемента вновь вдвинуть в продольную направляющую.
Чтобы упростить изменение относительного положения между передней колодкой или пяточной колодкой и соединительным элементом, в этом лыжном креплении также предусмотрено то, что пяточная колодка, опираясь без зазора на соецинительный элемент, установлена с возможностью перемещения по высоте в собственной продольной направляющей, причем соединительнь1й элемент имеет зубчатую рейку или расположенные в ряд друг за другом углубления. расстояния между которыми в основном соответствуют шагу резьбы регулировочного винта. Регулировочный винт, в свою очередь, установлен с возможностью вращения в корпусе пяточной колодки. Теперь путем вращения винта можно перемещать пяточную колодку в продольной направляющей лыжи относительно соединительного элемента. Тем самым можно регулировать расстояние между передней колодкой и пяточной колодкой и добиваться соответствующей силы предварительного натяга между этими колОдками и лыжным ботинком., Известно оснащение передней колодки охватывающим ее верхнюю сторону качающимся рычагом. Этот рычаг на обращенной от пяточной колодки торцовой стороне передней колодки может поворачиваться вокруг проходящей параллельно монтажной поверхности и поперек продольной средней оси лыжного крепления оси. Качающийся рычаг имеет, кроме того, продолжение, которое при повороте в обращенном от пяточкой колодки направлении передней колодки захватывает сзади поворотный рычаг. При этом поворотный рычаг в прилегающем к верхней стороне передней колодки положении прижат с пружинящим предварительным натягом к опорной планке, так что арретирующая цапфа вдавлена в углубления опорной планки и таким образом зафиксировано положение передней колодки относительно лыжи в ее продольном направлении. Если напротив качающийся рычаг повернут вперед, пазы и опорная планка выходят из зацепления и передняя колодка может свободно перемещаться относительно опорной планки, В основе настоящего изобретения лежит задача создания лыжного крепления, с помощью которого упрощается установка передней или пяточной колодки в различных положениях.
Эта задача изобретения решается благодаря тому, что передняя колодка и/или пяточная колодка могут быть установлены с помощью ориентирующего устройства для фиксации передней колодки в продольном направляющем устройстве и/или в поперечном направляющем устройстве. Теперь с помощью конструкции в соответствии с изобретением можно удивительно простым способом добиваться среднего положения передней колодки и/или пяточной колодки
20 и/или любого положения передней или пяточной колодки относительно лыжи в ее продольном направлении.
Кроме того, возможно также то, что передняя колодка и/или пяточная колодка
55 расположена с возможностью перемещения в продольном направляющем устройстве, благодаря чему облегчаются отдельные процессы перестановки при точном центрировании передней или пяточной колодки.
В соответствии с другим вариантом выполнения предусмотрено то, что часть продольного направляющего устройства выполнена в виде фиксирующей планки или соединена с фиксирующей планкой, с которой сопря>кен перемещаемый предпочтительно вертикально относительно фиксирующей планки храповой останов ориентирующего устройства, который с помощью образованного эксцентриковой цапфой органа управления может переставляться из зафиксированного в углублении фиксирующей планки положения в разомкнутое положение, благодаря чему создается надежное и простое фиксирование с помощью малоподвижных деталей, которое безупречно функционирует даже при экстремально различных температурах, как это имеет место при катании на лыжах.
Кроме того, предпочтительно. если храпавой останов ориентирующего устройства расположен на проходящем параллельно продольному направляющему устройству поворотном рычаге, который может переставляться в передней или пяточной колодке вокруг проходящей параллельно-монтажной поверхности передней или пяточной колодки, однако. поперек продольного направления продольного направляющего устройства оси качаний в основном верти1837918 ка ст
Pbl ста фи
10 ка му ко об ко пр пр уст ве ра пе по ны мо ри уст ст ре тел ще экс ка мо угл да жи на ма ю тел ло по ны мо то же ве бл ве ис кр на ли ков пов шл дар сп ме мс ьно относительно монтажной поверхно. Благодаря применению поворотного агв может достигаться сплошная переовка храпового останова относительно сирующей планки, Кроме того, возможно также то, что ось ний расположена ближе к фиксирующестройству лыжных ботинок и эксцентриая цапфа расположена в зоне ащенного от фиксирующего устройства ца передней или пяточной колодки и ходит параллельно продольному навлению продольного направляющего ойства, благодаря чему возможно приение в действие предпочтительно с обенной от пяточной колодки стороны едней колодки.
В соответствии с другим вариантом вынения предусмотрено то, что поворотрычаг опирается на обращенную от тажной поверхности сторону эксцентовой цапфы и с помощью пружинящего ойства, например, состоящего из злачного синтетического материала или ины пружинящего элемента, предварино напряжен в направлении фиксируюпланки, благодаря чему путем поворота ентриковой цапфы возможна блокировдеблокировка и в неточно перекрывае.поло>кении храпового останова и блении в фиксирующей планке благоя осуществленному с помощью пруящего устройства предварительному ря>кению этот.храповой останов автоически вводится в углубление фиксируй планки при незначительном относином перемещении между передней кокой и фиксирующей планкой.
Однако, предпочтительно также, если оротный рычаг соединен с направленпримерно вертикально относительно тажной поверхности сигнальным штиф, который при зафиксированном полоии поворотного рычага прилегает к ней стороне передней колодки и в деированном положении выступает над ней стороной, так как благодаря этому ользователь подобного типа лыжного ления может сразу снаружи распоз, зафиксирована ли или заблокирована ередняя колодка или нет.
Однако, важно также то, что эксцентрия цапфа установлена с возможностью рота в передней колодке и оснащена цом или шестигранной головкой. благочему возможно приведение в действие мощью имеющихся в продаже инструтов или в случае сомнения даже с поью ножа.
В соответствии с другим усовершенствованным вариантом предусмотрено то, что поворотный рычаг образован с помощью плоской пружины, которая на обращенной к фиксирующему устройству конце с помощью крепежного средства, например, заклепки, зафиксирована в корпусе передней колодки, в то время как обращенный к эксцентриковой цапфе конец имеет сформованную под углом в направлении верхней стороны передней колодки полку, в которой расположено направленное параллельно монтажной поверхности продольное отверстие. в зацепление с которым входит экс15 центриковая цапфа эксцентрикового привода, благодаря чему предотвращается непреднамеренное расцепление между эксцентриковой цапфой и фиксирующей планкой.
20 Далее возможно также то, что соединительный элемент между передней колодкой и пяточной колодкой или качающийся рычаг установлен по высоте и боковой стороне в продольном направляющем устройстве и
25 расположен между поворотным рычагом ориентирующего устройства и также установленной по высоте и боковой стороне в продольном направляющем устройстве передней колодкой, причем на обращенной от
30 соединительного элемента или качающегося рычага стороне поворотного рычага ориентирующего устройства расположена соединительная с лыжей фиксирующая планка и что на поворотном рычаге распо35 ложен выступающий как в направлении передней колодки, так и в направлении фиксирующей планки ориентирующий штифт в качестве храпового останова и поворотный рычаг сочленен с эксцентриковой
40 цапфой. Этот вариант выполнения отличается предпочтительным образом тем, что различными перестановочными процессами можно управлять с помощью ориентирующего устройства, а именно, как между
45 передней колодкой, и соединительным элементом, так и всем лыжным креплением относительно лыжи.
Однако, предпочтительно также. если поперечное направляющее устройство име50 ет поворачивающееся вокруг оси качаний фиксирующее устройство для лыжного ботинка, которое на обращенной и направляющей поверхности стороне оснащено прижимной пластиной, которая с промежу55 точным включением пружинящего устройства закреплена на фиксирующем устройстве, благодаря чему может без зазора поддерживаться среднее положение фиксирующего устройства при незначительных, проходящих поперек продольной оси креп18379 I8 ления отклоняющих усилиях и эластичные демпфирующие перемещения используются лишь тогда, когда повышаются опреде-. ленные выше боковые усилия.
В соответствии с другим вариантом выполнения возможно также то, что в направляющей поверхности на обращенной к прижимной пластине стороне закреплены грибовидные или полусферические фиксирующие элементы, из которых по меньшей мер, один соответственно расположен с обеих сторон продольной средней оси передней колодки и которые в направленном по центру продольной средней оси поло. жении фиксирующего устройства входят в углубления в прижимной пластине. С помощью определенного количества располо* женных с обеих сторон продольной средней оси передней колодки фиксирующих элементов может быть заранее определено фиксирующее усилие передней колодки в нулевом положении или создано действующее в обоих направлениях равное по величине удерживающее усилие.
Однако, предпочтительно также, если пружинящее устройство образовано с по-. мощью .расположенного между корпусом передней колодки и прижимной пластиной, эластично деформируемого ц вертикальном направлении относительно прижимной пластины слоя синтетического материала или резины, так как благодаря этому достигается равномерное деформирование и опирание прижимной пластины, благодаря чему достигается равномерное расцепляющее усилие.
Однако, возможно также то, что предварительное напряжение прижимной пластины с промежуточным включением винтовых или плоских пружин может изменяться с помощью регулирующего устройства и прижимная пластина подпирается в корпусе передней колодки, благодаря чему может просто изменяться удерживающее усилие в зоне нулевого положения.
В соответствии с другим вариантом выполнения предусмотрено то, что фиксирующее устройство может перемещаться. с помощью собственного исполнительного привода независимо от корпуса передней колодки в примерно вертикальном относительно монтажной поверхности передней колодки направлении, благодаря чему может просто компенсироваться различные высота или толщина подошвы лыжных ботинок, не изменяя отрицательно в результате этого механику расцепления передней или .пяточной колодки.
Кроме того, возможно также то, что фиксирующее устройство установлено также на
15 резьба которого входит в зацепление с фик30
35 ного крепления в соответствии с изобре55
50 шарнирной оси с целью соединения первдней колодки с соединительным элементом и предпочтительно шарнирная ось установлена в соединительном элементе с возможностью относительного перемещения по высоте, благодаря чему дополнительно улучшаются воэможности регулировки.
Однако. предпочтительно также, если передняя колодка и/или пяточная колодка установлена в продольном направляющем устрой"T= с возможностью перемещения параллельно продольному направлениюлыжи и сочленена с установленным в корпусес возможностью вращения ходовым винтом, сирующей или зубчатой рейкой, и ходовой винт сочленен с образованным с помощью привода с храповой муфтой исполнительным устройством, благодаря чему достигается принудительное относительное перемещение между лыжным креплением и лыжей, При этом возможно то, что орган приведения в действие привода с храповой муфтой и/или переключающего устройства оснащен отверстием для лыжной палки, благодаря чему возможно приведение в действие привода с храповой муфтой в неподвижном положении лы>кника и поэтому в процессе отправления при соответствующем изменении условий езды в любое время может быть осуществлена регулировка.
На фиг. 1 изображена горизонтальная проекция смонтированного на лыже лыжтением в упрощенном схематичном изобра>кении; на фиг. 2 — вид сбоку передней колодки лыжного крепления в разрезе и упрощенном схематическом изображении; на фиг. 3 — вид сбоку другого варианта выполнения ориентирующего устройства между передней или пяточной колодкой лыжного крепления, частично в разрезе и упрощенном схематическом изображении; на фиг. 4 — вид спереди передней колодки в зоне ориентирующего устройства в разрезе в соответствии с линией IV — IV на фиг. 3; на фиг. 5 — вид сбоку варианта исполнения выполненного в соответствии с изобретением арретирующего устройства для передней или пяточной колодки лыжного крепления в разрезе и схематическом изображении; на фиг, 6 — вид спереди ориентирующего устройства в зоне передней или пяточкой колодки s разрезе в соответствии с линией
Vl — И на фиг. 5; на фиг, 7 — вид сбоку исполнительного устройства для передней или пя-. точной колодки частично в разрезе и упрощенном схематическом изображении; на фиг. 8 — вид спереди исполнительного
1837918
10 уст ни пе вь ни ст сх ви пе от
Ар
ro ви лы си же ни
2, эт да ко ле до
6. ко ро ни
Ар со с в ил на тр за
РУ ра вз
Щ ки ос
8 ка ве то го
fIP на бо та ра ко но дн кр мо ны ойства в разрезе в соответствии с лий Vill — Vill на фиг. 7; на фиг. 9 — вид сбоку едней колодки лыжного крепления с олненным в соответствии с изобрете-, м г1оперечным направляющим устрой- 5 ом, частично в разрезе и упрощенном матическом изображении; на фиг. 10— сверху.направляк>щей поверхности поечного направляющего устройства в соетствии с фиг. 9; на фиг. 11 — вид сбоку 10 гого варианта выполнения поперечноаправляющего устройства в соответстс изобретением для передней колодки ного крепления, частично в разрезе и ьно упрощенном схематическом изобра- 15 ии.
На фиг. 1 изображено лыжное крепле1, которое состоит иэ передней колодки яточной колодки 3 и соединяющего обе колодки соединительного элемента 4. В 20 ном примере выполнения как передняя одка 2, так и пяточная колодка 3 установы с возможностью перемещения в проьном направляющем устройстве 5 или ли передня> колодка 2. или пяточная 25 одка 3 могут быть неподвижно.зафиксианы на лыже в ее продольном направле, в то время как противоположная ей гая колодка удерживается с помощью динительного элемента 4 и установлена 30 озможностью свободного перемещения родольном направляющем устройстве 5
6; Как передняя колодка 2, так и пяточколодка 3 оснащены расцепляющим усйством 8, которое при превышении 35 анее определяемого с помощью регулищего органа 9 расцепляющего усилия решает боковое перемещение Фиксируего устройства 10 для лыжного ботинка не передней колодки 2, так и фиксирую- 40 го устройства 11 в зоне пяточной колод3. Удерживающее устройство 10 после обождения расцепляющего устройства ожет отклоняться без усилий вокруг оси аний 12 в параллельной монтажной по- 45 хности передней колодки 2 плоскости, в время как фиксирующее устройство 11 очной колодки 3 отклоняется вверх вокруг изонтальной поперечной оси "ГЗ в тивоположном монтажной поверхности 50 равлении и таким образом также осводает лыжный ботинок. Для проверки усовочных и расцепляющих усилий или цепляющего устройства как в передней одке 2, так и в пяточной колодке 3 уста- 55 лены индикаторные органы 14. Перея и пяточная колодки 2, 3 оснащены, ме того, маркировкой 15, которая взаиействует с расположенным на продольнаправляющих устрристаах 5, 6 марками положения 16. Для перемещения маркировки 15 относительно марок поло>кения 16 ориентирующее устройство 17 может расцепляться с помощью исполнительного органа — средства для подъема 18.
Тем самым, например, освобождается жесткое соединение между продольным направляющим устройствам 5 и передней колодкой 2 и передняя колодка 2, так как она увлекает за собой с помощью соединительного элемента 4 также пяточную колодку Э, может перемещаться в продольном направлении лыжи 7,Путем приведения в действие исполнительного органа 18 лыжное крепле-. ние 1 с помощью ориентирующего устройст-: ва 17 может быть зафиксировано в новом положении в соответствии с марками положения 16.
На фиг. 2 показано ориентирующее устройство 17, с помощью которого передняя колодка 2, однако, точно так же это могла бы быть и пяточная колодка 3, может устанавливаться в определенном положении относительно лыжи 7, Для этого ориентирующее устройство 17 включает продольное направляющее устройство 5, в котором на обращенной к лыже 7 стороне расположена фиксирующая планка 19. Само собой разумеется, возможно также, чтобы эта фиксирующая планка 19 была образована с помощью соединительного с лыжей 7 основания продольного направляющего устройства 5. С этой фиксирующей планкой 19 сопряжен поворотный рычаг 20, который с помощью эксцентрикового привода 21, который установлен в отверстии 23 корпуса
22 передней колодки 2 с возможностью вращения, может перемещаться по высоте из обозначенного сплошными линиями поло>кения в положение, обозначенное пунктирными линиями. Противоположный эксцентриковому приводу 21 конец поворотного рычага 20 установлен с помощью оси 24 качаний в корпусе 22 возможностью поворота . В обозначенном сплошными линиями поло>кении поворотного рычага 20 храповой останов 25, который соединен с поворотным рычагом 20 с точки зрения движения, например, привинчен или прикреплен к нему, входит в углубление 26 фиксирующей планки 19. Благодаря повороту зксцентрикового привода 21 поворачи-ватся эксцентриковая цапфа 27. Зтот поворот может осуществляться, например, с помощью отвертки, которая может вставляться в шлиц 28 эксцентрикового привода
21. В результате этого поворота опирающийся на эксцентриковую цапфу 27 поворотный рычаг 20 приподнимается в обозначенное пунктирными линиями поло1837918 жение и храповой останов 25 выходит из углублений 26 фиксирующей планки 19. Если это произошло, то разрешается перемещение передней колодки 2 относительно лыжи 7 и лыжное крепление 1 вместе с закрепленным в нем лыжным ботинком 29, который удерживается с помощью фиксирующего устройства 30 в передней колодке 2, может перемещаться относительно лыжи 7 в ее продольном направлении. Если передняя колодка 2 передвинута на желаемую валичину, то эксцентриковый привод 21 вновь возвращается в исходное положение, так что храповой останов 25 входит в углубление 26 фиксирующей планки 19 и таким образом передняя колодка 2 может быть зафиксирована относительно лыжи 7;
Чтобы обеспечить, чтобы храповой ос-. танов 25 вошел в углубление 26 и передняя колодка 2 была зафиксирована относительно лыжи 7, можно поворотный рычаг 20 соединить с сигнальным штифтом 31, который в приподнятом положении поворотного рычага 20, обозначенном пунктирными линиями, выступает над верхней стороной 32 передней колодки 2. Тем самым для использователя подобного рода лыжного крепления 1 четко видно, что передняя колодка 2 еще не зафиксирована и он путем незначительного относительного перемещения между лыжей 7 и передней колодкой 2 может добиться того, чтобы храповой останов
25 вошел в углубление 26 фиксирующей планки 19. Чтобы помочь этому вводу и предотвратить выскакивание храпового останова 25 иэ углубления в результате вибраций и колебаний во время использования лыжи, между корпусом 22 передней колодки
2 и поворотным рычагом 20 может быть расположено пружинящее устройство 23, которое может быть образовано, например, эластично деформируемой резиновой пластиной или пластиной из синтетического материала. Чтобы благоп риятствооать смещению лыжного ботинка 29 относительно лыжи 7 прежде всего тогда, когда этот ботинок должен смещаться вместе с лыжным креплением 1 относительно лыжи 7, соединительный элемент 4, который соединяет переднюю колодку 2 с пяточной колодкой 3, может опираться на обращенной к лыже 7 верхней стороне с помощью роликов
34 или уменьшающих трение роликообразных выступов 35, Подобного рода ролики 34 или выступы 35 облегчают перемещение лыжного крепления 1 при присоединенном лыжном ботинке 29. Помимо этого в зоне фиксирующего устройства 30 передней колодки 2 может быть предусмотрена охватывающая в виде, мостика соединительный
25
45 относительное перемещение между передней колодкой 2 и лыжей 7.
55
15 элемент 4 опорная пластина 36. Эта пластина на обращенных к лыже 7 торцовых сторонах может быть оснащена уменьшающим трение роликами 34 или выступами 35.
В показанном на фиг. 3 и 4 варианте выполнения ориентирующего устройства 17 эксцентриковая цапфа 27 установлена в продольном отверстии 37, которое выполнено в полке 38 поворотного рычага 39 и в котором эксцентриковая цапфа 27 может перемещаться поперек лыжи 7. Поворотный рычаг 39 выполнен в виде пружинной скобы и состоит, например, из нержавеющего пружинного листа и один его конец закреплен с помощью крепежного средства 40; например, винта, или заклепки, в корпусе 22 пере- дней колодки 2. 8 результате поворота, эксцентрикового привода 21 расположенная эксцентрично в приводе эксцентриковая цапфа 27 перемещается как по высоте, т,е. вертикально относительно монтажной поверхности 41 передней колодки 2, так и одновременно поперек продольной оси крепления. Это поперечное перемещение воспринимается продольным отверстием
37. Одновременно в результате вертикального перемещения эксцентриковой цапфы
27 поворотный рычаг 39 из положения, обозначенного сплошными линиями, в положение, обозначенное пунктирными линиями, и храповой останов 25 выводится иэ углублений 26 фиксирующей планки 19. Тем самым передняя колодка 2 может свободно перемещаться относительно продольного направляющего устройства 5. Если зксцентриковая цапфа 27 возвращается в исходное положение, то храповой останов 25 находится под воздействием эластичнога, направленного в направлении лыжи 7 предварительного напряжения и потому автоматически вводится в углубление 26, Если храповой останов 25 попадает на фиксирующую планкч 19 между чглублениями 26, то вводу может способствовать незначительное
Чтобы и в этом случае сделать наглядным для использователя, правильно ли зафиксирована передняя колодка 2 или нет, поворотный рычаг 39 может быть также сочленен с сигнальным штифтом 31; как это показано схематично.
При этом имеется особое преимущество, если продольное отверстие рассчитано таким образом, что оно одновременно служит упором для эксцентриковой цапфы 27, Как можно видеть из фиг, 4, эксцентриковая цапфа соответственно проходит через верхнюю и нижнюю мертвую точку. При превышении верхней мертвой точки поворотный
1837918
ычаг 39 с помощью присущего ему пружиящего усилия вызывает тяговое усилие в вправлении лыжи 7, которое пытается сметить дальше в сторону эксцентриковую апфу в продольном отверстии 37. Это не озволяет сделать конец продольного отерстия. Чтобы воспрепятствовать тому, тобы этого не произошло в результате бооной деформации поворотного рычага 39, оследний можно направлять с обеих стоон. Таким образом, поворотный рычаг 39 афиксирован в нижнем конечном положеии, так как ilpH стремлении поворотного
ычага 39 приподняться в направлении пеедней колодки 2, храповой останов 25 выел бы из углубления в фиксирующей ланке 19. Это перемещение ограничено линой продольного отверстия 37. При том эластичность корпуса из синтетичекого материала действует как сильная ружи на. Это до пол нител ьно способствует . реодолению мертвой точки внаивысшем и
1 аинизшем положении эксцентриковой апфы 27, на фиг. 5 и 6 показан вариант выполнения ориентирующего устройства 17 переней колодки 2, при котором, например, на оединенном с эксцентриковой цапфой 27, соответствии с фиг. 3, поворотном рычаге
9 расположены два направленных в протиоположных направлениях храповых остаова или фиксирующих штифта 42 или 43. зготовленный. в частности. из упругого маериала, например, из пружинной стали, оворотный рычаг 39 так же как и эксцентиковый привод 21 расположен в соединеном с соединительным элементом 4 корпусе
4. В результате поворота эксцентриковой апфы 27 в потивоположных направлениях еперь или фиксирующий штифт 42 или фикирующий штифт 43 перемещается от соряженных с ними фиксирующих планок 45, 6. Для этого фиксирующая планка 46 расоложена в корпусе 22 передней колодки 2, то время как фиксирующая планка 45 с омощью крепежных средств 40, например, интов, неподвижно установлена на лыже 7. ежду поворотным рычагом 39 и фиксирую -. ей планкой 46 пропущен соединительный лемент 4, который пропускает фиксируюий штифт 43 в отверстие 47. После того, ак оба фиксирующих штифта 42. 43 распоожены на одной и той же стороне относиельно оси симметрии 48, в результате ерестановки или поворота эксцентриковой апфы 27 в направлении фиксирующей ланки 45 фиксирующий штифт 43 может
ыйти из фиксирующей планки 46, так что ередняя колодка 2 относительно соединиельного элемента 4 и зафиксированная с
55 помощью соединительного элемента 4 пяточнал колодка в продольном направлении лыжи может свободно перемеща1ься. После выбора необходимого положения эксцентриковая цапфа 27 возвращается из обозначенного на фиг. 6 пунктирными линиями положения в обозначенное сплошными линиями положение. благодаря чему передняя колодка 2 вновь однозначно зафиксирована относительно соединительного элемента 4 и лыжи 7. Если напротив все лыжное крепление 1, состоящее из передней колодки 2 и пяточной колодки 3, должно перемещаться относительно лыжи 7, то эксцентриковая цапфа 27 поворачивается в обозначенное пунктирными линиями положение и фиксирующий штифт 42 выходит иэ фиксирующей планки 45, Благодаря этому передняя колодка 2 вместе с удерживаемой с помощью соединительного элемента 4 пяточной колодкой 3 может перемещаться относительно лыжи 7 и вновь фиксироваться в новом относительном положении с помощью фиксирующего штифта 43 путем возврата эксцентриковой цапфы 27 в обозначенное сплошными линиями положение.
На фиг. 7 и 8 показано исполнительное устройство 49 для принудительного относительного перемещения передней или пяточной колодки 2 или 3 относительно лыжи 7.
На лыже с помощью крепежных средств 40, например, винтов, смонтировано продольное направляющее устройство 5 передней колодки 2. Корпус 22 передней колодки 2 с помощью боковых направляющих планок 50 направлен в направлении поперек лыжи 7 и передняя колодка 2 с помощью вертикальных направляющих планок 51, которые опираются на уступы 52 корпуса 22 и тем самым прижимают расположенный в корпусе 22 ходовой винт 53 в направлении соедини" тельного элемента 4, который оснащен расположенными в соответствии с шагом резьбы 54 углублениями 55, Таким образом, передняя колодка 2 в любое время может перемещаться относительно продольного направляющего устройства 5 вместе с соединительным элементом 4. Однако, с помощью ходового винта 53 относительное положение передней колодки 2 может как угодно изменяться относительно соединительного элемента 4. Таким образом, возможна. по меньшей мере зона перемещения, которая при соответствующей форме соединительного элемента 4 или высоты профиля резьбы 54 может быть удлинена как угодно.
Исполнительное устройство 49 имеет привод 57 с храпоаой муфтой. орган 58 при15
1837918
16 ведения в действие которого имеет посадочное отверстие 59 для лыжной палки 60. Путем отклонения органа 58 приведения в действие с помощью лыжной палки 60 можно в зависимости от положения переключающего устройства 61, которое с помощью выдающихся вперед утолщений может приводиться в действие путем насаживания лыжной палки 60 или которое может приво10 диться в действие посредством посадочного отверстия 59 также с помощью лыжной палки 60, перемещать ходовой винт 53 в одном из двух направлений, обозначенных двойной стрелкой 62. С помощью переключающего устройства 61 расположенный внутри
15 привода 57 с храповой муфтой куличный камень 63, который может поворачиваться вокруг оси 64, перемещается с помощью поворотного рычага 65, который с помощью пружины 66 переключающего устройства вводится в одно из двух углублений 67, 68.
Благодаря этому кулисный.камень 63 первмещается в положение, в котором он при перемещении в направлении стрелки 69 может подпадать под действие пружины
66 и таким образом, обеспечивается воэможность относительного перемещения между органом 58 приведения в действие и ходовым винтом 53, в то время как в противоположном направлении, в соответствии со стрелкой 70, внутренний зубчатый венец 71 входит в зацепление с зубьями 72 и так как повороту куличного камня 63 препятствует упор 73, увлекается ходовой винт 53. Если с помощью переключающего устройства 61 поворотный рычаг
65 повернут таким образом, что он входит в углубление 68, то возможно свободное перемещение приведенного в действие с по30
35 мощью лыжной палки 60 исполнительного 40 органа 58 в направлении стрелки 69 и жесткое соединение между исполнительным органом 58 и ходовым винтом 53 при повороте в направлении стрелки 70.
Тем самым при использовании этого исполнительного устройства 49 с приводом 57 с храповой муфтой впервые стало возможно перемещать ace ëûæíoå крепление 1 или в колодку 3 в любом направлении лыжи 7.
На фиг. 9 и 10 показано поперечное направляющее устройство 74 для перемещения передней колодки 2 относительно лыжи 7. Передняя колодка 2 может поворачиваться вокруг оси,качаний 75 и oTKllo" няться против направления действия расцепляющего усилия, определяемого расцепляющим устройством 8, например, вин55 товой пружиной, поперек лыжи 7. Чтобы в зависимости от варианта выполнения также только переднюю колодку 2 или пяточную 50 зоне низких, действующих в направлении расцепления боковых усилий предотвратить колебание фиксирующего устройства
10 вокруг оси качаний 75, с помощью поперечного направляющего устройства 74 передняя колодка или фиксирующее устройство 10 до появления заранее определяемой, действующей в направлении расцепления силы, фиксируется в проходящем по центру относительно оси симметрии 48 передней колодки 2 направлении. Лишь когда это боковое усилие превышается, происходит дальнейшее демпфирование и подпирание передней колодки? или фиксирующего устройства 10 исключительно с помощью расцепляющего устройства 8, Поперечное направляющее устройство 74 включает в данном случае направляющую поверхность 76, в которой, как это можно лучше видеть на фиг. 10. расположены четыре фиксирующих элемента 77, которые, например, могут образовывать угловые точки трапеции или квадрата или подобного четырехугольника. Эти фиксирующие элементы 77 в обращенной к прижимной пластине 78 и расположенной над направляющей поверхностью 76 зоне выполнены грибовидными или полусферическими. В прижимной пластине 78 в таком же порядке или в таком же растровом размере, чтб и фиксирующие элементы 77, расположены углубления 79.
Благодаря воздействию пружинящего устройства 80, в данном случае, например, пластины из эластично деформируемой резины или синтетического материала, прижимная пластина 78 прижимается к направляющей поверхности 76, так что грибовидные или полусферические выступы фиксирующих элементов входят в углубления 79 прижимной пластины 78. Если теперь воздействующие на переднюю колодку 21 боковые усилия, которые возникают в результате относительного перемещения между лыжным ботинком 29 и лыжей 7, превышают вызванное взаимодействие пружинящего устройства 80 и прижимное пластины 78 удерживающее усилие, то фиксирующее устройство 10 или передняя колодка 2 быстро отскакивает в сторону, поворачиваясь вокруг оси качаний 75, так как прижимная пластина 78 против направления действия пружинящего устройства 80 отжимается от лыжи 7 и твм самым прижимная пластина 78 прилегает к торцевым сторонам фиксирующих элементов 77 и передняя колодка 2 или фиксирующее устройство 10 удерживается в занимаемом положении относительно лыжи только с помощью расцепляющего устройства 8. На
1837918 чертеже кроме того, показано, что фиксирующее устройство 10 может перемещаться относительно корпуса 22 с помощью исполнительного привода 81 примерно вер- . тикально относительно монтажной 5 поверхности 41 передней колодки 2, так что фиксирующее устройство 10 может быть установлено на различных высотах ранта подметки 82. В фиксирующем устройстве 10 установлена шарнирная ось 83, с помощью 10 которой соединительный элемент 4, который, например, соединяет переднюю колодку 2 с пяточной колодкой 3, опирается на переднюю колодку 2, На фиг. 11 показан один из вариантов 15 выполнения поперечного направляющего устройства 74, аналогичного устройству. представленному на фиг. 9 и 10. поэтому для обозначения одинвкбвь«х деталей используются те же символы. Передняя колодка 2 20 вновь оснащена прижимной пластиной 78, углубления 79 которой входят в зацепление с выступающими относительно направляющей поверхности 76 полусферическими или грибовидными выступами или фиксирующ