Подъемно-опускное устройство гидроакустической антенны

Реферат

 

Изобретение относится к корабельной технике, в частности к эксплуатации забортных измерительных и т.п. приборов. Подъемно-опускное устройство гидроакустической антенны содержит корпус с выдвижной штангой и закрепленной на ней антенной и клинкетную задвижку с приводным маховиком, закрепленную на фланце люка корпуса судна. Устройство снабжено блокирующим поворотным фланцем, установленным на оси закрепленного на корпусе устройства кронштейна. Кронштейн шарнирно связан со штоком, взаимодействующим с маховиком клинкетной задвижки. На штанге вдоль ее оси закреплены штыри, входящие в отверстия блокирующего поворотного фланца. Повышается надежность системы запирания люка в днище корпуса судна, через который выводится антенна при ремонте или замене. 2 ил.

Изобретение относится к корабельной технике и предназначено для использования на кораблях всех типов, при необходимости эксплуатации забортных измерительных и т.п. приборов. Устройством подобного типа является "Система вывода вибратора из шахты в корпусе судна при гидроакустическом зондировании ультразвуком", патент ФРГ №1276514 за 1968 год, МКИ G01s; 7426/15. Однако недостатком подобной системы вывода вибратора из корпуса судна является наличие осушаемой шахты больших размеров, необходимой для установки, ремонта или замены вышедшего из строя вибратора. Известно также подъемно-опускное устройство (например, гидроакустический скоростной лаг, описанный в проспекте выставки США в Москве за 1974 год) с задвижкой клинкетного типа, не требующее осушаемой шахты для замены или ремонта гидроакустической антенны (лага). Недостатком такого устройства является вероятность затопления отсека корабля, где оно установлено, или повреждение антенны и выдвижной штанги при необходимости замены или ремонта антенны на плаву. Для того чтобы произвести замену или ремонт антенны, нужно подъемно-опускное устройство снять с фланца корпуса клинкетной задвижки, которую предварительно нужно закрыть. В известном подъемно-опускном устройстве доступ к болтам крепления его на фланце задвижки ничем не ограничен и закрытие клинкетной задвижки не обусловлено с обязательным подъемом штанги с антенной в крайнее верхнее положение.

Целью настоящего изобретения является увеличение надежности системы запирания люка в днище корпуса судна, через который выводится антенна, при необходимости ремонта или замены антенны на плаву.

Для достижения этой цели подъемно-опускное устройство снабжено блокирующими штырями и блокирующим поворотным фланцем, который перекрывает доступ к болтам крепления устройства, закрепленного на фланце корпуса клинкетной задвижки. Блокирующие штыри, расположенные вдоль оси штанги, входят в соответствующие отверстия блокирующего поворотного фланца, что не позволяет закрывать клинкетную задвижку до тех пор, пока штанга с антенной не будет поднята с помощью винтовой пары в крайнее верхнее положение, предохраняя, таким образом, штангу и антенну от повреждения. На приведенном чертеже изображен общий вид подъемно-опускного устройства гидроакустической антенны в 2-х видах.

Подъемно-опускное устройство гидроакустической антенны содержит задвижку 1 клинкетного типа, которая своим нижним фланцем закреплена на фланце люка 2 корпуса судна. В корпусе 3 подъемно-опускного устройства установлена выдвижная штанга 4, на нижнем фланце которой расположена гидроакустическая антенна 5. Штанга 4 может перемещаться вдоль своей оси с помощью винта 6, вращением маховика 7. Герметизация штанги 4 осуществляется уплотнительными кольцами 8 круглого сечения, установленными в канавках корпуса 3. На верхнем фланце штанги 4 закреплены блокирующие штыри 9, расположенные вдоль оси штанги. На верхнем фланце корпуса 3 закреплен неподвижно кронштейн 10, на оси 11 которого установлен поворотный блокирующий фланец 12. На кронштейне 10 в направляющих "Б" установлен подвижный шток 13. С одной стороны, через посредство цилиндрического пальца 14 шток шарнирно связан с прорезью поворотного блокирующего фланца 12, а с другой стороны, через посредство сухаря 15, закрепленного на нем, связан подвижно с маховиком 16, на котором имеется кольцевая проточка на ободе, для перемещения сухаря 15. Уплотнение фланцев клинкетной задвижки производится с помощью прокладок 17.

Для замены или ремонта гидроакустической антенны 5 подъемно-опускное устройство необходимо снять с верхнего фланца клинкетной задвижки 1, для чего нужно снять крепежные болты "В", соединяющие корпус 3 устройства с верхний фланцем клинкетной задвижки 1. Так как болтовое соединение "В" закрыто блокирующим поворотным фланцем 12, снять болты невозможно. Поэтому с помощью винта 6 и маховика 7 необходимо поднять в крайнее верхнее положение штангу 4 с антенной 5, в результате чего блокирующие штыри 9, закрепленные на штанге 4, выйдут из соответствующих отверстий блокирующего фланца 12. После этого вращением маховика 16 можно закрыть задвижкой проходное отверстие выходного люка антенны из корпуса судна и одновременно с этим, в результате поступательного движения маховика 16, блокирующий фланец 12 поворачивается вокруг оси 11 на 90°, полностью освобождая доступ к болтовому соединению "В" крепления подъемно-опускного устройства на фланце клинкетной задвижки. После снятия болтов крепления, с помощью специального грузоподъемного устройства, подъемно-опускное устройство с антенной 5 поднимается над клинкетной задвижкой 1 для замены или ремонта антенны. После ремонта или замены антенны установка устройства в рабочее положение производится в обратном порядке.

Применение подъемно-опускного устройства с блокирующим поворотным фланцем и с блокирующими штырями позволяет устанавливать его в любом месте прочного корпуса корабля, обеспечивая выполнение требований Морского Регистра СССР по надежности корабля при необходимости ремонта или замены антенны.

Формула изобретения

Подъемно-опускное устройство гидроакустической антенны, содержащее корпус с выдвижной штангой и закрепленной на ней антенной и клинкетную задвижку с приводным маховиком, закрепленную на фланце люка корпуса судна, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности перекрытия люка в днище корпуса судна и обеспечения ремонта или замены антенны на плаву, в нем на оси кронштейна, закрепленного на корпусе, установлен блокирующий поворотный фланец, шарнирно связанный со штоком, взаимодействующим с маховиком клинкетной задвижки, а на штанге вдоль ее оси закреплены штыри, входящие в отверстия блокирующего поворотного фланца.

РИСУНКИ