Система обеспечения невесомости, близкой к абсолютной, на самолете-лаборатории
Иллюстрации
Показать всеРеферат
l9 9694
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 05.Х.1965 (№ 1030946/40-23) Кл, 62d, 2
62с, 27/03 с присоединением заявки №
Приоритет
Mill(В 64g
В 64f
УД1(629.19:629.138.68 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Опубликовано 13.т 11.1967. Ьюллстсць № 15
Дата опубликования описания 7.1Х.1967
В. С. Лемешко, 1(. А, Адаричеь, С. Б. Лемешко и Ю. Н.,РЬманченко
Авторы изобретения
Заявитель
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕВЕСОМОСТИ, БЛИЗКО14 !(АБСОЛЮТНОЙ, НА САМОЛЕТЕ-ЛАБОРАТОРИИ
Предлагаемое изобретение относится к области создапия абсолютной невесомости во время полета самолета-лаборатории по траектории невесомости.
В настоящее время известны системы обеспечения невесомости, близкой к абсолютной, представляющие собой промышленную телевизионную систему замкнутого контура. Такая система слежения позволяет визуально регистрировать отклонения испытуемого объекта от нейтрального положения (характеризуемого состоянием абсолютной невесомости на объекте), »о пе дает возможности регистрировать отклонения испытуемого объекта от нейтрального положения количественно и тем самым корректировать траекторию невесомости при помощи автопилота.
1(роме того, при применении телевизионной системы сле>кения испытуемый объект не закрепляется и не исключены случаи его ударов о пол и стены кабины самолета.
Таким образом, целью настоящего изобретения является обеспечение невесомости, близкой к абсолютной, путем корректирования траектории невесомости летчиком или автопилотом, а также увеличение периода пребывания объектов в состоянии невесомости вплоть до всего времени полета самолета по траектории невесомости.
Сущность изобретения заключается в разработке системы, позволяющей корректировать траекторию невесомости таким образом, что испытуемый объект поддерживается в состоянии невесомости, близкой к абсолютной, путем прикрепления его к конструкции самолета гибкими демпфированными связями, в которые вмонтированы потенциометрические датчики, выдающие сигнал на прибо1р ры-указатели величины линейного смещения объекта от нейтрального положения, Для освобождения объекта от жестких связей с конструкцией самолета вне отсека, в котором свободно плавает объект, установлен
15 механизм освобо>кдсния. Последний выполнен в виде гидравлического силового цилиндра с блоками роликов, между которыми проходит лента, одним концом прикрепленная к испытуемому объекту, а другим — к механизму
20 освобождения.
На фиг. 1 схематически изображена установка испытуемого объекта, общий вид; на фиг. 2 — механизм освобождения объекта; на фиг. 3 — лента с направляющими ролика25 ми механизма освобождения; на фиг. 4 блок-схема слежения за объектом при включенном автопилоте.
Испытуемый объект 1 гибкими связями с амортизаторами 2 и датчиками 8 закреплен р0 внутри самолета-лаборатории. Система дат199694 чиков 8 смещения ооъекта от нейтрального положения представляет собой резиновые шнуровые амортизаторы в сочетании с потенциометрическими датчиками перемещения (на чертеже не показаны), питающимися от электросети самолета.
Механизм 4 освобождения испытуемого объекта включает в себя станину 5 (см. фиг. 2), на которой смонтирован гидроцилиндр б. На штоке гидроцилиндра установлена подвижная обойма 7 с роликами. Кроме того, на станине установлены неподвижные ролики 8, подтягивающий ролик 9, прижимной 10 и направляющие ролики 11. Рабочим элементом механизма является капроновая лента 12.
Лента постоянно натянута на системе роликов благодаря подтягивающему ролику 9, приводимому от специального малоинерционного двигателя (на чертеже не показан).
Верхним концом лента крепится к испытуемому объекту 1, проходит через систему подвижных и неподвижных роликов и другим концом крепится к станине.
Работает система обеспечения невесомости следу ющим образом.
При выходе самолета-лаборатории на траекторию невесомости в гидроцилиндр б подается под давлением рабочая жидкость, в результате чего испытуемый объект освобождается от жестких связей с конструкцией самолета и приходит в нейтральное положение.
При отклонении объекта от нейтрального положения система потенциометрических датчиков 8 выдает электрический сигнал (величина которого однозначно связана с величиной линейного смещения объекта по соответствующей оси Х, У или Z) на приборы — указатели смещения. Пилот вручную или через автопилот воздействует на соответствующие рули или сектор газа самолета и приводит испытуемый объект в нейтральное положение.
5 В случае управления самолетом с помощью автопилота первичные электрические сигналы С„у, g, из потенциометрических датчиков
D,„,,, поступают в блок усилителя БУ, затем в автопилот АП через исполнительные
10 механизмы РМ,,, сектора газа СГ, руля высоты PB и руля направления PH.
Предмет изобретения
1. Система обеспечения невесомости, близкой к абсолютной, на самолете-лаборатории, состоящая из гибких демпфированных связей, которыми испытуемый объект прикреплен к
20 конструкции самолета, отличающаяся тем, что, с целью регистрации отклонений испытуемого объекта от нейтрального положения, характеризуемого абсолютной невесомостью на объекте во время полета по траектории неве25 сомости, в каждую из связей вмонтирован потенциометрический датчик, выдающий сигнал о величине линейного смещения объекта на приборы-указатели или в автопилот, 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что, 30 с целью освобождения объекта от жестких связей с конструкцией самолета, вне отсека, в котором свободно плавает объект, установлен механизм освобождения, выполненный в виде гидравлического силового цилиндра с блоками роликов, между которыми проходит лента, прикрепленная одним концом к испытуемому объекту, а другим — к механизму освобождения.
199694
Ф г.4
Заказ 2900(11 Тираж 535 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель Н. И. Якушев
Редактор Л. В. Калашникова Тскред Т. П. Курилко
Корректоры: В. В. Крылова и Н. В. Черетаева