Турбовентиляторный агрегат с подшипниками на консистентной смазке
Иллюстрации
Показать всеРеферат
I87045
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт, свидетельства ¹
Кл. 17а, 5
62с, 13/01
Заявлено 17.V(1.1962 (№ 717126/40-23) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 11.Х.1966. Бюллетень ¹ 20
Дата опубликования описания 12.Х1.1966
КПК F 25Ь
В 64d
УД К 621,572/576 (088.8) 629. 13.01/06 (088.8) Комитет по делам изобретеиий и открьпий при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
П. A. Коган, В. К. Никулин и А. Н. Якушин
Заявитель
ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ АГРЕГАТ С ПОДШИПНИКАМИ
НА KOHCHCTEHTHOA СМАЗКЕ
Известны турбовентиляторные агрегаты с подшипниками на жидкостной смазке (фитильной, «шнековой», смазке масляным туманом или принудительной смазке). Использование жидких масел затрудняет защиту воздушных каналов (полостей) турбомашины от загрязнения смазочным маслом и требует применения маслоподающих устройств и масляных емкостей, которые затрудняют подвод масла к подшипникам при эволюциях летательного аппарата, Известные конструкции турбомашин с двухступенчатой турбиной имеют разъемный корпус, вследствие чего они тяжелы, громоздки и сложны в изготовлении.
Предложенный высокооборотный турбовентиляторный агрегат с подшипниками на консистентной смазке отличается тем, что для уменьшения его веса, гаоаритов и увеличения числа оборотов подшипники качения со снятым внутренним защитным кольцом соединены с дополнительными подпиточными полостями в корпусе подшипников, а в корпус встро- ен водяной теплообменник.
Двухступенчатая приводная турбина выполнена с подвесной диафрагмой и неразъемным литым корпусом.
На фиг. 1 и 2 показана конструкция турбовентиляторного агрегата.
Турбовентиляторный агрегат представляет собой центробежный вентилятор, приводимый во вращение сидящей на том же валу двухступенчагой осевой турбиной. Диски турбины, а также крыльчатка вентилятора посажены на вал с натягом и удерживаются от проворота призматической и торцовыми шпонками.
Ротор вращается в двух шарикоподшипниках 1, у которых с одной стороны сняты защитные резиновые и пружинные кольца. С этой стороны подшипники сообщены с полостями 2, заполненными консистентной смазкой, которая во время работы поступает к подшипникам по коническим поверхностям вала.
Полости 2 через пазы втулок 3 и 4 сообщаются с питателями 5 и б, при помощи которых осуществляется перезаправка полостей свежей консистентной смазкой. Питатели 5 закрываются пробками 7 с фиксаторами, обеспечивающими при сборке совмещение пазов
20 втулок 8 и 4 с проходными каналами питателей 5 и б.
Шариковый подшипник со стороны вентилятора жестко заделан как а валу, так и в корпусе подшипников. Наружная его обойма че- рез втулку 8 поджимается крышкой 8 к стопорному кольцу 9. Заделка шарикового подшипника со стороны турбины выполнена с
«плавающей» наружной обоймой. Пружина
10, выбирая через втулку 4 осевые зазоры в
30 подшипниках, обеспечивает более надежную пх работу.
Со стороны турбины и вентилятора установлены уплотнения, уменьшающие утечки воздуха из вентиляторного контура.
Корпус подшипников 11 содержит водяной теплообменник в виде полости 12, в которую через штуцеры 18 подводится вода, отводящая тепло от шариковых подшипников.
Между дисками турбины расположена неразъемная сопловая диафрагма 14, закрепленная в литом корпусе турбины 15 винтами 16.
Во время динамической балансировки ротора диафрагму подвешивают на балансировочной рамке так, чтобы она не касалась подвижных ч а стей р ото р а.
Предмет изобретения
1. Тур бовентиляторный агрегат с подшипниками на консистентной смазке, состоящий из двухступенчатой турбины, посаженной йа один вал с крыльчаткой вентилятора, отличающийся тем, что для уменьшения его веса, габаритов и увеличения оборотов в нем при5 менены подшипники качения с консистентной смазкой со снятым внутренним защитным кольцом, соединенные с дополнительными подпиточными полостями в корпусе подшипников, имеющие штауферы для перезаправки
10 консистентной смазкой, а в корпус подшипников встроен водяной теплообменник.
2. Агрегат по п. 1, отличающийся тем, что для уменьшения остаточного дисбаланса (уменьшения радиальных динамических нагрузок) в нем применен неразъемный корпус двухступенчатой турбины с подвесной диафрагмой между дисками турбины.