Рулевой привод летательного аппарата

Реферат

 

Изобретение относится к области авиационной техники. Привод содержит распределительное устройство, цилиндр с исполнительным штоком, стопорное устройство и клапан кольцевания. Стопорное устройство выполнено в виде двух симметрично расположенных относительно исполнительного штока систем рычагов, закрепленных на цилиндре и взаимодействующих с закрепленными на штоке роликами. Каждая система рычагов выполнена в виде двуплечих рычагов, одни плечи которых связаны между собой тягой, а другие шарнирно соединены с подпружиненным поршнем цилиндра управления стопорным устройством и посредством регулируемых упоров с трехплечими рычагами, одни плечи которых связаны между собой пружинами, другие плечи - с устройством для контроля срабатывания стопорного устройства, третьи плечи выполнены со скосами, взаимодействующими с роликом, закрепленным на исполнительном штоке. Технический результат - повышения надежности. 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкциям рулевых приводов летательных аппаратов.

Наиболее близким по технической сущности является рулевой привод, содержащий цилиндр, распределительное устройство, механический замок силового штока, расположенный внутри корпуса привода и состоящий из цангового патрона, на внешней стороне которого имеются буртики, рабочего поршня со штоком, оканчивающимся конусным буртиком и подпружиненными толкателями. По внутренней поверхности силового штока имеются кольцевые проточки (см. Гониодский В.И. Привод рулевых поверхностей самолетов, стр.177, рис.4.23, Машиностроение, 1974 г.). При отсутствии давления в гидросистеме толкатели под действием пружины отжимают рабочий поршень, который конусным буртиком разжимает цанговый патрон, буртик патрона заходит в кольцевую выточку и фиксирует его. Под действием давления жидкости поршень с конусным буртиком перемещаются и сжимают через толкатели пружину, и освобождает силовой шток. Недостатками рулевого привода является следующие.

1. В случае, когда шток находится в одном из крайних положений, и давление в гидросистеме уменьшилось, разжатый конусным буртиком цанговый патрон своими буртиками соприкасается с внутренней поверхностью штока и создает силу трения, затрудняющую перемещение штока.

2. Недостаточная надежность расстопорения, так как упругая сила консольных лепестков цангового патрона с течением времени уменьшается.

3. Недостаточная надежность стопорения, так как возможно проскакивание буртиков цангового патрона мимо канавок штока при его большой скорости перемещения из-за того, что направление движения штока с канавками и буртиками, для захода в канавки, взаимно перпендикалурно.

4. Возможность образования люфта в застопоренном положении вследствие износа и технологических неточностей изготовления деталей стопора.

Целью настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, повышение надежности и улучшение технических характеристик привода.

Указанная цель достигается тем, что стопорное устройство выполнено в виде двуплечих рычагов, шарнирно соединенных тягой, которые через регулируемые упоры взаимодействуют с трехплечими рычагами, одни плечи которых связаны между собой пружинами, другие взаимодействут с микропереключателями для контроля срабатывания стопорного устройства, и плечи, имеющие скосы, контактируют с роликом, смонтированным на исполнительном штоке, причем двуплечие и трехплечие рычаги попарно установлены на одной оси, запресованной в цилиндре, а оси ролика и рычагов расположены вдоль оси исполнительного штока и перпендикулярны ей, и указанная система рычагов с роликом выполнена симметрично относительно его с двух сторон, причем двуплечие рычаги шарнирно соединены с подпружиненным поршнем, который с расточкой в цилиндре образует камеры, одна из которых гидравлически соединена с клапаном включения стопорного устройства, а вторая - со сливным каналом.

Предлагаемое изобретение изображено на фиг.1, где схематично показан рулевой привод в застопоренном положении, а на фиг.2 он показан в растопоренном положении.

Гидроусилитель состоит из распределительного устройства 1, цилиндра 2, исполнительного штока 3,стопорного устройства, клапана включения 4, клапана кольцевания 5, микропереключателей 6 для контроля срабатывания стопорного устройства. При увеличении давления жидкости в гидроусилителе срабатывает клапан включения 4 и поршень управления 7 стопорным устройством через двуплечие рычаги 8 воздействует на трехплечие рычаги 9. Пружины 10, связывающие плечи В рычагов 9, растягиваются и плечи С выходят из контакта с роликом 11, т.е. цилиндр может свободно перемещаться, а плечи А замыкают контакты микропереключателей и на приборной доске загорается лампочка "расстопорено". Двуплечие рычаги 8, шарнирно соединенные тягой, воздействуют на трехплечие рычаги 9 регулируемыми упорами 12. В случае падения давления в магистрали подачи срабатывает клапан включения 4 стопорного устройства и клапан кольцевания 5, в результате чего полость поршня управления стопорного устройства соединяется с магистралью слива. Под действием пружины один трехплечий рычаг, неконтактирующий с роликом, выходит в положение "застопорено", а клапан кольцевания 5 кольцует полости. Затем под действием аэродинамической нагрузки цилиндр 2 перемещается в среднее положение и ролик исполнительного штока упирается в контактирующую поверхность К трехплечего рычага, после чего и второй рычаг принимает положение "застопорено". Контактирующие поверхности К этих рычагов имеют скосы, поэтому под действием пружин 10 выбираются люфты по осям рычагов и между роликом и плечами С. Плечам А трехплечие рычаги дают сигнал на срабатывание микровыключателем 6. При отказе, например заедании одной системы рычагов, срабатывает расположенная симметрично относительно исполнительного штока вторая система рычагов.

Такая схема компоновки стопорного устройства рулевого привода определяет удобство в замене, а также сокращение времени, затрат труда и средств на предупреждение, обнаружение и устранение неисправностей данного устройства, т.е. обеспечивает ремонт без снятия привода с летательного аппарата, что исключает его простой.

Формула изобретения

Рулевой привод летательного аппарата, содержащий распределительное устройство, цилиндр с исполнительным штоком, стопорное устройство и клапан кольцевания, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения безлюфтового стопорения цилиндра, стопорное устройство выполнено в виде двух симметрично расположенных относительно исполнительного штока систем рычагов, закрепленных на цилиндре и взаимодействующих с закрепленными на штоке роликами, причем каждая система рычагов выполнена в виде двуплечих рычагов, одни плечи которых связаны между собой тягой, а другие шарнирно соединены с подпружиненным поршнем цилиндра управления стопорным устройством и посредством регулируемых упоров с трехплечими рычагами, одни плечи которых связаны между собой пружинами, другие плечи - с устройством для контроля срабатывания стопорного устройства, третьи плечи выполнены со скосами, взаимодействующими с роликом, закрепленным на исполнительном штоке.

РИСУНКИ