Рулевой привод летательного аппарата

Реферат

 

Изобретение относится к области авиационной техники. Привод содержит корпус с распределительным и стопорным устройствами, гидроцилиндр, систему контроля положения стопорного устройства, клапан кольцевания и клапан включения с гильзой, в которой размещен плунжер с пружиной. Клапан включения выполнен в виде трехбуртового толкателя с ввернутым с торца регулировочным винтом, расположенного внутри подпружиненного плунжера, в гнезде которого под толкатель выполнена расточка большего, чем толкатель, диаметра, соединенная через переменный дроссель, образованный кромкой расточки и буртиком толкателя, и постоянный дроссель в виде отверстия в толкателе с линией слива. Расточка соединена через постоянный дроссель в теле плунжера и кольцевую камеру, образованную буртиками плунжера, с линией давления. Технический результат - повышение надежности. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в качестве исполнительного органа для управления рулевыми поверхностями летательных аппаратов.

Известны рулевые приводы, содержащие распределительное устройство, гидродвигатель, стопорное устройство, гидроцилиндр управления, клапан включения. Клапан включения предназначен для управления стопором силового штока и содержит гильзу, в которой размещен плунжер с пружиной (см. авт. св. СССР 1840184, 03.11.75 г.).

В известном рулевом приводе имеется ряд недостатков:

- недостаточная надежность из-за зависания плунжера клапана включения в промежуточном положении (при определенном давлении), вследствие того что клапан имеет линейную характеристику перемещения плунжера при изменении давления жидкости в линии подачи и, как результат этого, отказ привода;

- возможность возникновения колебательных процессов во время перемещения плунжера клапана включения при определенных величинах давлений, вследствие инерции плунжера и пружины, которые в условиях резонанса могут вызвать колебания выходного звена рулевого привода.

Известен также привод, содержащий распределительное устройство, гидродвигатель, стопорное устройство, гидроцилиндр управления стопором и клапан включения, содержащий гильзу, в которой размещены плунжер с пружиной и толкателем.

Недостаток известного привода заключается в следующем:

- при определенных величинах давлений, вследствие инерции плунжера и пружины, могут возникать колебания, которые в условиях резонанса могут вызывать колебания стопорного устройства и выходного звена привода;

- недостаточная надежность из-за зависания плунжера клапана включения в промежуточном положении вследствие того, что клапан имеет линейную характеристику перемещения плунжера при изменении давления.

Целью предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков, повышение надежности работы рулевых приводов за счет исключения возможного зависания и возникновения колебаний плунжера клапана включения.

Поставленная цель достигается тем, что в предложенном рулевом приводе толкатель клапана включения выполнен трехбуртовым с постоянным дросселем в виде радиального отверстия и ввернутого с торца регулировочного винта, а в гнезде плунжера под толкатель выполнена расточка большего диаметра, соединенная через дроссель переменной производительности, образованный кромкой расточки и буртом толкателя, дроссель постоянной производительности в толкателе в виде радиального отверстия и через каналы для отвода жидкости со сливом и через дроссель постоянной производительности в плунжере и кольцевую камеру, образованную буртами плунжера, один из которых отсекает ее от гидроцилиндра управления стопором рулевого привода, с линией подачи.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где изображена принципиальная схема рулевого привода.

Рулевой привод летательного аппарата состоит из корпуса 1, распределительного устройства 2, гидродвигателя 3, стопорного устройства 4, системы сигнализации положений стопорного устройства 5, гидроцилиндра 6 управления стопором, клапана кольцевания 7, плунжера 8 клапана включения, внутри которого размещен трехбуртовый толкатель 9 с ввернутым с торца регулировочным винтом 10, плунжер опирается на пружину 11. В плунжере под толкатель выполнена расточка Б большего диаметра, кромка которой образует с буртом а толкателя переменный дроссель. На наружной поверхности плунжера имеется кольцевая камера А, образованная буртами плунжера, к которой подводится линия подачи.

При нулевом давлении в линии подачи плунжер 8 находится в правом крайнем положении и расточка Б плунжера сообщена через постоянный дроссель Г с линией подачи, а через переменный дроссель и постоянный дроссель б толкателя - со сливом посредством выполненных в нем каналов.

Кольцевая камера А буртом Д плунжера 8 отсечена от гидроцилиндра 6 управления стопором 4, который фиксирует гидродвигатель в застопоренном положении.

По мере увеличения давления в линии подачи плунжер 8, под действием редуцированного давления рабочей жидкости в расточке Б, преодолевая усилие пружины 11, перемещается пропорционально росту давления влево до тех пор, пока расточка плунжера не разъединится с полостью слива (кромка расточки совместится с буртом а толкателя и закроется переменный дроссель). В этот момент давление, воздействующее на плунжер, резко возрастет до фактической величины в линии подачи и скачкообразно перебросит плунжер 8 в левое крайнее положение. В результате этого жидкость из линии подачи через кольцевую камеру А соединится посредством канала В с гидроцилиндром 6 управления стопором, переместит его в левое крайнее положение и тем самым расстопорит гидродвигатель 3. Одновременно жидкость поступает к распределительному устройству 2, клапану кольцевания 7, который раскольцовывает полости гидродвигателя. Рулевой привод готов для выполнения задач управления летательным аппаратом.

При падении давления в линии подачи до определенной величины плунжер 8 под действием пружины 11 также скачкообразно переместится в правое крайнее положение.

Точность регулировки величины давления переключения клапана обеспечивается определенной установкой регулировочного винта 10.

Конструкция рулевого привода с клапаном включения позволит получить в момент закрытия переменного дросселя дополнительное усилие на перемещение плунжера, за счет резкого увеличения давления под торцом толкателя.

Таким образом, с резким возрастанием скорости перемещения плунжера за счет получения дополнительных усилий в момент переключения исключается возможность зависания и колебаний плунжера и тем самым повышается устойчивость и надежность работы рулевого привода, а следовательно, и системы управления в целом.

Формула изобретения

Рулевой привод летательного аппарата, содержащий подключенный к линиям давления и слива корпус с распределительным и стопорным устройствами, гидроцилиндром, системой контроля положения стопорного устройства, клапаном кольцевания и клапаном включения с гильзой, в которой размещен плунжер с пружиной, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы и точности регулировки давления срабатывания стопорного устройства, клапан включения выполнен в виде трехбуртового толкателя с ввернутым с торца регулировочным винтом, расположенного внутри подпружиненного плунжера, в гнезде которого под толкатель выполнена расточка большего, чем толкатель, диаметра, соединенная через переменный дроссель, образованный кромкой расточки и буртиком толкателя, и постоянный дроссель в виде радиального отверстия в толкателе с линией слива, а через постоянный дроссель в теле плунжера и кольцевую камеру, образованную буртиками плунжера, с линией давления.

РИСУНКИ