В. в в. ю. ефимов и а. с. перебороввсесоюзный научно- исследовательский институт железнс транспорта и ленинградский институт инженеров желез!транспорта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнх

Соцкалисткческнх

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 29.Х.1964 (№ 927027/26-24) с присоединением заявки №

Приоритет

Kz. 201, 41/20

МПК В 61/

УДК 656.25-50:656.22.05 .. (088.8) Комитет пе делам изобретений и открытий прн Совете Министров

СССР

Опубликовано З.Х.1966. Бюллетень № 19

Дата опубликования описания 25.Х,1966

Авторы изобретения

Н. Ф. Пенкин, Б. А. Завьялов, М. И. Коробанов, В.

В. Ю. Ефимов и А. С. Переборов

Всесоюзный научно-исследовательский институт желез транспорта и Ленинградский институт инженеров желе транспорта

Заявители

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖЙОМ

ТРАНСПОРТЕ

Известны устройства совместной работы вычислительной машины и устройства диспетчерской централизации.

Предложенное устройство для автоматического регулирования движения поездов на железнодорожном транспорте содержит устройства диспетчерской централизации (ДЦ), управляющую вычислительную машину (УВМ) и переходные устройства (ПУ) с коммутатором информации.

Оно отличается от известных тем, что переходные устройства содержат блок логической обработки информации, поступающей от устройств ДЦ, блок набора и хранения команд диспетчера, подключенный к манипулятору диспетчера, и блок отбора и обработки машинных команд от выходных устройств УВМ.

Это позволило повысить достоверность проходящей через переходные устройства информации и надежность автоматического регулирования.

Блок логической обработки информации содержит реле фактического отправления поезда (ПКСП), подключенное к источнику питания через контакты контрольных реле устройств ДЦ (контроль задания маршрутов, открытие выходного светофора и занятие стрелочной секции), реле задания маршрутов

ПМ, подключенные к источнику питания через контакты контрольных, маршрутных и сигнальных реле ДЦ, и диодный дешифратор, имеющие общую-.цепь блокировки через контакт реле фактического отправления поезда, Блок набора и хранения диспетчерских команд содержит наборный регистр, реле которого подключены к кнопкам диспетчерского манипулятора и образуют своими контактами

10 шифраторные цепи, и регистр хранения команд, реле которого подключены к шифраторным цепям наборного регистра и образуют своими контактами цепи информации, подключаемые через коммутатор информации к входу УВМ.

Блок отбора и обработки машинных команд от выходов УВМ содержит релейный регистр, обмотки реле которого подключены к выходному устройству УВМ, а контакты этих реле образуют дешифратор машинного кода, и реле номера секции, номера маршрута горловины и направления движения, включенные на выходе дешифратора машинного кода и образующие своими контактами цепи автоматического управления устройствами задания маршрутов.

Блок отбора и обработки машинных команд от выходов УВМ имеет схему блокировки, содержащую входной усилитель, вход которого

186529 подключен к одному из адресных выходов

УВМ, триггер, единичный вход которого подключен к выходу усилителя, реле восстановления схемы блокировки в исходное состояние, подключаемое к источнику питания через контакт кнопки сброса или через контакты реле задания маршрутов ДЦ и управляющее своим контактом нулевым выходом триггера, диодную схему совпадения, входы которой соединены с выходами входного усилителя и триггера, и выходной усилитель, вход которого подключен к выходу схемы совпадения, выход через блок коммутации подключен к входу УВМ.

На фиг. 1 изображена структурная схема устройства для автоматического регулирования движения поездов; на фиг. 2 — принципиальная схема блока логической обработки информации, поступающей от устройств ДЦ; на фиг. 3 — схема наборного регистра; на фиг. 4 — схема регистра хранения диспетчерских команд и логические схемы, обеспечивающие перезапись команд из наборного регистра в регистр хранения; на фиг. 5 — схема коммутатора информации; на фиг. 6 — схема блока отбора и обработки машинных команд от выходных устройств УВМ; на фиг. 7 схема блокировки регистра машинного кода.

Вычислительная машина УВМ (см. фиг. 1) производит расчет оптимальных вариантов движения поездов на основе информации, получаемой от устройств диспетчерской информации ДЦ и корректив диспетчера, получаемых от диспетчерского манипулятора МД.

Блок ЛО логической обработки информации, поступающей от устройств ДЦ, осуществляет отбор информации, необходимой для ввода в

УВМ, ее логическую обработку и приведение к виду, удобному для ввода в УВМ. Блок набора и хранения диспетчерских команд НХ подключен к кнопкам диспетчерского манипулятора МД, с помощью которых диспетчер осуществляет набор различных команд, корректирующих планирование работы УВМ по регулированию движения поездов. Кроме кнопок набора команд, вводимых в УВМ, манипулятор имеет кнопки, позволяющие диспетчеру непосредственно управлять стрелками и сигналами. Блоки ЛО и НХ образуют цепи информации, которые подключаются к коммутатору информации КИ.

УВМ .производит ввод информации через регистр ввода РВВ (см. фиг. 5) с помощью коммутатора информации КИ, получающего сигналы опроса различных групп информации с адресного выхода PA УВМ. Вырабатываемые вычислительной машиной команды на установку маршрутов выдаются через регистр выдачи РВД в форме машинных кодов.

Машинные коды воспринимаются блоком отбора и обработки машинных команд ОМК (см. фиг. 1), который обеспечивает необходимую индикацию на манипуляторе диспетчера и производит автоматическое воздействие яа устройства задания маршрутов ДЦ.

25

З0 ПКСП

Автоматическое регулирование движений поездов производится более надежно при вводе в УВМ предварительно логически обработанной информации, поступающей от устройств ДЦ. Для этого применены реле фактического отправления поезда ПКСП (см. фиг. 2) и маршрутные реле ПМ1 — ПМЗ. Цепь возбуждения реле ПКСП подключается к источнику питания через контакт реле контроля стрелочной секции КСП, контакты маршрутных реле ПМ и контакт реле ПКНС контроля выходного светофора. Реле ПКСП имеет цепь блокировки через контакты повторителя реле контроля занятия участка удаления ПУ1 и его повторителя ППУ1. Цепочка последовательного соединения контактов реле ПКСП и

ПУ1 образует цепь информации о фактическом отправлении поезда.

Для передачи в УВМ информации об отправлении поезда с одновременным указанием номера пути, с которого поезд отправился, применены маршрутные реле ПМ1 — ПМЗ, подключенные к источнику питания через контрольные реле задания маршрутов КМ, реле сигналов ПКЧС и ПКНС и через диодный шифратор, позволяющий закодировать номер маршрута двоичным номером. Для запоминания номера маршрута реле ПМ имеют общую цепь блокировки через контакт реле

Последовательным соединением контактов контрольных реле КЧПУ2 и КЗПЧ получается цепь информации о приближении поезда к станции.

Включением контакта реле ПКСП в цепь .возбуждения повторителя контрольного реле выходных светофоров ПКНС достигается исключение повторного возбуждения реле

ПКНС до ввода в вычислительную машину информации об использовании предыдущего маршрута отправления.

Образованные цепи информации подключаются через коммутатор информации КИ ко входу УВМ.

Корректирующая информация вводится диспетчером в УВМ через блок набора и хранения диспетчерских команд. Этот блок содержит наборный регистр, регистр хранения команд и логические релейные схемы, обеспечивающие перезапись информации из наборного регистра в регистр хранения. Применение двух регистров исключает считывание в

УВМ информации, находящейся в процессе набора. Логические релейные схемы обеспечивают перезапись информации из наборного регистра в регистр хранения только в интервалах между циклами считывания информации в УВМ.

Наборный регистр (см. фиг. 3) включает в себя регистр признака команды (реле Р1К—

РЗК), регистр признака числа (реле А, Б, В), числовой регистр (реле 1А — ЗА, 1Б — ЗБ, 1 — ЗВ, и регистр станционных реле (P1C—

РЗС). На чертеже показано принципиальное построение электрической схемы регистров, 186529

В действительности число реле в каждом регистре различно и определяется для каждого регистра или числом команд, которые диспетчер может вводить в УВМ, или количеством чисел, которые используются для образования команд, или числом станций и т. д.

Реле наборного регистра включены к источнику питания через соответствующие кнопки, расположенные на манипуляторе. Контактами этих реле образуются шифраторные и индикаторные цепи. Реле наборного регистра имеют цепи блокировки через контакты реле признака тех операций, в которых участвует данное реле. Реле наборного регистра включены по взаимоисключающей схеме, обеспечивающей нахождение под током только одного реле, относящегося к данному числу.

Регистр хранения (см. фиг. 4) состоит из двух ступеней, реле которых обозначены 101, 102, 108 и т. д. и 201, 202, 208 и т. д. Число реле в каждой ступени равно максимальному числу двоичных разрядов в коде команды, вводимой в УВМ с манипулятора. Таким образом, в регистре хранения одновременно может быть записано две команды.

Обмотки реле регистра хранения подключены к шифраторным цепям наборного регистра. В цепи питания этих обмоток включены разделительные реле Р1 и Р2, обеспечивающие поочередную запись команд в свободную ступень регистра хранения, и реле записи

РЗК, обеспечивающее запись команды в регистр хранения только в интервалах между циклом считывания информации в УВМ. Реле регистра имеют цепи блокировки через контакты реле POP и ПРОР, обеспечивающие сброс регистра после ввода информации в

УВМ. Через параллельно соединенные контакты реле одной ступени регистра включены повторители РП1С и РП2С. Контакты реле регистра образуют цепи информации, подключенные к коммутатору информации.

Реле РП возбуждается при нажатии диспетчером кнопки «Пуск» в конце набора команды на манипуляторе и своим контактом замыкает цепь питания реле РЗП.

Реле РЗП и POP подключены к двухпозиционному выходу «а» УВМ, с которого напряжение питания снимается на время цикла считывания информации в УВМ. Таким образом, цепь возбуждения реле РЗП проверяет наличие свободной ступени регистра (контакты реле Р1 и Р2), нормальное состояние реле

POP и 17РОР, соответствующее замкнутому состоянию цепи блокировки регистра, нажатие кнопки «Пуск» (контакт реле РП) и отсутствие цикла считывания информации в

УВМ (наличие высокого потенциала на выходе «а» УВМ) .

Реле РОР и ПРОР обеспечивают кратковременное размыкание цепи блокировки реле регистра в момент окончания цикла считывания, чем обеспечивается освобождение регистра хранения диспетчерских команд.

Реле РСБ осуществляет освобождение наборного регистра при записи информации из наборного регистра в регистр ввода. Диоды в схеме регистра хранения служат для исключения подпитывающих цепей.

Цепи информации, образованные блоками

ОЛ и НХ, подключаются к входу УВМ посредством коммутатора информации КИ (см. фиг. 5). Коммутатор информации содержит полупроводниковые усилительные ячейки группового ввода информации ГВИ и диодные схемы собирания. Входы ячеек подключены к соответствующим выходам адресного регистра РА, а выходы ячеек подключены к общей шине цепей информации, объединенных в данную группу. Все цепи информации через диодные схемь1 собирания подключаются к разрядным шинам регистра ввода PBB.

На основании обработки получаемой информации УВМ вырабатывает команды на установку маршрутов и выдает их на регистр выдачи машинных кодов РВД. К выходам этого регистра подключаются обмотки реле

РМК. Контакты этих реле образуют дешифратор, на выходе которого включены станционные реле СР, реле номера маршрута ПР и реле ЧОР, ЧПР, HOP и НПР, определяющие горловину и направление движения. Контакты этих реле образуют индикаторные цепи для включения ламп диспетчерского манипуЭо лятора и цепи автоматического возбуждения реле задания маршрутов ДЦ. Дешифратор получает питание через контакт реле HP, являющегося одним из элементов схемы блокировки (см. фиг. 6). . Схема работает следующим образом (см. фиг. 7). В целях сохранения типового характера ввода информации в УВМ информация о свободности регистра выдачи занимает отдельную группу. Поэтому к одному из адрес40 ных выходов УВМ подключается вход ячейки

1ГВИ, которая открывается в момент опроса машиной данной группы информации и создает на выходе а,. высокий потенциал.

Ячейка 2ГВИ нормально открыта и через

45 выход а9 и диод Д. закрывает схему совпадения, т. е. подает на сопротивление R положительный потенциал. В момент открытия ячейки 1ГВИ на входе а ячейки 21"ВИ появляется положительный потенциал, и ячейка 2ГВИ

50 закрывается. На ее выходе а9 потенциал становится низким.

Триггер TH в нормальном положении имеет открытыми транзисторы ПТ, и ПТ1. На его выходе а высокий потенциал. Реле HP нахо55 дится под током. Через диод Д на сопротивлении R и выходе с, ячейки ЗГВИ имеется высокий потенциал. Поэтому нормально ячейка ЗГВИ закрыта и имеет на выходе с,. низкое напряжение.

60 Таким образом, в момент открытия ячейки

1ГВИ при свободном регистре на обоих входах схемы совпадения появляется низкий потенциал. На выходе схемы совпадения, а следовательно, и на входе сц ячейки 4ГВИ потен65 циал тоже понижается. Ячейка 4ГВИ откры-.

186529

7 вается, и через ее выход с и диод Д,- положительный потенциал подается на определенный разряд К-разрядного входа УВМ. Таким образом, в машину будет считана «1», что говорит о свободности регистра выдачи.

Во время импульса запроса потенциал на входе а4 триггера ТН понижается, конденсатор С> заряжается. Поэтому в момент окончания импульса запроса, когда закроется ячейка 1ГВИ и откроется ячейка 2ГВИ, потенциал на входе а триггера, а следовательно, и на обкладках конденсатора резко возрастет. Триод ПТ, на базу которого поступит этот положительный импульс, закроется, одновременно закроется и триод ПТь. Реле

HP обесточится, потенциал на сопротивлении

R и на входе ячейки ЗГВИ понизится. Ячейка ЗГВИ откроется, и на ее выходе с создается положительное напряжение, которое через диод Дз будет подано на схему совпадения и через диод Д4 — на вход а> триггера. Первое будет поддерживать в закрытом состоянии схему совпадения, а второе будет поддерживать триггер в опрокинутом состоянии.

Реле HP имеет некоторое замедление на отпадание, достаточное для того, чтобы машина выдала на регистр выдачи машинный код. Затем якорь реле HP отпадает, замыкается тыловой контакт этого реле в схеме питания цепей дешифратора, и команда или информация, выданная машиной, появляется в виде световой индикации на табло диспетчерской централизации и на манипуляторе.

Если в этот момент снова поступил запрос из машины о свободности регистра, то опять откроется ячейка Л ВИ, закроется ячейка

2ГВИ, и на ее выходе а понизится потенциал.

Но на схему совпадения поступает положительный потенциал с выхода с ячейки ЗГВИ, поэтому ячейка 4ГВИ остается закрытой, и в машину в разряде, несущем информацию о состоянии регистра, будет считан «0», что говорит о занятости регистра.

Положительный импульс, поступающий в момент окончания импульса запроса на базу триода ПТ, не изменит состояния триггера.

Диспетчер, ознакомившись с выданной из

УВМ командой или информацией, может послать ее нажатием кнопки «Соглас.» для исполнения устройствам ДЦ (эта кнопка и реле, осуществляющие передачу кода в ДЦ, на схеме не показаны) или сбросить ее нажатием кнопки КС. И в том, и в другом случае возбудится реле РВС, притянет якорь и оборвет цепь, по которой на вход а> ТН подавал- ся положительный потенциал, поддерживающий опрокинутое состояние триггера. Триод

ПТ в триггере откроется, откроется триод

ПТ4, закроется ячейка ЗГВИ, встанет под ток реле HP, которое оборвет цепь питания дешифратора и реле PBC. Реле РВС отпустит якорь, и схема придет в исходное состояние.

Предмет изобретения

1. Устройство для автоматического регулирования движения поездов на железнодорожном транспорте, содержащее устройства диспетчерской централизации (ДЦ), управляющую вычислительную машину (УВМ) и переходные устройства (ПУ) с коммутатором информации, отличающееся тем, что, с целью увеличения достоверности проходящей через переходные устройства информации и повышения надежности автоматического регулирования, переходные устройства содержат блок логической обработки информации, поступающей от устройств ДЦ, блок набора и хранения команд диспетчера, подключенный к манипулятору диспетчера, и блок отбора и обработки машинных команд от выходных устройств УВМ.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок логической обработки информации содержит реле фактического отправления поезда, подключенное к источнику питания через контакты контрольных реле устройств ДЦ (контроль задания маршрутов, открытие выходного светофора и занятие стрелочной секции), реле задания маршрутов, подключенные к источнику питания через контакты контрольных, маршрутных и сигнальных реле ДЦ, и диодный дешифратор, имеющие общую цепь блокировки через контакт реле фактического отправления поезда.

3. Устройство по пп. 1, 2, отличающееся тем, что блок набора и хранения диспетчерских команд содержит наборный регистр, реле которого подключены к кнопкам диспетчерского манипулятора и образуют своими контактами шифраторные цепи, и регистр хранения команд, реле которого подключены к шифраторным цепям наборного регистра и образуют своими контактами цепи информации, подключаемые через коммутатор информ а ции к входу УВМ.

4. Устройство по пп. 1 — 3, отличающееся тем, что блок отбора и обработки машинных команд от выходов УВМ содержит релейный регистр, обмотки реле которого подключены к выходному устройству УВМ, а контакты этих реле образуют дешифратор машинного кода, и реле номера секции, номера маршрута горловины и направления движения, включенные на выходе дешифратора машинного кода и образующие своими контактами цепи автоматического управления устройствами задания маршрутов.

5. Устройство по пп. 1 — 4, отличающееся тем, что блок отбора и обработки машинных команд от выходов УВМ имеет схему блокировки, содержащую входной усилитель, вход которого подключен к одному из адресных выходов УВМ, триггер, единичный вход которого подключен к выходу усилителя, реле восстановления схемы блокировки в исходное состояние, подключаемое к источнику питания через контакт кнопки сброса или через

186529

10 ного усилителя и триггера, и выходной усилитель, вход которого подключен к выходу схемы совпадения, а выход через блок коммутации подключен к входу УВМ, Рыг Я

Уиг.! контакты реле задания маршрутов ДЦ и управляющее своим контактом нулевым выходом триггера, диодную схему совпадения, входы которой соединены с выходами вход.Ы ! KC !

I

1 ! ! ! ! ! !!

1

1 !

1

1 !

l !!

1! war 1 пкп

1 пч

I l 0КИ

П лу тП т

186529! ! ! ! ! !

Фиг. 7

Составитель T. И. Лебедева

Техред Л. Я. Бриккер Корректоры: О. Б. Тюрина и С. М. Белугина

Редактор И. Г. Карпас

Типография, пр. Сапунова, д. 2

Заказ 3296/3 Тираж 625 Формат бум, 60Х90 /з Объем 0,6 изд. л. Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4