Патент ссср 199189

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е l99l89

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических .

Республик

Зависимое or авт. свидетельства №

1,л. 201, 38/10

Заявлено 10Х!.1964 (№ 904697/26-24) с присоединением заявки №

МПК В 61l

УД К 656.259.2(088.8) Приоритет

Опубликовано 13.VII.1967. Бюллетень № 1:.

Дата опубликования описания ЗОХ111.1967

Комитет пп лелем изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

ИСЕСОЗЗ,, Авторы изобретения

А. В, Шишляков, Д. К. Пугин, Г. К. Ефимов, А, К. С вуйкийАТЕИТ (-и Н. А. Цыбуля 1l Т-,.„, ...,, Всесоюзный научно-исследогательский институт железно орожцоз-о., транспорта

Заявител.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЯ

ОТ ЛОКОМОТИВА ДО ВПЕРЕДИ СТОЯЩЕГО СВЕТОФОРА

ИЛИ ГРАНИЦЫ БЛОК-УЧАСТКА

Известно устройство для определения расстояния до границы блок-участка как разность заранее известной длины блок-участка и пройденного локомотивом пути. Пройденное расстояние определяется счетом отрезков пути по 100 м, а границы этих отрезков определяются местом скрещивания специального кабельного шлейфа, уложенного между рельсовыми нитями.

Предлагаемое устройство отличается от известного тем, что для точного определения места на блок-участке, до которопо поезд может следовать при данной скорости, не производя торможения, оно содержит фиксирующий блок, подключенный к приемному блоку, запоминающий блок, подключенный к фиксирующему блоку, измеритель пути, подключенный к датчику скорости, вычитающий блок, подключенный к измерителю пути и запоминающему блоку, индикатор расстояния до светофора, подключенный к запоминающему и фиксирующему блокам, контрольный блок, подключенный к запоминающему блоку, блоку контроля скорости и измерителю пути.

Фиксирующий блок содержит два медленно действуюших повторителя приемных реле, один из которых подключен к источнику питания через параллельно соединенные контакты всех приемных реле, а второй — через контакт первого реле повторителя, реле записи и сброса информации, подключенное к источнику питания через контакты первого и второго повторителя приемных реле, четыре фиксирующих реле, подключенных к источнику питания через контакты приемных реле и контакт второго медленно действующего повторителя: контакты фиксирующих реле включены в цепи обмоток записи магнитных эле10 ментов запоминающего блока и блока индикации.

Для контролирования допустимой скорости движения, а также контролирования нормальной работы запоминающего, вычитающе15 го и контрольного блоков, выходные обмотки магнитных элементов запоминающего блока в описываемом устройстве подключены через контакты измерителя скорости к обмотке записи первого магнитного элемента регист20 рации контрольного блока.

Для повышения точности приближения поезда к закрытому светофору без увеличения количества информации с пути в запоминающем блоке установлены дополнительные

25 магнитные элементы, выходные обмотки которых подключены через контакты измерителя скорости к обмоткам записи промежуточ ых магнитных элементов контрольного блока.

Кроме того, с целью подачи визуальной пнди199189 кации машинисту оо оставшемся расстоянии до светофора индикаторный блок содержит четыре триггера, входы которых подключены через диодную матрицу к выходным обмоткам магнитных элементов запоминающего блока и к фиксирующему блоку, а выходы— к электроизмерительному прибору, отградуированному в единицах длины.

На фиг. 1 изобра>кена скелетная схема предложенного устройства; на фиг1. 2 — схема фиксирующего устройства; на фиг. 3 схемы измерителя пути, вычитающего устройства, запоминающего устройства и блока индикации об оставшемся расстоянии до светофора; на фиг. 4 — схема контроля скорости с переменными ступенями по пути.

Устройство (фиг. 1) состоит из путевого датчика ПД информации о длине блок-участка и комплекса локомотивных узлов. Локомотивное устройство содержит приемник П1 сигналов из рельсовой цепи, фиксирующее устроиство ФУ, устройство ЗУ запоминания принятой информации о длине блок-участка, устройство ИП измерения пройденного поездом пуги, устройство ВУ, вычитающее из устройства памяти проходимый поездом путь, контрольное устройство КУ, осуществляющее защиту от повреждений, а также контроль превышения допустимой скорости, блок И индикации, указывающий машинисту расстояние до светофора. Сигнал из рельсовой цепи воспринимается приемными катушками ПК автоматической локомотивной сигнализации.

Измеритель пути получает сигналы о проходимых отрезках пути от имеющегося на локомотиве датчика ДС скорости, связанного с колесом К локомотива.

Путевой датчик передает сигнал на локомотив при прохождении последнею мимо светофора. Сигнал датчика несет в себе информацию о длине блок-участка, на который вступает поезд. Длина блок-участка передается ступенями через 200»!, начиная с 400 м и кончая длиной 2800 м. Для образования этих сигналов применен параллельный код из четырех различных частот тонального спектра в диапазоне 2 — 3 кгпв на все сочетания.

Реле А и Б (фиг. 2) фиксирующего устройства, имеющие замедление на срабатывание, осуществляют защиту от импульсных помех.

Случайное срабатывание любого из первичных реле приемника ПР 200 р, 400 р и т. д. на время воздействия импульсной помехи не вызывает возбуждения реле Б, а следовательно и исполнительных реле П200, П400 и т. д.

Суммарное замедление на срабатывание релс А и Б берется более времени действия импульсных помех. Реле В обеспечивает контроль исправности цепи сброса прежней информации о длине, а также запись новой информации. Это реле срабатывает в момент прохождения локомотива мимо светофора, когда приемное устройство перестает получать сигналы из рельсовой цепи и обесточиваются сначала первичные реле приемника

ПР, а затем реле А и Б. Благодаря замедлению последних на отпадание, реле В успевает сработать в промежутке времени, когда реле

А уже отпустило якорь, а реле Б еще удер>кивает за счет замедления.

Запись информации о длине осуществляется при срабатывании реле В током разряда конденсатора С, проходящим через контакты исполнительных реле П200, П400 и т. д., пока якори последних удерживаются за счет замедления на отпадание.

Измеритель пути ИП (фиг. 3) представляет собой двухкаскадную счетную схему на магнитных элементах с прямоугольной петлей гистерезиса. Первый каскад (на элементах

1 — 9) получает импульсы от датчика ДС скорости. -)ти импульсы используются в качестве тактовых, от которых записанная в начале отсчета пути «1» (на элемент 1) последовательно переписывается в элементы 2, 8 и т. д.

Каскад работает в кольцевом режиме и через каждые 9 тактов выдает импульсы на усилитель Уь Эти импульсы после усиления используются в качестве тактовых для работы второго каскада, выполненного па элементах

11 — 19. Второй каскад выдает импульсы на выходной усилитель У после каждого 81 импульса, поступившего от датчика скорости, что соответствует прохождению поездом приблизительно 25 м пути при номинальном диаметре колеса локомотива. В устройстве предусматривается введение поправки на уменьшение диаметра колеса (прп износе бандажа) при помощи переключения цепей переключателя П.

Вычитающее устройство ВУ (фиг. 3) представляет собой также счетную схему, выполненную на магнитных элементах 1 — 8. Запись информации на элемент 1 производится по цепи обратной связи с выхода запоминающего устройства ЗУ. При получении от измерителя пути сигналов о пройденном расстоянии в 25 м, используемых в вычитающем устройстве в качестве тактовых импульсов, происходит последовательное переключение элементов и передача информации от первого элемента второму, от второго элемента третьему и т. д. Через 8 импульсов, т. е. по прохождении поездом расстояния 200», с выхода элемента 8 ВУ индуктируется импульс, который используется как тактовый в схеме ЗУ.

Запоминающее устройство ЗУ (фиг. 3) состоит из магнитных элементов 1 — 18 и работает как регистр сдвига. Особенностью устройства является то, что место первоначальной записи информации является не постоянным, а меняется в зависимости от полученного с пути сигнала о длине блок-участка. Например, при длине блок-участка 2800 м фиксирующее устройство записывает «1» на элемент 1, при длине 2600 м — на элемент 2 и т. д. В дальнейшем, при движении поезда по блок-участ«у, вычитающее устройство подает на ЗУ тактовые импульсы через каждые 200 м пути, от чего информация о расстоянии в запоминаю199189

65 щем устройстве переписывается последовательно на следующий по порядку магнитный элемент (8, 4 и т. д.), что соответствует уменьшению расстояния до светофора на

200 м. Одновременно с этим на выходе элемента, с которого списывается информация, появляется импульс, который передается на вход вычитающего устройства, в первом элементе которого снова записывается «1».

Выходные импульсы магнитных элементов запоминающего устройства используются также для работы блока индикации об оставшемся расстоянии до светофора. Блок И индикации состоит из диодной матрицы ДМ, триггеров 1 TP — 4 TP и выходных цепей, каждая из которых состоит из триода и сопротивления в коллекторной цепи. К выходным цепям подключен электрический измерительный прибор S, шкала которого градуируется в ме"рах. Входы диодной матрицы соединены с выходами магнитных элементов запоминающего устройства, причем матрица сформирована таким образом, что при получении импульса, например, с выхода элемента 1 запоминающего устройства, что соответствует оставшемуся расстоянию 2600 м, триггеры будут переброшены в состояния, при которых измерительный прибор покажет значение 2600 м. Такая зависимость обеспечивается следующим образом. Сопротивления

R4 подбираются так, что при перебрасывании только триггера 1ТР (из исходного состояния) через прибор протекает ток, вызывающий отклонение стрелки, соответствующее расстоянию 200 м. При перебрасывании только триггера 2ТР стрелка отклоняется до

400 м, триггера ЗТР— до 800 м и триггера

4ТР— до 1600 м. Одновременное перебрасывание нескольких триггеров дает суммирование выходных токов и следовательно суммарное отклонение стрелки.

Контрольное устройство КУ (фиг. 4) содераЩ т передатчик импульсов на магнитных ментах 1.... 8, устройство удлинения импульсов, состоящее из одновибратора ОВ и импульсного реле КР, и дешифратор импульсной работы, состоящий из питающего конденсатора Са, конденсаторов замедления С„

С ... С и реле КСР контроля скорости.

Передатчик импульсов представляет собой регистр сдвига, в котором информация («1»), записанная в элемент l, продвигается к элементу 8 тактовыми импульсами, поступающими от измерителя пути ИП через каждые 25 м пути, Одновременно с продвижением «1» по элементам регистра с выходов элементов (также через каждые 25 м пути) на вход одновибратора поступают кратковременные импульсы тока. От каждого импульса одновибратор перебрасывается и срабатывает стоящее на его выходе импульсное реле КР. При импульсной работе последнего реле контроля скорости удерживает якорь притячутым, что свидетельствует о непревышении фактической скорости поезда над допустимой.

Передатчик импульсов выдает импульсы на одновибратор только при условии, что íà его вход (на элемент 1) периодически, через каждые 200 м, записывается «1» импульсом с выхода запоминающего устройства ЗУ (т. е. по цепи обратной связи).

Контролирование скорости поезда производится следующим образом: если, например, посзд проходит точку, соответствующую расстоянию 1000 м, срабатывает элемент 9 ЗУ и с его выходной обмотки передается импульс на вход КУ через контакт реле скорости

CPtp . Зто реле контролирует скорость поезда и удерживает якорь притянутым, если скорость нс превышает 100 км/час. В противном случае якорь реле отпущен, контакт размыкает цепь выходных сигналов ЗУ, передатчик импульсов перестает получать сигналы записи, и передача импульсов на одновибратор

OB прекращается. Реле КСР, выдержав замедление, отпускает якорь и разрывает цепь электропневматического клапана, обесточивание которого вызывает торможение поезда.

Устройство позволяет производить контролирование скорости с переменными ступенями по пути, а именно, с точностью до 200, 100 и 50 м при приближении поезда к светофору.

При этом увеличивается точность регулирования бсз увеличения количества информаций с пути.

Улучшение качества регулирования достигается за счет увеличения количества элементов регистра сдвига, количества контролируемых скоростей и количества цепей обратных связей.

После прохождения поездом точки, соответствующей расстоянию 800 я от светофора, импульс с выхода элемента 10 запоминающего устройства (при замкнутом контакте СР,,) производит запись «1» не на элемент 1 контрольного устройства, а на элемент 5 по цепи

II обратной связи. Следовательно, в этом случае «1» будет выведена из передатчика импульсов не через 8, а через 4 такта, т. е. по прохождении поездом расстояния в 100 м. К этому времени перемагнитится элемент 11 ЗУ и на элемент 5 КУ вновь будет записана «1».

При расстоянии менее 200 м импульсы будут поступать с элементов 16, 17 и 18 ЗУ на элемснт 7 КУ по цепи III, благодаря чему будет каждый раз даваться разрешение на прохождение поездом расстояния в 50 lt.

Предмет изобретения

1. Устройство для непрерывного измерения расстояния от локомотива до впереди стоящего светофора или гра ницы блок-участка, содержащее на пути электрические генераторы тональных частот, включенные в рельсовую цепь на выходном конце, а на локомотиве— приемные катушки, приемный блок с фильтрами, усилителями, приемные реле длины, датчик скорости, измеритель скорости, реле контроля скорости. б ок измерителя пути, 199189 вычитающий и запоминающий блоки, выполненные на мапнитных элементах, с прямоугольной петлей гистерезиса, or,ãèëàioè, ååñÿ тем, что, с целью точного определения места на блок-участке, до которого поезд может следовать при данной скорости, не производя торможения, оно содержит фиксирующий блок, подключенный к приемному блоку, запоминающий блок, подключенный к фиксирующему блоку, измеритель пути, подключенный к датчику скорости, вычитающий блок, подключенный к измерителю пути и запоминающему блоку, индикатор расстояния до светофора, подключенный к запоминающему и фиксирующему блокам, контрольный блок, подключенный к запоминающему блоку, блоку контроля скорости и измерителю пути.

2. Устройство по п. i, отличающееся тем, что фиксирующий блcê содержит два медленно действующих повторителя приемных реле, один из которых подключен к источнику питания через параллельно соединенные контакты всех приемных реле, второй — через контакт первого реле повторителя, реле записи и сброса информации, подключенное к источнику питания через контакт первого и второго повторителя приемных реле, четыре фиксирующих реле. подключенных к источнику питания через контакты приемных реле и контакт второго медленно действующего повторителя, а контакты фиксирующих реле включены в цепи обмоток записи магнитных элементов запоминающего блока и блока индикации.

3. Устройство по п. 1 и 2, отличающееся тем, что, с целью контролирования допустимой скорости движения, а также контролирования нормальной работы запоминающего, вычитающего и контрольного блоков, выходные обмотки магнитных элементов запоминающегЬ блока подключены через контакты

10 измерителя скорости к обмотке записи первого магнитного элемента регистрации контрольного блока.

4. Устройство по п. 1 — 3, отличающееся тем, что, с целью повышения точности приближе15 ния поезда к закрытому светофору без увеличения количества информации с пути, в запоминающем блоке установлены дополнительные магнитные элементы, выходные обмотки которых подключены через контакты измери20 теля скорости к обмоткам записи промежуточных магнитных элементов контрольного блока.

5. Устройство по п. 1 — 4, отличающееся тем, что, с целью подачи визуальной индикации

25 машинисту об оставшемся расстоянии до светофора, индикаторный блок содержит четыре триггера, входы которых подключены через диодную матрицу к выходным обмоткам магнитных элементов запоминающего блока и

30 фиксирующему блоку, а выходы — к электроизмерительному прибору, отградуированному в единицах длины.

199189

Г

1 2 3 0 5 Б 7 8 Уз

7 д

3ТР

ПГЧ 1.а . 3.20двЮ& 200м 100м 700п 100и 100m 100 100м 50м 50nl ° 500 1000 о00 700 600, "; 200 100 Р т Ф

Составитель Т. Лебедева

Редактор Н. С. Коган Техред А. А. Камьпиникова

Корректоры: Л. В. Наделяева и В. В. Крылова

Заказ 2809 Тираж 535 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Я !Б !Б 15 1Ф !3 12 11

I у, (Уд) I!!!

l ! !