Механизм управления переключением передач транспортного средства

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для управления переключением передач транспортной машины. Механизм управления переключением передач транспортного средства содержит корпус 1, червяк 4, червячное колесо 5 с торцевым кулачком 6 и ведущим пальцем 7, рычаг 17 переключения передач, фиксирующую гребенку 2, вильчатый двуплечий рычаг 11, муфту переключения режима управления, зубчатый сектор 13. Подвижная муфта выполнена заодно с основанием зубчатого сектора 13, подпружинена относительно корпуса 1 и имеет поводок. Поводок шарнирно соединен с рычагом 17. Вильчатый рычаг 11 одним концом взаимодействует с прорезью муфты, а вторым - с торцевым кулачком 6. Технический результат - повышение надежности и безопасности. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для управления переключением передач транспортной машины в автоматическом режиме с рациональным выбором передачи в зависимости от скорости машины и загрузки двигателя.

Предложенный механизм управления переключением передач (фиг.1, 2) содержит корпус 1, гребенку 2, электродвигатель 3, червяк 4, червячное колесо 5 с торцевым кулачком 6 и ведущим пальцем 7, делительный диск 8 с вырезом 9 и шестерней 10, вильчатый двуплечий рычаг 11, установленный с возможностью качания на оси 12, зубчатый сектор 13 с поводком 14, подпружиненный относительно корпуса 1 пружиной 15 и установленный на валу 16 с возможностью осевого перемещения, рычаг 17, закрепленный осью 18 на валу 16, ось 19, соединяющую поводок 14 с рычагом 17, и конечный выключатель 20, взаимодействующий с концом двуплечего рычага 11.

Механизм управления переключением передач работает следующим образом.

При начале движения механик-водитель включает первую передачу и начинает движение. После переключения на вторую передачу механизм переключения передач подготовлен для работы в автоматическом режиме. После поступления разрешающего сигнала от электросхемы включается электродвигатель 3 и приводит в движение червячную пару. Вращаясь, червячное колесо 5 торцевым кулачком 6 воздействует на один конец двуплечего вильчатого рычага 11, поворачивает его на оси 12, а вторым концом, рычаг перемещает на валу 16 зубчатый сектор 13 с поводком 14, сжимая пружину 15.

Поводок 14 осью 19 в свою очередь выводит рычаг 17 из паза гребенки 2, проворачивая его на оси 18 вала 16. При дальнейшем повороте червячного колеса 5 ведущий палец 7 входит в зацепление с пазами делительного диска 8 и поворачивает его на один шаг. Связанная с делительным диском 8 шестерня 10 поворачивает зубчатый сектор 15 с поводком 14 и осуществляет перевод рычага 17 от одного паза гребенки к другому с одновременным поворотом вала 16. При дальнейшем повороте червячного колеса 5 торцевой кулачок 6 перестает воздействовать на двуплечий рычаг 11 и под действием пружины 15 зубчатый сектор 13 с поводком 14 перемещается на валу 16 в исходное положение, переводя при этом рычаг 17 в очередной паз гребенки 2. Таким образом осуществляется автоматическое переключение передачи в ту или иную сторону.

Кроме автоматического переключения передач механизм позволяет перейти на ручное переключение передач при необходимости благодаря, установке в него конечного выключателя 20, срабатывающего следующим образом. При ручном отводе рычага 17 из паза гребенки 2 перемещается поводок 14 и зубчатый сектор 13. Связанный с зубчатым сектором 13 двуплечий вильчатый рычаг 11, проворачиваясь на оси 12, своим концом воздействует на конечный выключатель 20, отключающий электродвигатель 3.

В режиме автоматического переключения конец двуплечего вильчатого рычага 11 аналогичным образом воздействует на конечный выключатель 20, но при этом электросхема шунтирует сигнал конечного выключателя.

Для предотвращения самопроизвольного включения передачи и трогания при заведенном двигателе от ложного сигнала электросхемы делительный диск 8 в положении первой передачи, нейтрали и заднего хода имеет вырез 9 вместо пазов, в котором свободно проворачивается палец 7 червячного колеса 5 без возможности проворота делительного диска 8.

Таким образом, введение в механизм торцевого кулачка, двуплечего вильчатого рычага и поводка обеспечит вывод рычага переключения из паза гребенки и перевод его в очередной паз.

Введение конечного выключателя позволит перейти на ручное переключение в любой необходимый момент.

Выполнение выреза на делительном диске, вместо радиальных пазов исключит самопроизвольное включение автоматического управления переключением передач в положении рычага переключения на первой передаче, нейтрали и заднем ходу, что исключит аварийные ситуации.

Использование предлагаемого механизма управления переключением передач вместо аналога за счет оптимальной загрузки двигателя обеспечит следующие преимущества:

а) Увеличение средней скорости движения ˜ на 3%;

б) Уменьшение удельного расхода топлива ˜ на 8%;

в) Повышение интенсивности разгона;

г) Улучшение условий эксплуатации;

д) Улучшение тактико-технических характеристик.

Формула изобретения

1. Механизм управления переключением передач транспортного средства, содержащий корпус, рычаг переключения передач с фиксирующей гребенкой, на оси которого установлены подвижная в продольном направлении муфта переключения режима управления и зубчатый сектор, электропривод автоматического переключения передач с червячной передачей и делительный диск, постоянно зацепленный с зубчатым сектором, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и безопасности, подвижная муфта выполнена заодно с основанием зубчатого сектора, подпружинена относительно корпуса и снабжена поводком, шарнирно соединенным с рычагом переключения передач, а механизм снабжен двуплечим вильчатым рычагом, одним концом взаимодействующим с выполненной на муфте прорезью, а вторым - с выполненным на торце червячного колеса червячной передачи кулачком.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий переключения режима управления, он снабжен конечным выключателем, взаимодействующим с вилкой вильчатого рычага, размещенной со стороны подвижной муфты.

3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что, с целью повышения безопасности, путем исключения самовольного включения передачи при случайном срабатывании автоматики, на делительном диске в зоне первой передачи, заднего хода и нейтрали выполнен вырез.

РИСУНКИ