Механизм гидравлического управления фрикционными элементами передач самоходныхмашин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
l857IO
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 31.VI.1965 (№ 1021119(30-15) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 13.И11.1966. Бюллетень № 17
Дата опубликования описания 13.Х.1966
Кл. 63с, 16/01
МПК В 62d
УДК, 629.1-42:621.838. .22.063 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
П. П. Горбунов, К. Я. Львовский и H. А. Щельцын
Государственный союзный научно-исследовательский тракторный институт
Заявитель
МЕХАНИЗМ ГИДРАВЛИЧЕЩОГО УПРАВЛЕНИЯ
ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕН 1АМИ ПЕРЕДАЧ САМОХОДНЫХ
МАШИН
Изобретение относится к механизмам гидравлического управления передачами самоходных машин, где для переключения передач используются фрикционные муфты с гидравлическим приводом управления.
Известны механизмы гидравлического управления фрикционными элементами переключения передач самоходных машин, включающие золотник-распределитель, рычаг с фиксатором и рукоятку переключения.
Предлагаемое изобретение отличается от указанных тем, что, с целью безостановочного движения машины при переключении передач, рукоятка переключения соединена с направляющей гребенкой, имеющей фасонную дорожку, а маслопроводящие окна золотникараспределителя выполнены с перекрытием.
Для замедления падения давления рабочей жидкости в фрикционах между ними и золотником установлены клапаны-замедлители, На фиг. 1 изображен механизм управления в сборе; на фиг. 2 — золотник-распределитель с маслоподводящими каналами; на фиг. 3 — гребенка с фасонной дорожкой; ня фиг. 4 — клапан-замедлитель.
Механизм состоит из золотника-распределителя 1, гильзы 2, запрессованной в корпусе
8, крышки 4, зубчатой рейки 5, фиксатора б с пружиной 7.
Золотник-распределитель имеет кольцевую проточку В и маслоподводящую канавку С.
Для разгрузки золотника от радиального усилия, возникающего под действием давления в канавке С, на нем предусмотрены две разгрузочные канавки Е, сообщающиеся с проточкой В.
Для выключения передач на золотнике предусмотрены два канала 1., постоянно сообщающиеся со сливом системой отверстий D.
В нижней части золотник имеет фланец с лушсями для фиксатора б, а в верхней части —шестерню, находящуюся в зацеплении с зубчатой рейкой 5.
Гильза имеет ряд маслоприемных каналов
Мт, М> и т. д., количество которых соответствует количестВу упраВляемых муфт, и маслопододящее отверстие. Гильза запрессовывается
В ;ак, что прорези и отверстие совпада10т с соответств ющими каналами кОрпуса, Расположение маслораспределительных каналов золотника и приемных каналов гильзы показаны на фиг. 2. Каналы расположены на равных расстояниях друг от друга.
Механический привод включает ь себя рычаг управления, состоящий из двух частей— верхней 8 и нижней 9, соединенных шарниром 10, и профилированную гребенку 11.
Рычаг шарнирно связан с рейкой 5. Гребен30 ка имеет впадины Т, соответствующие вклю185710
55 б0 ченным передачам, а также выступы i3 (см, фиг. 3).
Механизм работает следующим образом.
При любом положении рычага управления масло от насоса поступает в полость проточки В золотника 1, а из нее — в маслоподающую канавку С. В одном из основных положений механизма, соответствующем включенной передаче, центр маслоподающей канавки
С совпадает с центром маслоприемпого кана. ла М, в гильзе 2 (см. фиг. 2). Масло из канавки С поступает в канал корпуса, соединенный с бустером муфты (или тормоза) соответствующей передачи. Рабочие кромки е и f сливных каналов F золотника открывают слив из бустеров смежных передач.
В положении (см. фиг. 3) I рычаг управления находится во впадине Т гребенки, соответствующей 1-ой передаче. При этом центр маслоподающей канавки С золотника совмещен с центром канала М и через прорезь в гильзе масло поступает в бустер 1-ой передачи, муфта 1-ой передачи включена. Для перехода на 2-ую передачу водитель перемещает рычаг управления, который, двигаясь в прорези гребенки, перемещает зубчатую рейку 5.
Рейка поворачивает золотник 1 (см. фиг. 1) и его маслоподающая канавка С сообщается с каналом М бустера муфты 2-ой передачи, а бустер муфты 1-ой передачи сообщается со сливом. При переключении рычаг управления должен обойти выступ 1М гребенки и затем занять основное положение, соответствующее включению 2-ой передачи. Такая профилировка гребенки обеспечивает задержку золотника в промежуточных положениях 11 и III, так как в этих положениях, прежде чем продолжать поворот золотника, рычаг должен переместиться на расстояние H в поперечном направлении, поворачиваясь в шарнире 10.
Промежуточное положение II, фиксируемое фиксатором б (см. фиг. 1) и гребенкой 11, соответствует повороту золотника на расстояние a>b>+S от положения 1 по часовой стрелке (см. фиг. 2 и 3). В этом положении кромка с маслоподающей канавки С совмещена с кромкой а>, т. е. канал М, полностью сообщается с канавкой С. Канал М в этом положении перекрыт участком золотника, причем величина перекрывающего пояска b f равна (см. фиг. 3).
Промежуточное положение I I I, фиксируемое фиксатором 6 и гребенкой ll, соответствует повороту золотника на расстояние а Ь +$ от основного положения IV против часовой стрелки. В этом положении кромка d маслоподающей канавки С совмещена с кромкой b канала М, т. е. канал М» полностью сообщается с маслоподающей канавкой С.
Канал М> в этом положении перекрыт участ5
40 ком золотника се, причем величина перекрывающего пояска а> е равна S.
При переключении с 1-ой передачи на 2-ую рабочим промежуточным положением является положение Ш. В этом положении масло через канал М подается в бустер муфты 2-ой передачи, а в муфте 1-ой передачи масло замкнуто. Таким образом, Ш положение является положением перекрытия двух передач — выключаемой и включаемой. При дальнейшем движении рычага управления в положение IV, соответствующее 2-ой передаче, масло продолжает подаваться в бустер муфты 2-ой передачи через канавку С и канал
М, а рабочая кромка f открывает слив из муфты 1-ой передачи через канал М>, т. е. 1-ая передача выключается.
При обратном переключении со 2-ой передачи на 1-ую рабочим промежуточным положением, при котором осуществляется перекрытие, является положение I I.
При этом аналогично предыдущему при перекрытии масло подается в канал М, т, е. в бустер муфты 1-ой передачи, а в бустере муфты 2-ой передачи масло замкнуто.
Переключение со 2-ой передачи на 3-ю и т, д. производится аналогично изложенному.
Клапан-замедлитель включает в себя поршенек 12 и пружину 18. При включении фрикционной муфты в нее подается масло. Давление в маслоподводящей магистрали при этом возрастает. Когда давление достигнет некоторого значения Р, поршенек 12 начнет отжимать пружину И.
При включении фрикционного элемента поршенек 12, передвигаясь под действием пружины 18, подает в гидроцилиндр этого элемента определенный объем масла. Это обеспечивает замедление падения давления в фрикционе.
Таким образом обеспечивается безостановочное движение машины при переключении передач.
Предмет изобретения
1. Механизм гидравлического управления фрикционными элементами передач самоходных машин, включающий золотник-распределитель, рычаг с фиксатором и рукоятку переключения, отличающийся тем, что, с целью безостановочного движения машины при переключении передач, рукоятка переключения соединена с направляющей гребенкой, имеющей фасонную дорожку, а маслопроводящие окна золотника-распределителя выполнены с перекрытием.
2. Механизм п. 1, отличающийся тем, что, с целью замедления падения давления рабочей жидкости в фрикционах, между ними и золотником установлены клапаны-замедлители.