Способ определения стабильности положения оси чувствительности маятникового компенсационного акселерометра

Реферат

 

Изобретение относится к области приборостроения, а именно, к производству и контролю параметров акселерометров. Сущность: способ осуществляется путем определения поворота плоскости, в которой лежит ось чувствительности, относительно связанной с корпусом базовой плоскости под воздействием дестабилизирующих факторов. Для этого, до и после воздействия дестабилизирующих факторов с помощью автоколлиматора ориентируют базовую плоскость горизонтально. Затем поворачивают акселерометр вокруг оси подвеса маятника в положение, при котором ось чувствительности горизонтальна. После этого измеряют угол поворота. О стабильности положения оси чувствительности судят по разности измеренных углов поворота. Технический результат: повышение точности контроля.

Изобретение относится к области приборостроения, а именно, к производству и контролю параметров акселерометров.

Известен способ выставки в горизонт зеркальной поверхности автоколлимационным методом (см. например, Гукайло М.Я. "Автоколлимация", Машгиз, Москва-Киев, 1963, стр.56-58).

Известен наиболее близкий по технической сущности к заявляемому объекту способ контроля положения ротора гироскопа с помощью зеркала (см. например, "Инерциальная навигация" под ред. Фридлендера Г.О., "Советское радио", Москва, 1962, стр.206-208).

Однако использование известных способов не позволяет определить стабильность положения оси чувствительности маятниковых компенсационных акселерометров.

Целью настоящего изобретения является повышение точности контроля стабильности положения оси чувствительности маятниковых компенсационных акселерометров.

Согласно изобретению, поставленная цель достигается тем, что определяют угловое положение оси чувствительности акселерометра как угол, образованный ею с плоскостью зеркальной поверхности, путем горизонтирования зеркальной поверхности с помощью автоколлиматора, поворота акселерометра вокруг оси подвеса в положение, при котором ось чувствительности горизонтальна, и измерения угла поворота, затем подвергают акселерометр воздействию дестабилизирующих факторов и вновь определяют угловое положение оси чувствительности и по разности угловых положений до и после воздействия судят о стабильности.

Способ содержит следующие операции:

- выставляют в горизонт зеркальную поверхность, выполненную на корпусе акселерометра, с помощью автоколлиматора;

- поворачивают акселерометр вокруг оси подвеса в положение, при котором ось чувствительности горизонтальна;

- измеряют угол поворота;

- подвергают акселерометр воздействию дестабилизирующих факторов;

- выставляют в горизонт зеркальную поверхность, выполненную на корпусе акселерометра;

- поворачивают акселерометр вокруг оси подвеса в положение, при котором ось чувствительности горизонтальна;

- измеряют угол поворота;

- находят разность между угловыми положениями оси чувствительности до и после воздействия дестабилизирующих факторов, по которой судят о стабильности положения оси чувствительности.

Способ осуществляют следующим образом: устанавливают испытуемый акселерометр на технологическое приспособление, обеспечивающее поворот прибора вокруг оси подвеса, и выставляют его в положение, при котором расположенная на корпусе зеркальная поверхность находится в горизонте. Выставка в горизонт зеркальной поверхности осуществляется с помощью автоколлиматора (см. например, "Оптические приборы в машиностроении", Справочник "Машиностроение", Москва, 1974, стр.169-175).

Далее акселерометр поворачивают вокруг оси подвеса в положение, при котором ось чувствительности горизонтальна (при этом маятник прибора направлен вертикально вниз, а выходной сигнал равен нулю), и измеряют угол этого поворота.

Таким образом определяется угловое положение оси чувствительности относительно базовой плоскости зеркальной поверхности.

Измерение угла с высокой точностью может быть осуществлено, например, с помощью оптического квадрата, оптической длительной головки ОДГ (см. "Оптические приборы в машиностроении", Справочник, "Машиностроение", Москва, 1974, стр.105-106) и т.д.

После этого акселерометр подвергают воздействию дестабилизирующих факторов (температура, линейные и вибрационные перегрузки, время и т.д.) и снова определяют угловое положение оси чувствительности.

Сравнивают значения углового положения оси чувствительности до и после воздействия дестабилизирующих факторов и по разности между этими значениями судят о стабильности положения оси чувствительности акселерометра.

Точность предлагаемого способа определяется точностью юстировочной и измерительной аппаратуры.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет с высокой точностью определить стабильность положения оси чувствительности акселерометра, что никакой известный способ не позволяет сделать.

Это дает возможность отбраковывать нестабильные акселерометры в процессе их сборки и регулировки, а также однозначно определять дефектные приборы в процессе эксплуатации.

Предлагаемый способ позволяет определить стабильность положения оси чувствительности только маятниковых акселерометров.

Формула изобретения

Способ определения стабильности положения оси чувствительности маятникового компенсационного акселерометра путем определения поворота плоскости, в которой лежит ось чувствительности, относительно связанной с корпусом базовой плоскости под воздействием дестабилизирующих факторов, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, до и после воздействия дестабилизирующих факторов с помощью автоколлиматора ориентируют базовую плоскость горизонтально, поворачивают акселерометр вокруг оси подвеса маятника до установления его осью чувствительности в плоскость горизонта и измеряют угол поворота, при этом о стабильности положения оси чувствительности судят по разности измеренных углов поворота.