Патент ссср 188855

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

l88855

ОЛИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союа Соеетских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 16.VI.1965 (№ 1015273/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 01.XI.1966. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания IО.XII.1966

Кл. 65а2, 56

65f2 19

МПК В 63b

B 63j

УДК 629.12.532.5.041:

:629.12.014.6 (088.8) Комитет по делам изооретений и открытий при Совете йтииистрое

СССР

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ КРЕНА СУДНА

ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ШКВАЛЬНОГО ВЕТРА

Известны устройства для компенсации крена судна от воздействия шквального ветра, состоящие из авторулевых с приборами управления и электрическими источниками питания.

Особенностью предлагаемого устройства является то, что оно снабжено корректирующим приспособлением, выполненным в виде камеры с входным и выходным воздушными отверстиями со смонтированными внутри электрическими контактами и вертикально подвижными дисками, замыкающими соответствующие контакты в зависимости от направления ветра и вращающегося трансформатора со статором, присоединенным к контактам, изменяющим полярность подачи тока в зависимости от положения подвижных дисков, и ротором, присоединенным к электрической цепи авторулевого.

Такое выполнение устройства обеспечивает частичную компенсацию кренящих моментов, уменьшает динамические углы крена при шквальном ветре и обеспечивает автоматическое возвращение судна на заданный курс его движения по прекращении шквала.

Кроме того, с целью учета угловой скорости качки судна, оно снабжено гироскопическим прибором, ось прецессии которого расположена в плоскости шпангоута судна, с электрическим датчиком, подающим сигналы, пропорциональные скорости качки, в электрическую цепь авторулевого.

На фиг. 1 схематически изображено описываемое устройство; на фиг. 2 — измеритель скорости ветра.

Устройство состоит из корпуса с двумя камерами 1 и 2 в верхней части, соединенными между собой перепускным отверстием 8, и камерой 4 в нижней части. В корпусе выполнено два отверстия 5 — входное и выходное.

В камерах 1 и 2 размещено по две электрических контактных группы б и 7 (верхние и нижние пары контактов), замыкающихся вертикально подвижными дисками 8 и 9.

В камере 4 смонтирован вращающийся трансформатор со статором 10 и ротором 11, при этом контакты 12 и 18 статора присоединены к контактным группам б и 7.

Устройство снабжено источником питания

20 14, содержащим преобразователь однофазного питающего напряжения в трехфазное, необходимое для питания гироскопов, и гироскопическим прибором 15 с вращающимся трансформатором, статорная обмотка 1б которого присоединена к источнику питания 14, а роторная 17 — к ротору 11 и схеме авторулевого (на чертеже не показан), Работает устройство следующим образом.

Под действием поступающего через отвер30 стия 5 воздуха при шквальном ветре один из

3 подвижных дисков 8 или 9, со стороны входа воздуха, поднимается в верхнее положение и замыкает верхнюю пару контактов, а другой диск остается в нижнем положении, замыкая нижнюю пару контактов. При этом соблюдается определенная полярность прохождения тока в статоре 10 вращающегося трансформатора.

При изменении направления ветра последовательность замыкания контактов дисками изменяется.

Гироскопический прибор 15 с электрическим датчиком (вращающимся трансформатором) предназначен для измерения угловой скорости бортовых наклонений судна и при соответствующем изменении выдает в схему авторулевого соответствующие электрические сигналы, которые суммируются с сигналами управления авторулевого.

Поступающие в устройство дополнительные сигналы с электрического датчика вызывают в системе авторулевого рассогласование, для устранения которого авторулевой осуществляет необходимую перекладку органов управления судном (рулей, насадок на гребные винты, крыльчатых движителей) . Перекладка органов управления такова, что первоначально она производится в направлении наветренного борта. Возникающая в этом случае на рулевом органе гидродинамическая реакция обусловливает появление момента, кренящего судно на наветренный борт, и момента, разворачивающего его по курсу навстречу ветру, При снятии ветровой нагрузки или уменьшении ее интенсивности по сравнению с той величиной, на которую рассчитано срабатывание устройства, авторулевой возвращает судно на прежний курс.

В случае продолжительного действия ветра большой силы судно автоматически меняет ориентацию по курсу до тех пор, пока ветровая нагрузка в поперечном к судну направле188855 нии не снизится до определенного установленного уровня. После этого судно можетлибо продолжать движение по новому курсу, заданному судоводителем, либо, если судоводитель не вмешивается в управление, оно будет совершать колебательные движения по курсу в поисках направления, наиболее благоприятного с точки зрения ветрового крена, и вернется автоматически на прежний курс после

I0 того, как интенсивность ветра уменьшится.

Предмет изобретения

1. Устройство для компенсации крена судна от воздействия шквального ветра, состоя15 щее из авторулевого с приборами управления и электрическими источниками питания, отличающееся тем, что, с целью частичной компенсации кренящих моментов, уменьшения динамических углов крена при шкваль20 ном ветре и обеспечения автоматического возвращения судна на заданный курс его движения по прекращении шквала, оно снабжено корректирующим приспособлением, выполненным в виде камеры с входным и вы25 ходным воздушными отверстиями со смонтированными внутри электрическими контактами и вертикально подвижными дисками, замыкающими соответствующие контакты в зависимости от направления ветра и вращаюЗО щегося трансформатора со статором, присоединенным к контактам, изменяющим полярность подачи тока в зависимости от положения подвижных дисков, и ротором, присоединенным к электрической цепи авторулевого, 35 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью учета угловой скорости качки судна, оно снабжено гироскопическим прибором, ось прецессии которого расположена в плоскости шпангоута судна, с электрическим

40 датчиком, подающим сигналы, пропорциональные скорости качки, в электрическую цепь авторулевого.

188855

Фиг 2

Фаг /

Составитель Б. Й. Даньшин

Техред Л. Бриккер Корректоры: М. П. Ромашова и А. М. Смак

Редактор В. П. Борисова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3744/15 Тираж 1000 Формат бум, 60X90 /8 Объем 0,27 изд. л. Подписное

ЦНИИГ1И Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4