Способ контроля багажа
Реферат
Изобретение относится к технической физике и может быть использовано при контроле багажа. Сущность: контролируемый объект облучают проникающим излучением и регистрируют его радиационное изображение. При этом объект нагревают до температуры T1, регистрируют голограмму исходного объекта. Затем изменяют температуру объекта не более чем на 6-13°С и регистрируют вторую голограмму. После этого формируют голографическую интерферограмму и сопоставляют ее с радиационными изображениями в различных плоскостях. По результатам сопоставления судят о наличии вложений, обладающих различной теплопроводностью. Технический результат: повышение чувствительности и надежности контроля.
Изобретение относится к технической физике и может быть использовано при контроле багажа.
Известен радиационный способ и аппаратура контроля багажа, основанные на просвечивании объекта контроля источником рентгеновского или гамма-излучения, регистрации прошедшего излучения и получения изображения структуры объекта контроля [1].
Недостатком радиационного способа является то, что он не позволяет выявлять вложения различных материалов в стенках багажа, например, если вложения - объект плоский, имеющий небольшую толщину и размеры, совпадающие с размерами стенки, вложения различных бумаг и др. тонких материалов, не изменяющих контраст изображения.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является голографический способ контроля изделий и материалов, основанный на получении голограмм [2]. Однако при контроле багажа он не позволяет контролировать объекты, располагающиеся внутри багажа, во многих случаях затруднена интерпретация результатов вследствие того, что вложения располагаются в стенках на различных глубинах.
Цель изобретения - повышение точности и надежности контроля.
Поставленная цель достигается тем, что объект контроля облучают проникающим излучением, регистрируют радиационное изображение объекта, затем нагревают поверхности объекта до температуры Т 1, регистрируют голограмму исходного объекта, изменяют температуру объекта, регистрируют вторую голограмму, формируют голографическую интерферограмму и сопоставляя ее с радиационными изображениями в различных плоскостях судят о наличии вложений, обладающих различной теплопроводностью.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Радиационные изображения багажа могут быть получены посредством рентгеновских установок (радиографических и флуороскопических), рентгенотелевизионных установок или гамма-установок. Нагрев поверхности осуществляется с целью получения деформаций и смещений в области вложений, в результате которых волна излучения, рассеиваемая объектом, и совпадающая с ней по направлению восстановленная волна приобретают относительную разность хода, вследствие чего в зоне их суперпозиции образуется система интерференционных полос. Нагрев поверхности багажа, как установлено экспериментально, должен производиться до температур, превышающих собственные на 6-13°С. Нагрев поверхности багажа может быть осуществлен одним из известных способов (например, гологенными лампами, горячей воздушной струей, лазером и т.д.). Голограммы фиксируются посредством голографических установок. Малогабаритные голографические установки разработаны как в СССР, так и за рубежом. Места, связанные с вложениями в стенках багажа, будут выделяться на голографических интерферограммах в виде полей деформаций. Вложения с различной теплопроводностью будут создавать различные деформации и смещения и соответственно различные искажения интерференционной картины. При установлении искажений интерференционной картины поля поверхности багажа получение радиационных изображений в различных плоскостях позволяет однозначно судить о наличии вложений и их местоположении и глубине залегания. Во многих случаях наличие вложений на радиационных изображениях дает нечеткие (слабоконтрастные) изображения, которые трудно анализировать. Только сопоставление радиационных изображений и интерферограммы позволяет однозначно судить о наличии вложений.
Использование предлагаемого способа контроля багажа обеспечивает по сравнению с существующими способами возможность полного контроля, в том числе и выявление скрытых вложений в стенках багажа.
Источники информации
1. Добромыслов В.А., Румянцев С.В. Радиационная интроскопия. - М.: Атомиздат, 1972 г.
2. Голография: методы и аппаратура. Под ред. В.М.Гинзбурга, Б.М.Степанова. - М.: Сов. радио, 1974 г. (прототип).
Формула изобретения
Способ контроля багажа, заключающийся в облучении объекта проникающим излучением и регистрации радиационного изображения объекта, отличающийся тем, что, с целью повышения чувствительности и надежности контроля, объект нагревают до температуры Т 1, регистрируют голограмму исходного объекта, изменяют температуру объекта, причем изменения температуры не должны превышать собственную температуру объекта более чем на 6-13°С, регистрируют вторую голограмму, формируют голографическую интерферограмму и сопоставляя ее с радиационными изображениями в различных плоскостях судят о наличии вложений, обладающих различной теплопроводностью.