Ползун для фиксации десантируемого груза на летательном аппарате

Реферат

 

Изобретение относится к парашютной технике и касается создания устройств, обеспечивающих фиксацию грузов в самолетах и возможность десантирования этих грузов. Ползун для фиксации десантируемого груза на летательном аппарате имеет направляющую вертикального перемещения, полки-захваты, установленные в силовом каркасе десантируемого груза, фиксатор вертикального перемещения и замыкающую головку. Основание ползуна выполнено цилиндрической формы с вертикальной осью вращения и с лысками шириной 0,15÷0,4 диаметра основания, расположенными над полками-захватами. Направляющая ползуна снабжена фиксатором поворота в горизонтальной плоскости. Фиксатор основания ползуна в горизонтальной плоскости может быть выполнен в виде рычага, с одной стороны подпружиненного, а с другой - контактирующего с замыкающей головкой ползуна, при этом в последней выполнены пазы под плечо рычага. Техническим результатом реализации изобретения является повышение надежности функционирования ползуна при сокращении времени подготовки к десантированию. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к парашютной технике, а более конкретно к устройствам, обеспечивающим фиксацию изделий в самолетах и возможность десантирования этих изделий, и может быть использовано при десантировании самоходной техники.

Известен откидной направляющий ролик (техническое описание и инструкция по эксплуатации. Парашютная платформа П7 разработки НИИ аэроупругих систем, 1978 г.) Откидной направляющий ролик выполнен в виде прямоугольного основания, на котором установлен направляющий ролик, зафиксированный регулировочным винтом и шпилькой. Откидной направляющий ролик подпружинен и в рабочем положении фиксируется стопорной шпилькой. Ось поворота в нерабочее положение расположена в горизонтальной плоскости.

К недостаткам указанного устройства относится следующее: для перевода откидного направляющего ролика в нерабочее положение необходимо устройство расчековки и пружинное поворотное устройство; при регулировке зазора между роликом и полкой монорельса необходимо использование специального ключа.

Из известных технических решений наиболее близким по технической сущности к заявляемому является ползун (см. чертеж 16-2900.34.58 разработки НИИ аэроупругих систем, 1984 г.), выполнен в виде прямоугольного основания с пазом и упором для крепления ползуна, а так же с двумя взаимно противоположными полками-захватами, находящимися на разной высоте. На ползуне установлены фиксаторы вертикального перемещения, которые фиксируют ползун в убранном положении. Ползун устанавливается на изделии с помощью съемных элементов - шпилек.

К недостатком указанного устройства относятся следующее: необходимость крепления ползунов к изделию съемными элементами, операция с которыми производится в самолете, что приводит к утере этих съемных элементов, еще более это обстоятельство усугубляется при эксплуатации изделия вне самолета; зазор между полками захватами ползунов устанавливается регулировкой всего силового каркаса для чего необходимо специальное регулирующее устройство. Указанные недостатки существенно уменьшают надежность работы ползунов, а также увеличивают время подготовки изделия к десантированию.

Целью предлагаемого изобретения является устранение вышеуказанных недостатков, т.е. повышение надежности функционирования ползуна и сокращение времени подготовки изделия к десантированию.

Поставленная цель достигается тем, что в известном ползуне, содержащем основание с направляющими вертикального перемещения, полки-захваты и фиксатор вертикального перемещения, основание ползуна выполнено цилиндрической формы и установлено в силовом каркасе в цилиндрической направляющей, ось вращения которой расположена вертикально. Основание ползуна снабжено фиксатором поворота его в горизонтальной плоскости. На основании ползуна над полками-захватами выполнены лыски шириной 0,15...0,4 диаметра основания. Такая конструкция основания ползуна позволяет при подготовке изделия к десантированию в самолете надежно, не теряя ни ползуны, ни фиксирующие их шпильки произвести регулировку зазоров между полкой-захватом и монорельсом поворотом ползуна на 180° в одну или другую сторону. Чтобы ползун после выполнения операции регулировки зазоров в самолете самопроизвольно не проворачивался, основание ползуна снабжено фиксатором поворота его в горизонтальной плоскости. Применение на основании ползуна лысок позволяет уменьшить контактные напряжения от ползунов на монорельс. Лыски шириной менее 0,15 диаметра могут привести к появлению контактных вмятин на монорельсе (монорельс в самолетах типа ИЛ-76 и Ан-22 выполнен из мягкого материала - дюралюминиевого сплава), а появление дефектов на монорельсе требует его замены. Использование лысок шириной более 0,4 диаметра основания ползуна приведет к резкому уменьшению несущей способности ползуна, и при расчетных нагрузках ползун может выйти из строя.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется прилагаемыми чертежами, где

- на фиг.1 представлен общий вид устройства при регулировке зазоров между монорельсом и полками-захватами;

- на фиг.2 - ползун в разрезе.

Ползун содержит основание 1 (см. фиг.1) цилиндрической формы с двумя полками-захватами 2, находящимися на разной высоте и лысками 3. Ползун 1 расположен в цилиндрической направляющей 4 силового каркаса 5, ось 6 ползуна совпадает с осью направляющей и расположена вертикально. Основание ползуна 1 снабжено фиксатором 7 поворота его в горизонтальной плоскости и может быть выполнено, например, в виде рычажного механизма состоящего из подпружиненного, например, пружиной сжатия 8 рычага 9, входящего в пазы 10, выполнены на замыкающей части 11 (см. фиг.2) ползуна. На основании ползуна установлен фиксатор вертикального перемещения, который может быть выполнен в виде, например, упоров 12 и пружины сжатия 13.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. Ползун 1 (см. фиг.1), расположенный в цилиндрической направляющей 4 силового каркаса 5, при закатке в самолет устанавливается так, чтобы полки-захваты 2 располагались вдоль монорельса 14. Для этого рычаг 9 выводится из зацепления с замыкающей частью 11. Ползун поворачивается вокруг своей оси 6 до установки полок-захватов 2 вдоль монорельса и фиксируется рычагом 9. После установки в самолете ползун устанавливается в рабочее положение (полки-захваты 2 располагаются перпендикулярно монорельсу 14) в обратном порядке. Поскольку полки-захваты 2 расположены на разной высоте, то регулировка зазора между полкой-захвата 2 и монорельсом 14 осуществляется разворотом ползуна вокруг своей оси 6 до установки в рабочее положение той, или иной полкой-захвата 2 с последующей фиксацией рычагом 9. При движении ползуна 1 вдоль монорельса 14 зацепление замыкающей части 11 с рычагом 9 предотвращает поворот ползуна вокруг своей оси. При приземлении ползун (см. фиг.2), касаясь поверхности 15, движется вверх по цилиндрической направляющей 4 силового каркаса 5, подпружиненные упоры 12 освобождаются и фиксируют ползуны в верхнем положении.

Предлагаемое устройство, по сравнению с прототипом, позволяет сократить время подготовки изделий к десантированию за счет исключения применения специальных ключей при регулировке зазоров между полками-захватами и монорельсом. Кроме того, отсутствие съемных элементов исключает возможность их потери. Ползун предлагаемой конструкции не деформирует принадлежности самолета - монорельс. Все это повышает надежность и тактико-технические характеристики десантируемой боевой техники.

Формула изобретения

1. Ползун для фиксации десантируемого груза на летательном аппарате, содержащий направляющую вертикального перемещения, установленные в силовом каркасе, десантируемого груза полки-захваты, фиксатор вертикального перемещения и замыкающую головку, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности функционирования и сокращения времени подготовки к десантированию, основание ползуна выполнено цилиндрической формы с вертикальной осью вращения и с лысками шириной 0,15÷0,4 диаметра основания, расположенными над полками-захватами, при этом направляющая ползуна снабжена фиксатором поворота в горизонтальной плоскости.

2. Ползун по п.1 отличающийся тем, что фиксатор основания ползуна в горизонтальной плоскости выполнен в виде рычага, с одной стороны подпружиненного, а с другой - контактирующего с замыкающей головкой ползуна, при этом в последний выполнены пазы под плечо рычага.

РИСУНКИ