Измерительный прибор для землемерных работ

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

!

%ф, т.- : "а"- "ф --!

Р

t

ПАТЕНТ HA. ИЗОБРЕТЕНИЕ

Класс 42) фа

ОПИСАНИЕ измерительного прибора длл землемерных работ.

К патенту N. Д. Гольцева, заявл иному 13 февраля 1929 года (заяв. свид. № 40681).

0 выдаче патента опубликовано 31 марта 1931 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 31 марта 1931 года.

В предлагаемый измерительный прибор для землемерных работ, состоящий из двухколесной повозки, непосредственно измеряющеи горизонтальную проекцию проходимого повозкою пути, на ко.торой имеется счетчик, показывающий число метров горизонтальных проекций пройденного пути со шкивом с отвесом.

Шкив с отвесом связан приводом со шкивом ведущего колеса повозки и под влиянием отклонения отвеса меняет свой диаметр пропорционально косинусу угла отклонения пути.

На чертеже фиг. 1 изображае т вид прибора сбоку; фиг. 2 — вид. сверху Neханизма со счетчиком; фиг. 3 в вид спереди шкива механизма; фиг. 3 — частичный разрез его по линии АВ с грузом; фиг. 4 — вид спереди четырехугольника механизма; фиг. 5 †в части обода колеса с зубчатыми рейками; фиг. о — вид сбоку станины со вставленным в нее ш ки в ом с грузо м.

Прибор состоит из станины а (фиг.1), рулевого стержня б с передним колесом 2 и заднего ведущего колеса в со шкивом л, соединенным приводом х со шкивом н механизма, укреп!ленного на станине, снабженного счетчиком а и грузом Д, соединенным со шкивом и меняющим радиус последнего в зависимости от рельефа местности, вследствяе отклоненич груза от вертикали. Окружность ведущего колеса в снабжена зуб-цами, соответствующими зубцам на рейках у, соединенных с колесом в (фиг. 5) и при положении их на поверхности земли они должны концами плотно прилегать одна к другой; на плоской поверхности реек имеются острия, служащие для предртвращения скольжения их пс земле. Шкив и состоит из двух металлических пластин м и д, между которыми заключен цилиндр, разделенный на четыре подвижные части и, снабженные шипами х (фиг. 3) и цилиндрика-ми с на боковой поверхности и на четыре неподвижных части и, служащие направляющими подвижным его частям и.

Пластинка д больше пластинки м. энабжена отверстием для шипов х и соединена с неподвижными частям щ и пластинкой м винтами. К пластинке д прилегает четырехугольник ж {фиг. 4), пово-рачивающийся с грузом Л на оси шкива и, в зависимости от рельефа местности то в одну, то в другую сторону, выдвигая при этом шипы х С подвижными частями щ, увеличивая тем окруж.ность и, Вдвигание шипов х происходит с помощью пружинок и (фиг. в). г1а цилиндрики с надета свободно двигающаяся по ним кольцевая пружина Q c йапуском одного конца на друго". или. состоящая из отдельных частей, соединенных между собой пружинками. Коль-цо Q заключено между пластинками д и прилегающей к пластинке м круглой пластиной е (фиг. 3) с отверстием F, в которое входит шпенек m кольца Q, могущий при,увеличении диаметра кольца двигаться по отверстию F. Пластина е снабжена шипами ф в зависимости от .соответствия одного оборота пластины метрам. При соответствии одного оборота пластины е одному метру, шип на пластине заденет один шип счетчика, циферблат которого повернется на одно деление. Устройство счетчика — обычное. .Груз Я соединен с четырехугольником ж и насажен на ось шкива и четырехугольной формы, концы которой вставлены в и срезы и стенок cTaHMHbl ю (фиг. 6), р в которых (прорезах) опираются на по- I мещенные в них пружины ц, имея воз- можность передвигаться лишь вверх и вниз. Пластины м, шкива и наглухо на- сажены на ось шкива.

При окружности заднего колеса .в в .два метра, окружность недетого на ось колеса шкива л должна иметь пропорциональное число сантиметров, точно также, окружность соединенного приво- дом х шкива н со шкивом л, должна, быть пропорциональна окружности по- следнего:, таким образок один ооорот; шкива и при отношении окружностей шкива и к окружности шкива л как 1:2,, будет соответствовать одному метру пути, пройденного колесом в. Отсчет числа поворотов колеса производится счетчи-, ком з, помещенным перпендикулярно шкиву и.

Для избежания провешивания линий при измерении их прибором к рулевоку стержню б (фиг. 1) приделан поворот- ный на шарнире брусок со шпенькаки на концах, служащими для направления движения прибора на вешку, Предмет патента.

1. Измерительный прибор для землемерных работ в виде двухколесной повозки, служащий для непосредственного измерения горизонтальной проекции проходимого повозкой пути, характеризующийся тем, что, с целью получения на счетчике з отсчетов, пропорциональных горизонтальной проекции пройденного повозкбй- пути, в передачу от ведущего колеса в к счетчику з введен шкив и, изменяющий под влиянием отклонения отвеса Л свой диаметр пропорционально косинусу угла уклона пути.

2. Форма выполнения охарактеризованного в и. 1 прибора, огличающаяся тек, что изменяющий свой диаметр под влиянием отклонения отвеса шкив и состоит из расположенных между дискаки м и д подвижных в радиальном направлении в неподвижных направляющих щ колодок и, несущих по периферии ролики и снабженных выступами к, находящимися под действием пружин и охватывающими четы рехугол ьнук ж, жестко соединенный с отвесом Д поверх каковых роликов с наложена металлическая лента, состоящая из отдельных стягиваемых пружинами частей;

3. В охарактеризованном в и. и, 1 и

2 приборе применение, в качестве ведущего колеса, колеса с зубцами по периферии с подвешенными к нему на пру>кинах зубчатыми рейками, снабженными с внешней стороны остриями, с целью устранения влияния на показание прибора мелких неровностей проходимого пути.