Патент ссср 195246

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

опНСАНМЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 06.VI.1964 (№ 904342/28-13) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 30.XI.1971. Бюллетень № 36

Дата опубликования описания 16.III.1972

МПК А Olk 73/02

Котеитет по делатв изобретений н открытий арн Совете Министров

СССР

УДК 639.2.081.114(088.8) Авторы изобретения А. М. Борушко, В. И. Егоров, А. Н. Круглов, А. М. Смирнов, М. Г. Аксенов, П, П. Петров, В, С. Личман, А. П. Беляев, Н. И. Виноградов, Б. Н. Тимин, О. К. Троицкий, Б. С. Чудаков, В. В. Яшунин, С. П. Кириченко, В. И. Гиндин, А. И. Баканов, P. И. Данилова, Л. А. Борисова, Ю. А. Барвинкевич, Г. Б. Репетько, С. А. Крейндель, Г. А. Левит, И. В. Жданова, М. С. Приказчиков, М. С. Ревякин, И. М. Индии, Г. М. Брук, Г. П. Соловьев, Г. Я. Полтавец, П. П. Татаринов, В. Г. Петров, В. В. Ермишкин, Ю. В. Александров, А. Т. Смолин, В. И. Никитин, М. В. Усикова, В. Н. Ветров, Г. Б. Никольская, В. Д. Шапиро, Н. И. Комиссарова, В, К. Смолин, В. H. Иванов, Б. П. Минин, Р. В. Мосягин, В. И. Фирулев и Г. П. Плотников

Заявитель

1 ццрра,1 с.» -::-::: =: "; и

ВИЛЛМОТ =HA

ТРАЛ ДЛЯ ЛОВА РЪ|БЫ

Известен трал для лова рыбы, выполненный в виде сетного мешка с кутком, состоящим из нескольких частей, соединенных между собой таким образом, что эти части можно последовательно отделять. Такой трал оснащен буксирными ваерами, кабелями, устройствами для горизонтального раскрытия и приспособлениями для вертикального раскрытия.

В предлагаемом трале предусмотрено отделение и затягивание торцовых сторон частей кутка в процессе траления по мере их наполнения рыбой. Для этого сетное полотно каждой части кутка посажено на подборы, связанные между собой с помощью колец и петель с образованием петлевого шва, параллельно каждой подборе сквозь кольца пропущены стяжные тросы.

Концы петлевого шва замкнуты фиксатором, стяжные тросы пропущены через расположенные на каждой части кутка стопора, а концы тросов связаны между собой механизмом для затягивания и отделения частей кутка.

Для обеспечения своевременного отделения заполненных рыбой частей кутка последние следует снабдить датчиками заполнения их рыбой, связав нх, например, электрической

5 схемой, с фиксатором петлевого шва и установленным на судне пультом управления.

Фиксатор петлевого шва целесообразно выполнить в виде герметичного корпуса со смонтированными внутри него приводом с микро10 переключателем, связав его с датчиками заполнения частей кутка рыбой, и втулкой с хвостовиком, выполнив ее с нарезкой и по-. садив ее на вал привода, причем корпус выполнить с пазом для заводки концов петлево15 го шва за хвостовик втулки.

Для обеспечения автоматического срабатывания механизма для отделения и затягивания частей кутка после отключения фиксатора петлевого шва, механизм целесообразно

20 выполнить в виде гидродинамнческого замедлителя, имеющего жестко укрепленный на корпусе рым и связанный со штоком его поршня захват, обеспечивающий при крайнем пра195246 вом положении поршня отдачу стяжного троса.

Чтобы заполненные рыбой части кутка всплывали и удерживались на плаву и было видно местонахождение всплывших частей кутка, последние следует снабдить буями, выполнив их в виде разъемного герметичного корпуса, имеющего расположенный в носовой части баллон для сжатого воздуха и гибкую камеру, закрепленную концами на разъемных частях корпуса, Баллон необходимо снабдить клапаном для перетекания воздуха в гибкую камеру.

На фиг. 1 схематично изображен предлагаемый трал; на фиг. 2 — куток и часть петлевого шва; на фиг. 3 — фиксатор; на фиг. 4— механизм для отделения и затягивания частей кутка; на фиг. 5 — буй в двух проекциях; на фиг. б — стопор в двух проекциях; на фиг. 7— дат ик .Предлагаемый трал для лова рыбы выполнен в виде сетного мешка 1 с кутком, состоящим из нескольких, например трех, последовательно соединенных частей 2, 8 и 4, оснащенного буксирными ваерами 5, кабелями б, устройствами 7 для горизонтального раскрытия трала и приспособлениями для вертикального раскрытия его (заглубляющих гидродинамических пластин 8 и поддерживающих гидродинамических пластин 9), буя 10 эхолота, поддерживающих каждую часть кутка, буев 11, пульта управления 12, установленного на судне, а также системы измерения глубины хода трала, величины раскрытия устья и системы контроля заполнения и автоматического отделения частей кутка трала.

Части кутка соединены быстроразъемным петлевым швом. Для этого сетное полотно каждой части кутка, например частей 2 и 8 (см. фиг. 2), по торцам посажено на подборы

18, 14. На одной из них, например подборе 18„ равномерно по периметру кутка закреплены двойные кольца 15, а на другой — кольца 1б с мягкими петлями 17, изготовленными из капроновой тесьмы. Первые две петли 17 пропущены в разные стороны через двойные кольца

15, а петли, следующие за первыми,— через первые петли и очередные двойные кольца и так до полного соединения всех петель с двойными кольцами, Таким образом выполнен шов, петли которого зашунтированы в обе стороны. Последние две свободные петли заведены в фиксатор (корпус 18), который удерживает петлевой шов от самопроизвольного распускания.

Фиксатор выполнен в виде герметичного корпуса 18 (см. фиг. 3), внутри которого смонтированы электродвигатель 19, привод 20 с микровыключателем 21, связанный с датчиками 22 заполнение кутка рыбой, и втулка 28 с хвостовиком, имеющая нарезку и посаженная на вал 24 привода. В корпусе сделан паз, через который на хвостовик надевают две последние петли шва.

15 го

Параллельно каждой подборе сквозь кольца петлевого шва пропущены стяжные тросы

25, концы которых связаны механизмом для затягивания и отделения кутка (по частям), выполненным в виде заполненного специальной жидкостью, например смесью спирта и глицерина, герметичного корпуса 2б (см. фиг. 4), с размещенным внутри его подпружиненным поршнем 27, имеющим четыре колиброванных отверстия, два из которых перекрыты шариками 28. При этом к одной торцовой стороне корпуса жестко прикреплен рым 29 с отверстием для крепления конца одного стяжного троса, а к другой шарнирно присоединены захваты 80 с хвостовиками, связанные со штоками 81 поршня 27 и служащие для удержания конца второго стяжного троса.

После отсоединения одной части кутка от другой (в результате распускания петлевого шва) поршень переходит в крайнее правое положение, при этом с корпуса соскальзывают хвостовики захватов 80. Последние раскрываются, отдавая стяжной трос и одна часть кутка полностью отделяется от другой.

Для фиксации стяжных тросов после затягивания торцовых сторон (устья) части кутка тросы снабжены бобышками и пропущены через стопоры (см. фиг, б). Каждый из стопоров выполнен в виде корпуса 82 со сквозным пазом, в котором укреплена подпружиненная собачка 88 со скошенной рабочей поверхностью. Собачка установлена таким образом, что трос с бобышкой может проходить через паз только в одном направлении (при его затягивании) и удерживается от перемещения в обратном направлении. Стопор имеет шипу

84 для крепления его к топенанту кутка.

Для всплытия части кутка после отделения ее с последующим удержанием на плаву и определением местонахождения каждая часть кутка снабжена буем (см. фиг. 5), выполненным в виде герметичного разъемного корпуса

85 обтекаемой формы, снабженного расположенным в носовой части баллоном 8б для сжатого воздуха, смонтированной в хвостовой части 87 сигнальной головкой с газоразрядной импульсной лампой ИФК-120 и источником питания, а также камерой 88. Последняя изготовлена из эластичного материала и прикреплена торцовыми сторонами к разъемным частям буя (хвостовой и носовой), скрепленным пружинными захватами 89. Буй снабжен клапанами 40, 41 и 42, соответственно, для заполнения баллона 8б сжатым воздухом, предохранения баллона от разрыва, для перехода воздуха из баллона в камеру 88.

В носовой части, где размещена камера 88, установлены два клапана 48 для стравливания излишков воздуха при всплытии буя. На цилиндрическую часть буя намотан в один ряд стальной трос (буйреп) 44, конец которого через скобу соединен с намотанным на вьюшку 45 капроновым фалом диаметром

12 мм.

195246

Буй посредством стропки связан с фиксатором петлевого шва. Наличие в буе камеры 88 и вьюшки приводит при отделении части кутка с рыбой весом 5 т, находящейся на глубине 200 м, к всплытию на поверхность и удержанию ее на плаву.

После всплытия на поверхность поддерживающий буй обладает положительной плавучестью, равной 600 кг.

К каждой части кутка (с внутренней стороны) на одинаковом расстоянии от подборы с закрепленными двойными кольцами 15 пришит торцовой частью фартук 4б (см. фиг. 2), изготовленный, например, из прорезиненного капрона. Этот фартук предусмотрен для создания гидродинамического поперечного распора петлевого шва, необходимого для его нормального рассоединения и претотвоащенття выхода рыбы через зазоры между петлями и кольцами шва.

Устройство 7 для горизонтального раскрытия устья трала представляет собой параван со стабилизатором и крыльями, В хвостовой части корпуса паравана размещен балансировочный груз, а в носовой — буксирная планка с отверстиями для крепления ваепов и поиспособление для смешения точки буксировки, состоящее из электродвигателя с редуктором и микровыключателями, связанными кабелем с пультом управления 12, укрепленного с возможностью перемещения штока с серьгой, взаимодействующей с буксирной планкой.

По сигналу с судна шток приходит в движение, перемещая через серьгу буксирную планку. При этом изменяется крен устройства, а следовательно, величина отводящей и углубляющей гидродинамических сил и тем самым достигается горизонтальное раскоытие трала и его заглублепие без изменения длины вытравленных ваеров.

Для вертикального раскрытия устья трала на нижней и верхней подборах закреплены пластины 8 и 9, каждая из которых имеет прямоугольную форму со скругленттыми кромками и симметричный авиационной профиль, Пластины прикреплены таким образом, что в потоке они устанавливаются своей передней кромкой перпендикулярно направлению движения.

Для измерения вертикального раскрытия трала имеется система, состоящая из пьезоэлектрического излучателя, приемника, усиливателя-генератора, смонтированных в буе 10 эхолота, закрепленном на верхней подборе трала, и аппаратуры пульта управления 12.

Для измерения горизонтального раскрытия устья трала служат два буя, аналогичных бую 10, прикрепленные к крыльям трала. В правом боковом буе установлен пьезоэлектрический излучатель, в левом — приемник. Кроме этого, в каждом из них расположен усилитель-генератор.

Горизонтальное раскрытие измеряют только при тарировке трала. После установки зависимости между горизонтальным и вертикаль5

25 зо

65 ным раскрытием боковые буи снимают, в процессе промыслового траления измеряют только вертикальное раскрытие.

Для измерения глубины хода трала имеется система (на чертеже не изобт>а>кетта), состоящая из датчика глубины мембранного типа, линии связи, измерительного моста и регистрирующего прибора, расположенттого в пульте упвавчения

Каждая часть кутка снабжена парой датчиков, связанных с пультом управления посредством электрических кабелей. Каждый датчик состоит из корпуса, стропы 47, кабелей штока

48, регулировочной пружины 49, втулки 50. крышки 51, микровыключателей 52 и скобы 58.

Датчики установлены таким образом, что капроновый строп охватывает куток с натп.жHo!I стороны, причем один из двух датчикоR (каждой части кутка) срабатывает пои попадании в соответствующую часть кутка рьтбьт в количестве 20%, а доугой — при попадании рыбы в количестве 100%.

Стропа 47 растягивается под действием пnперечных распорных сил, возттикаюптттх от давлеттия рыбы на стенки кутка. В пез льтате растяжения стропы шток перемещается TITITIaво, при этом пружина 49 сжимается, и микповыключатели 52 включаются. Появляюп„нйся при этом сигнал поступает на фиксатор и вызывает срабатывание последнего.

Работает предлагаемый трал следующим образом.

При получении данных от рыбопоискового прибора о глубине нахождения косяка пьтбьт трал выводят на эту глубину, причем ппавляет тралом оператор дистанционно, с пульта управления.

При заполнении части 4 кутка рыбой в количестве 800 — 1000 кг срабатывает один датчик, при попадании 5000 кг рыбы срабатывает другой датчик. В результате срабатывает фиксатор (корпус 18), освобождаются две последние петли петлевого шва. Шов распускается, отделяя при этом одну часть кутка от другой.

Одновременно с отдачей двух последних пстель освобождается стропка буя. Отделившаяся часть кутка под действием гидродтптамттческой силы сопротивления натягивает тросы 25, которые при этом стягивают устье отделившейся части кутка и торцовую часть оставшейся.

Под действием напряжения, появляюптегося в тросах при стягивании концевых частей кутка, начинает срабатывать механизм закрытия и отделения частей кутка.

По истечении необходимого для надежного закрытия концевых частей кутка времени механизм разъединяет тросы, полностью отделяя от трала заполненную рыбой часть кутка.

Процесс затягивания частей кутка занимает

5 — 7 сек при скорости траления, равной 3—

5 узлам, а процесс полного отделения части кутка с рыбой длится 10 — 15 сек.

195246

B случае каких-либо неполадок с датчиками предусмотрено отделение части кутка по сигналу оператора.

Отделившаяся часть кутка с рыбой остается на глубине, а буй начинает всплывать, разматывая стальной трос 44, связанный с этой частью кутка.

Когда наружное гидростатическое давление станет меньше давления сжатого воздуха в баллоне, начнет наполняться воздухом и раздуваться эластичная камера 88, сообщая бую дополнительную плавучесть. Всплывший буй приобретает положительную плавучесть, равную 600 кг и достаточную для удержания отделившейся части кутка с рыбой на необходимой глубине. Буй окрашен в яркий цвет, сигнальное устройство его подает световые импульсы.

Выбирают плавающие части кутка с рыбой с базы или с судна, имеющего специальное собирающее устройство. После отделения частей кутка приступают к выборке трала.

Предмет изобретения

1. Трал для лова рыбы, выполненный в виде сетного мешка с кутком, состоящим из нескольких частей, соединенных между собой с возможностью их последовательного отделения, оснащенный буксирными ваерами, кабелями, устройствами для горизонтального раскрытия и приспособлениями для вертикального раскрытия, отличающийся тем, что, с целью отделения и затягивания торцовых сторон частей кутка в процессе траления, сетпое полотно каждой части его посажено на подборы, связанные между собой при помощи колец и петель с образованием петлевого шва, параллельно каждой подборе сквозь кольца пропущены стяжные тросы, причем концы петлевого шва замкнуты фиксатором, стяжные тросы пропущены через расположенные на каждой части кутка стопора, а концы их связаны между собой механизмом для затягивания и отделения частей кутка.

2, Трал по п, 1, отличающийся тем, что, с целью своевременного отделения заполненных рыбой частей кутка, последние снабжены датчиками заполнения их рыбой, связанными, например, электрической схемой, с фиксатором

10 петлевого шва и установленным на судне пультом управления.

3. Трал по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что фиксатор выполнен в виде герметичного корпуса, внутри которого смонтированы при1 вод с микропереключателем, связанный с датчиками заполнения частей кутка рыбой, и втулка с хвостовиком, посаженная посредством винтовой нарезки на вал привода, при этом корпус выполнен с пазом для заводки

20 концов петлевого шва за хвостовик втулки.

4. Трал по и. 1, отличающийся тем, что, с целью автоматического срабатывания после отключения фиксатора петлевого шва механизма для отделения и затягивания частей

2S кутка, последний выполнен в виде гидродинамического замедлителя, оснащенного жестко укрепленным на его корпусе рымом и связанным со штоком его поршня захватом, обеспечивающим при крайнем правом положении

30 поршня отдачу стяжного троса.

5. Трал по и. 1, отличающийся тем, что, с целью всплытия, удержания на плаву и обозначения местонахождения отделившихся частей кутка, последние снабжены буями, вы35 полненными в виде разъемного герметичного корпуса, имеющего расположенный в носовой части баллон для сжатого воздуха и гибкую камеру, закрепленную концами на разъемных частях корпуса, при этом баллон снабжен

40 клапаном для перетекания воздуха в гибкую камеру.

195246,уо 4/ñ b

50 .,у1

Составитель М. Андреева

Корректоры: Е. Миронова и И. Шматова

Техред Т. Ускова

Редактор В. Чулкова

Заказ 414/1 Изд. № 147 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2