Привод поворота рамок карданова подвеса гиростабилизатора
Реферат
Изобретение относится к усовершенствованию элемента конструкции привода рамок карданова подвеса гиростабилизатора и может быть использовано в различных отраслях техники, например, в машиностроении, приборостроении. Сущность: устройство содержит шаговый двигатель и редуктор. При этом на выходном валу редуктора установлен кулачек со спиральным многовитковым пазом на торцевой поверхности. На конце рычага с возможностью вращения установлен валик. Причем ось поворота рычага является осью подвеса ролика. Кроме того, указанный валик поджат упругим элементом к одной из сторон паза и находится в соприкосновении с ним. Рычаг имеет консольную часть, на которой установлен дополнительный рычаг с возможностью перемещения относительно основного рычага, связанный с дополнительным роликом. При этом упругий элемент установлен между консольной частью основного рычага и дополнительного рычага. Технический результат: повышение долговечности и надежности привода. 4 ил.
Настоящее изобретение относится к усовершенствованию элемента конструкции привода рамок карданова подвеса гиростабилизатора, а более точно к усовершенствованию конструкции выходной ступени редуктора по авт. св. №1839982, кл. G 01 c 19/08.
В основном авт. св. №1839982 описан привод рамок карданова подвеса гиростабидизатора, характерной особенностью которого является выполнение выходной ступени редуктора в виде кулачкового механизма, содержащего многовитковый кулачок и рычаг, установленный на оси рамки подвеса и в котором устанавливается несущий ролик с выступающим концом, входящим в паз кулачка и постоянно поджатым к одной стенке паза при помощи упругого элемента.
Настоящее изобретение является усовершенствованием основного изобретения и позволяет повысить долговечность и надежность привода. Это достигается заменой упругого элемента, который выбирает люфт ролика в пазу кулачка, на устройство, которое состоит из ролика, отжимающего ведущий ролик рычага к стенке паза при помощи упругого элемента и имеющего возможность поворачиваться на подшипниках качения, установленных в рычаге, что позволит ролику перемещаться относительно ведущего ролика при повороте рычага, тем самым достигается постоянный выбор люфта ведущего ролика в пазу кулачка. В данной конструкции используется малый угол подъема спирали кулачка, что позволяет уменьшить усилие, создаваемое упругим элементом, уменьшая усилие на подшипники качения и увеличивая тем самым долговечность и надежность их работы, следовательно, всего привода в целом.
В основном изобретении жесткость кулачкового механизма при движении в одну сторону рычага определяется жесткостью ролика и кулачка, при обратном движении только жесткостью упругого элемента. В предлагаемой конструкции, используя малый угол подъема витков спирали, в пределах угла трения, получим почти равную жесткость при движении в обе стороны, которая определится жесткостью роликов и кулачка. Это очень важно в приводе поворота рамок карданова подвеса гиростабилизатора, где высокие требования к мертвому ходу выходной ступени редуктора и жесткости кинематической цепи.
На фиг.1 изображена конструктивная схема описываемого кулачкового механизма привода рамок карданова подвеса гиростабидизатора; на фиг. 2 разрез по А-А на фиг.1; на фиг.3 разрез по Б-Б на фиг.1; на фиг.4 разрез по В-В на фиг.1.
В паз спирали кулачка 2 входит консольный конец ведущего ролика 9, который расположен в рычаге 1 на подшипниках качения 7, ролик 5, сидящий на подшипниках качения 6, в рычаге 3, поджимается упругим элементом 4 к стенке паза кулачка 2, отжимая ведущий ролик 9 к противоположной стенке паза. Межцентровое расстояние между осями роликов 5 и 9 при повороте рычага 1 относительно кулачка 2 будет переменным, вследствие изменения радиуса кривизны спирали, поэтому ролик 5 с рычагом 3 поворачивается относительно рычага 1 на подшипниках качения 10 под действием упругого элемента 4, находясь в постоянном контакте со стенкой паза кулачка 2 и отжимая ведущий ролик 9 основного рычага 1 к противоположной стенке паза при любом положении рычага 1.
Межцентровое расстояние между подшипниками 10 и роликом 5 выбирается из условия получения наименьшего угла поворота рычага 3, при движении рычага 1 так, чтобы уменьшить рабочий ход упругого элемента 4, что увеличит его долговечность и надежность. Упругий элемент 4 устанавливается так, чтобы его осевая линия была приблизительно параллельна линии, соединяющей ось ролика 9 и центр вращения рычага 1, а ось вращения ролика 5 и ось вращения рычага 3 нужно расположить на линии перпендикулярной осевой линии упругого элемента 4, все это позволит получить минимальный угол между поверхностью паза спирали кулачка 2 и направлением движения ролика 5 относительно оси рычага 1. Тем самым мы можем получить самоторможение, т.е. при воздействии внешней нагрузки на рычаг, ролик 5 вместе с рычагом 3 не переместится относительно рычага 1. Жесткость данной конструкции рычага в основном будет определяться жесткостью рычагов, кулачка, роликов и подшипников качения и будет равнозначной при любом направлении движения рычага 1.
Эффективность предлагаемого привода поворота рамок карданова подвеса гиростабилизатора по сравнению с основным изобретением заключается в резком увеличении жесткости рычага при его движении в любом направлении, уменьшении нагрузки на подшипники качения. Все это позволяет увеличить долговечность и надежность привода.
Формула изобретения
Привод поворота рамок карданова подвеса гиростабилизатора по авт. св. №1839982, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности и надежности привода, а также увеличения жесткости кулачкового механизма при любом направлении движения, рычаг имеет консольную часть, на которой установлен дополнительный рычаг с возможностью перемещения относительно основного рычага, связанный с дополнительным роликом, а упругий элемент установлен между консольной частью основного рычага и дополнительного рычага.
РИСУНКИ