Патент ссср 183922

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Кл. 37f, 4

Заявлено 17.I.1961 (¹ 693863/29-14) с присоединением заявок № б97041, б97042, 720901, 728222, 733500, 75392б, 821177, 825891, 825893, 827б01, 830б13

Приоритет

Комитет по делам изобретений и открытий прн Совете Министров

СССР

Опубликовано 09.VII.1966. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 8.1Х.19бб т)

1 (Авторы изобретения

Л. П. Ионов и В, П. Гор,пышков

Заявитель

СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Для придания элементу большей поперечной жесткости при сохранении максимально возможной гибкости его во время упаковки, а также уменьшения сечения арматуры он

5 составлен из двух рядов деталей. Скосы торцов деталей внутреннего ряда направлены от центра, а деталей наружного ряда — к центру, причем в стенках последних имеются полости для пропуска силовой арматуры.

10 Для предотвращения скручивания собранного и установленного элемента наружные детали соединены между собой крестообразно, например, металлической оплеткой.

Для облегчения элемента детали его внут15 реннего ряда выполнены с наружными скошенными от центра заплечиками, а наружного — с заплечиками, скошенными к центру, и наружными бортиками с продольными отверCT14HiAIB или IlO IOCTB11H pl IIp 011 i CKH гио кой

20 силовой арматуры.

В целях придания элементу значительной кривизны он выполнен из деталей двух чередующихся типов — в виде шаров со сквозными отверстиями и колец со сферическими вы25 точками на торцах. Силовой арматурой служит гибкая связь, пропущенная сквозь центральную полость элемента.

Чтобы придать элементу максимальную жесткость B рабочем положении, его собира30 ют из однотипных деталей со штырем на одИзобретение относится к строительным элементам для сборно-разборных зданий, составленным из отдельных деталей с шарнирновтулочными сочленениями, образующих продольные полости. Поверхности сочленений очерчены фигурами, обеспечивающими центральную передачу усилий и неизменность в рабочем положении.

В известных строительных элементах переменной жесткости жесткость и неизменность заданных очертаний обеспечиваются заполнением продольных полостей подвижной средой, преимущественно воздухом, под давлением.

То обстоятельство, что для герметизации продольной полости в качестве арматуры применяют шланги из упругого материала, например резины, не позволяет получить сборную строительную конструкцию больших пролетов, порядка 18 — 24 м.

Предлагаемый строительный элемент отличается тем, что, с целью повышения жесткости задаваемых очертаний, он выполнен с гибкой силовой арматурой в виде, например, стальных тросов, свободно пропущенных через продольные полости и затянутых после придания элементу требуемого очертания.

Для натяжения силовой арматуры могут применяться как винтовые, так и другие известные приспособления.

МПК Е 04h

УДК 69:725; 69;726(088.8) 183922 направленные от центра, а детали наружного ряда — к центру, причем в стенках последних образованы полости для пропуска силовой а р м а туры.

3. Строительный элемент по пп. 1 и 2, or- 5 личающийся тем, что, с целью предотвращения скручивания элемента, наружные детали соединены между собой крестообразно, например, металлической оплеткой.

4. Строительный элемент по пп. 1 и 2, отли- 10 чающийся тем, что, с целью его облегчения, образующие его детали внутреннего ряда выполнены с наружными скошенными от центра заплечиками, а наружного — с внутренними скошенными к центру заплечиками и наруж- 15 ными бортиками, имеющими продольные отверстия или полости для гибкой силовой арматурыры.

5. Строительный элемент по п. 1, отличающийся тем, что, с целью получения значитель- 20 ной кривизны, образующие его детали чередуются и выполнены двух типов — одни в виде шаров со сквозным отверстием, а другие в виде колец со сферической выточкой на торцах, причем в качестве силовой арматуры 25 использована гибкая связь, пропущенная сквозь центральн ю полость элемента.

6. Строительный элемент по п. 1, отличающийся тем, что, с целью ппидания ему максимальной жесткости в рабочем положении, 50 он образован из однотипных деталей. имеющих с одного конца штырь, а с другого выемку, причем между деталями помещены, например, надетые на штыри металлические пружины или резиновые кольца.

7. Строительный элемент по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения жесткости элемента в рабочем положении, он выполнен с соосно надетыми на него резиновыми шлангами и приспособлением для подачи 40 сжатого воздуха в кольцевую полость между шлангами.

8. Строительный элемент по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения гибкости элемента в нерабочем положении и снижения 45 нагрузки на гибкую силовую арматуру, его детали выполнены двух типов — одни в виде стержней с закругленными краями, а вторые в виде надетых с возможностью перемещения на эти стержни колец, соединенных 50 между сооой тросами и разделенных па лве группы пружиной, предназначенной для перемещения колец при ослаблении тросог„

9. Строительный элемент по п. 1, отличающийся тем, что, с целью упрощения его констр1кции, отдельные детали выполнены в виде трубчатых цилиндров с коническими расточками на торцах и стержней с коническими выступами на торцах.

10. Строительный элемент по п. 1, отличающийся тем, что, с целью образования прямолинейных стержневых конструкций, пре. имущественно антенн, его детали выполнены в виде катушек или цилиндров с выемками и выступами и отверстиями, например„в ребордах для пропуска гибкой силовой арматуры.

11, Строительный элемент по п. 1, отличающийся тем, что, с целью восприятия срезывающих усилий в контактных поверхностях сочленений, последние выполнены с рихтовкой.

12. Строительный элемент Ilo п. 1, отличающийся тем, что, с целью снижения деформаций, отдельные его детали имеют прямоугольное сечение, а шарнирные сочленения выполнены плоскими, например под углом к продольной оси, определяемым кривизной элемента, и снабжены петлями по внутреннему обводу, а в качестве гибкой силовой арматуры применена лента 1полоса), например из металла, уложенная в фалец внешнего обвода и соединенная с обтягивающим приспособлением.

13. Строительный элемент по п. 1, отличающийся тем, что, с целью получения малогабаритной прямоугольной упаковки, шарнирно-втулочные соединения выполнены с торцовыми замками продольного вращения.

14. Строительный элемент по пп. 1 — 13, отличающийся тем, что. с целью снижения габаритов и веса упаковок путем расчленения элемента, отдельные его детали имеют по внешному и внутреннему обводам пазы с бортиками для укладки в них гибкой силовой арматуры, выполненной, например, в виде ленты из металла или синтетического материала.

Приоритет по пп. 1, 2 и 3 — 17.I.1961; по пп.

4 и 5 — 13.П.1961; по п. 6--9.11I.1961; по п.

7 — 27.IV.1961; по п. 8 — 5.VI.!961; по и. 9—

29.XI.1961; по п. 10 — 20.11.1963; по пп. 11 и

12 — 20. I I I.1963; по и, 13 — 26. I I I.!963; по и.

14 — 8. I V.1963.

183922

65 наружными сконтенными от центра заплечиками 17, а кольца 12 наружного ряда — с внутренними скосямп, направленными к центру, и бортиками 18. Продольные сквозные отверстия 18 в бортиках образуют в теле элемента внутренние полости для пропуска гибкой силово"r ар.яятуры (фиг. 5).

В строитйльньтх элементах, допускающих большую кривттзтту. образующие детали могут быть выпо Ir årr"r в виде чередующихся колец 12 и шаро 9 (фиг, 6). Продольная полость для прон ска троса 7 образуется внутренними степ.;я.,ти колец 12 и отверстиями в шарах 19.

Прямолинейный строительный элемент мо>кет быть в целях обеспечения максимальной жесткости обря"-ован однотипными пластмассовыми цилиндрическими деталями 1 со штырем 20 у одного конца, выемкой 21 и отгерстием 22 по центру у другого. Через отверстие, образуютпее продольнуто полость элемента, пропушетта гибкая силовая арматура в виде троса 7, обя конца которого прикреплень. к обтягив;тощим приспособлениям. Необходимая для упаковки гибкость придается элементу ппужинями 28, надетыми на штыри 20 (фиг. 7).

Чтобы придать строительному элементу особую жесткость в рабочем поло>кении, его можно снабдить дгумя концентрично охватывяютци>тп резнповт..тми птлангами 24 и 25 (фиг. 8). Подвижп .÷ среда, например сжатый воздух, подается в пространство между шлангами через кран 26 и отверстие 27.

В некоторых случаях, когда строительный элемент предназначен для прямолинейных конструкцийт, а для упаковки его необходима гибкость, его можно изготовить из деталей двух типов. Одни из них могут быть в виде стержней 28, другие в виде колец 12 (фиг. 9).

Последние надевают ня стержни с возможностью долевого перемещения. Отверстия по центру стержней образуют в собранном элементе долевую полость. через которую пропускают гттбкую с.тловую арматуру — трос 7.

Отверстия в стенках колец образуют аналогичньте перифертятптьте долевые полости, через которые пропускают тросы 8. По центру собранного элемента ставят один удлиненный стержень 29 с ттялетои тта него пружиной 80.

Эта пружина перемещает кольца 12 с двух стержней пя один. сообщая таким образом элементу высокую гиокость, пеооходимую для его компактной упаковки.

Упрощенный пря.,толинейный элемент (фиг.

10) состоит из колец 12 и сте!>жней 81, торцы которых обработаны по форме усеченного конуса.

Для прямолинейных стержневых конструкций типа антенн образующие элемент детали могут быть выполнены в виде катушек 82 с ребордами 88, центральным отверстием 5 и отверстиями в ребордах (фиг. 11), На одном конце катушки имеется выступ 84 в форме

40 усеченного конуса.. а на другом — выемка 85 той же формы.

В несущих арках болыннх пролетов могут прнмснятт.ся ст оитель ые элсме тты с усиленными дет",ëÿ>ттт тттяртт:.тт>тто-втулочных сочлеттеттттйт и гибкой с»лоно."т арматурой. Деталь 1 имеет пря тоугол.:-.ное ce".crrrre (тЬттг. !2), скошенш-.те пл"ã" .:»е торцы и т!>яльцт.т 86.

Шярнивтто-втулоч.тое сочленеттие г>ьтполнено

1 в виде петли 8?. Гттбкой силовой арматурой служит металлическая лента 88. Концы ленты присоеди;ент", к ттатяжттом1 приспособле;шю 10 (фиг, 3) .

Когда габарит -. элс.,тетття в свернутом виде превьцпают ряз,renr r к зовя автомобиля или иных транспортных средств, элемент собирают из прямоуголт.ных деталей со скошенными плоскими торцами. имеющими пподольные пазы 89 с бортиками 40 по внешнему . т внутреннему обводам (фиг. 14). В качестве гибкой силовой арматуры прпменятот пропускаемьте в пазы металлические или синтетические ленты 41. Еоттттт,т лент присоединяют к натяжным прт::способления т 10, котопьте можно разъединять, что обеспечивает легкость разборки элемента.

Переносные облег-епные строительные элементы можно монтировать пз трубчаты. удлиненньтх. изогнутых по зяраттее .-:я чяпной кривой. дета".årr нз дют>алюмп.тя. стеклопластика или капроня (с!шг, 15) тх н,".девятот на центральный трос 7 и зякреплятот находящимися ня торцах полузямкямп 42 и 48, которые действуют по принпппм врашс.;ття вокруг продольной оси. Замковое соел тненне уплотняют помещенной меж,чу полузямкамн резинов о Й !1 D or<. I p err 0 É .

При наличии болыпнх срезываюшпх усилий в шарнирно-втулочнь х сочленениях их торцовые повеохности имеют рихтовку.

Предмет изобретения

1. Строительный элемент преимущественно для сборно-разборных зданий, выполненный с продольными полостямтт н составленный из отдельных деталей с птярнирно-втулочными сочленениями. поверхности которых очерчены по фттгурам, обеспечивяютцпм центральную передачу усилий и неизменность соединения в рабочем поло>кении. отлггчагогггийгся тем, что, с целью повышения жесткости задаваемых очертаний., оп выполнен с гибкой силовой арматурой в виде, например, тросов, свободно пропущенных через продолытые полости, и снабжен приспособлештем, например винтовым, для натяжения силовой арматуры.

2. Строительный элемент по п. 1, отличаюигийся тем, что, с целью уменыпения сечения гибкой силовой арматуры и придания поперечной жесткости элементу в рабочем состоянии при сохранении максимально возможной гибкости его при упаковке, он составлен из двух рядов отдельных деталей, из которых детали внутреннего ряда имеют скосы торцов, l83922

Фиг. 3 ж 40

Составитель В. Погоржельский

Редактор Б. Б. Федотов Техред Г. Е. Петровская Корректор Т. Н. Костикова

Заказ 2527/7 Тираж 875 Формат бум. 60X90 /s Объем 0,98 изд. л. Подписное

ЦНИИИИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, д. 2