Машина для рытья котлованов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

l9O 280

Секта С оеетск и х

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 06. I V.1964 (№ 892288/29-14) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 16.Õ11.1966. Бюллетень ¹ 1

Дата опубликования описания 30.1.1967

Е,л. 84d, 5/20

МПК Е 02f

УД1, 624.134.4.002.5:622. .233.6 (088.8) Комитет по лелем изобретений и открытий ори Сосете Мииистрое

СССР

Авторы изобретения Л. А. Нейшлос, Ю. И. Смиловицкий, И. В. Авербург, Е. С. Горанчаровский, Е. С. Малков, Ф. Ф. Сакейкин, 3. С. Фельд и Ф. И. Слоевский

Заявитель Ленинградский филиал Всесоюзного института по проектированию организации энергетического строительства

МАШИНА ДЛ

Известны машины для рытья котлованов, включающие самоходную тележку, стрелу, штангу с механизмом подачи и рабочим органом вр а щательного тип а.

Цель настоящего изобретения — ооеспечить образование цилиндрических котлованов с плоским дном. Достигается это тем, что на самоходной тележке установлена поворотная в горизонтальной плоскости консольная рама с укрепленной на ней посредством горизонтального шарнира стрелой со штангой, на которой находится рабочий орган. Последний выполнен с прикрепленной к штанге рамой, имеющей в нижней части лопасти, оснащенные резцами, а в верхней — полуковши, шарнирно закрепленные с возможностью их поворота в вертикальной плоскости посредством механизма раскрытия. B донной части полуковшей шарнирно установлены клапаны. При этом механизм раскрытия выполнен с рычагами поворота полуковшей и ползуном, к которому прикреплены подпружиненные штанги, взаимодействующие с упором, установленным на стреле. Для предотвращения раскрытия полуковшей во время бурения ползун имеет вырезы, в которые входят выступы, расположенные в верхней части полуковшей.

Чтобы обеспечить наведение рабочего органа на центр котлована и предотвратить поворот консольной рамы с рабочим органом во время бурения, машина выполнена с конечными выключателями, один из которых установлен на упоре стрелы и взаимодействует с рабочим органом, а другие на раме самоходной тележки и взаимодействуют с упорами, закрепленными на консольной раме.

На фиг. 1 представлен общий вид предлагаемой машины; на фиг. 2 н 3 — ее рабочий орган в двух проекциях; на фпг. 4 — схема механиз»а подачи рабочего органа.

В качестве самоходно ; тележки использован переоборудованный трактор 1 с удлиненной ходовой частью. На корпусе бортовых фрикционов с лонжеронами трактора закреплена рама 2. На тракторе и его раме смонтировано рабочее оборудование.

Генератор переменного тока 8, приводимый во вращение от вала отбора мощности трактора через управляемую муфту, установлен на кронштейне 4, который крепится к задней стенке бортовых фрикционов трактора.

Опорно-поворотное устройство 5, предназначено для закрепления на нем консольной рамы б с установленными на ней механизмами.

Оно состоит из опорного кольца с нарезанным на нем внутренним зубчатым венцом, закрепленного неподвижно на раме, нижнего и верхнего колец, стянутых между собой болтами.

На верхнем кольце закрепляется консольная

ЗО рама.

190280

На консольной раме установлены механизм вращения рабочего органа, стрела 7, штанга

8, механизм подачи, механизм укладки и ìåханизм поворота 9.

Механизм вращения рабочего органа состоит из электродвигателя 10 переменного тока, муфт 11 и 12, коробки скоростей 18, двух пар конических шестерен, расположенных в двух корпусах 14 и приводящих во вращение вал, выполненный в виде втулки с квадратным отверстием, через которую проходит штанга 8, имеющая квадратное поперечное сечение. С помощью двухскоростного электродвигателя и коробки скоростей рабочий орган, установленный на штанге, получает четыре различных скорости вращения. Один из корпусов 14 может поворачиваться вокруг оси, и на нем закреплена стрела, на которой расположен контактно-гидр авлический механизм подачи. гю

Механизм подачи выполнен с двумя гидроцилиндрами 15, связанными между собой траверсой 1б, на которой расположены четыре блока четырехкратного канатного полиспаста.

Остальные неподвижные блоки закрепляются на стреле. При движении поршней вверх ведущая ветвь каната перемещает каретку 17 вниз, при движении их вниз — каретка поднимается вверх. Таким ооразом, происходит опускание и подъем каретки со штангой, на которой закреплен рабочий орган.

Механизм укладки, предназначенный для приведения машины в транспортный габарит, состоит из электродвигателя, цепной передачи, передающей вращение на вал, на котором расположены две конические шесчерни. С помощью последних приводятся во вращение другие шестерни, жестко связанные с винтами 18. На стреле с двух сторон ее закреплены на осях поворота гайки 19, через которые про- 4о ходят винты 18. При вращении винтов в ту или иную сторону стрела поднимается или опускается. В крайних положениях, при повороте стрелы, при встрече упора 20 с конечными выключателями, электродвигатель меха- 4> низма укладки останавливается.

Механизм поворота 9 служит для поворота консольной рамы в пределах до 240". Он состоит из электродвигателя, муфты с тормозным шкивом и электрическим тормозом и червячного редуктора, на выходном валу которого насажена шестерня, обкатывающаяся при вращении вокруг внутреннего зубчатого венца опорного кольца опорно-поворотного устройства 5. 55

Для фиксации консольной рамы в рабочем, транспортном и крайних положениях на раме

2 установлены конечные выключатели 21, а на консольной раме упор 22, при встрече которого с роликом конечного выключателя 6О электродвигатель механизма поворота мгновенно останавливается.

Машина снабжена четырьмя аутригерами

28, которые закрепляются на раме 2. Аутригеры выполнены гидравлическими в виде гидро- 65 цилиндров, закрепленных в поворотных кронштейнах.

Рабочий орган является сменным и устанавливается в зависимости от диаметра требуемого котлована. Он состоит из рамы 24, двух полуковшей 25, забурника 26, механизма

27 раскрытия ковшей и двух поперечных лопастей 28.

Рама 24 выполнена в виде трубы с квадратным отверстием, к которому внизу приварены поперечные лопасти 28, оснащенные резцами, а вверху шарнирно прикрепляются полуковши

25. К дну полуковша крепится клапан 29, который пропускает грунт внутрь ковша при работе рабочего органа и удерживает грунт при подъеме его. По окончании процесса бурения и подъема бура до упора 20 вступает в работу механизм раскрытия.

Механизм раскрытия работает следующим образом, Пока полуковши закрыты, выступы

80, расположенные в их верхней части, входят в вырезы 81 ползуна 82. Таким образом, во время бурения полуковши раскрыться не могут. При подъеме рабочего органа до упора

20 вначале упираются подпружиненные штанги 88, которые, опускаясь вниз, выводят выступы 80 из вырезов 81, а при дальнейшем подъеме рабочего органа вступают в работу рычаги поворота 84 полуковшей 25; они начинают поворачивать полуковши вокруг осей 85 примерно на угол до 60 .

Снизу рабочий орган имеет забурник 2б шнскового типа с резцами и перкой, наплавленными твердым сплавом.

Забурник служит, с одной стороны, для забуриванпя центральной части котлована, а с другой — создает возможность нацеливания рабочего органа на отметку центра котлована, а также центрирует бур в процессе бурения.

На упоре 20 имеется конечный выключатель

86, взаимодействующий с рабочим органом.

Предмет изобретения

1. Машина для рытья котлованов, например, под фундаменты опор линий электропередачи, включающая самоходную тележку, сгрелу, штангу с механизмом подачи и рабочим органом вращательного типа, отличающаяся тем, что, с целью образования цилиндрических котлованов с плоским дном, на самоходной тележке установлена поворотная в горизонтальной плоскости консольная рама с укрепленной на ней посредством горизонтального шарнира стрелой со штангой, на которой установлен рабочий орган, выполненный с прикрепленной к штанге рамой, имеющей в нижней части лопасти, оснащенные резцами, а в верхней части — шарнирно закрепленные полуковши с возможностью их поворота в вертикальной плоскости посредством механизма раскрытия, в донной части полуковшей шарнирно установлены клапаны.

2. Машина по и. 1, отличающаяся тем, что механизм раскрытия ковшей выполнен с рычагами поворота полуковшей и ползуном, к

190280 которому прикреплены подпружиненные штанги, взаимодействующие с упором, установленным на стреле.

3. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью предотвращения раскрытия полуковшей во время бурения, ползун выполнен с вырезами, в которые входят выступы, располо>кенные в верхней части полуковшей.

4. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью o0ccllp÷ñíèÿ наведения рабочего органа н

190280

9и2. Ё

,Ьг. 4

1- едактор A. Жиляева

Заказ 4346, 18 Тираж 535 Подписное

Щ-1ИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Моске», Центр, пр. Сеоова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, д.2 Г т 2 рффи, Составитель Л. Чубукова

Техред Л. Ьриккер Корректоры: Т. Н. Костикова и С. Н. Соколова