Способ открытой разработки горизонтальных и пологопадающих месторождений полезных ископаемых
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: по дну карьера поперек фронта горных работ проходят поперечную траншею, в ней сооружают насыпную часть транспортно-отвальной перемычки (ТОП) и по мере продвижения фронта работ сооружают по оси ТОП целик. Одновременно параллельно первой траншее расширяют борт поперечной траншеи, после чего и в ней сооружают насыпную часть второй ТОП и также оставляют целик. Первую траншею по мере продвижения фронта работ засыпают породами отвала, а целиковую часть отрабатывают. Одновременно начинают сооружать насыпную часть ТОП в подготовленную вновь первую траншею и весь цикл работ повторяют. 3 ил.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ 3
С)
О
О
С)
Г) Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4855568/03 (22) 30,07.90 (46) 15.02.93. Бюл, М 6 (71) Всесоюзный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленной технологии (72) Е.А.Котенко (73) Всесоюзный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленной технологии (56) Авторское свидетельство СССР
М 706531, кл. Е 21 С 41/28, 1979. (54) СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ПОЛОГОПАДАЮЩИХ
МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке горизонтальных и пологопадающих месторождений полезных ископаемых.
Цель изобретения — устранение указанных недостатков.
Предложенный способ поясняется чертежами, где на фиг.1-3, показаны все этапы отработки карьера.
На фиг.1 приведена схема состояния горных работ в карьере. На фиг.1а изобра жен карьер, отрабатываемый одной парой центрально расположенных "параллельноперешагивающих" транспортно-отвальных перемычек (ТОП) комбинированной целиково-насыпной конструкции. На фиг.1б изображен карьер с протяженным фронтом горных работ, отрабатываемым двумя парами "параллельно-перешагивающих" ТОП комбинированной целиково-насыпной конструкции. (я)5 Е 21 С 41/26, Е 21 С 41/28 (57) Сущность изобретения; по дну карьера поперек фронта горных работ проходят поперечную траншею, в ней сооружают насыпную часть транспортно-отвальной перемычки (ТОП) и по мере продвижения фронта работ сооружают по оси TOll целик.
Одновременно параллельно первой траншее расширяют борт поперечной траншеи, после чего и в ней сооружают насыпную часть вгорой ТОП и также оставляют целик.
Первую траншею по мере продвижения фронта работ засыпают породами отвала, а целиковую часть отрабатывают. Одновременно начинают сооружать насыпную часть
ТОП в подготовленную вновь первую трэншею и весь цикл работ повторяют. 3 ил, На фиг.2 показан поперечный разрез
А-А на фиг.1 выработанного пространства карьера с сооруженной в нем ТОП комбинированной целиково-насыпной конструкции.
На фиг.3 показаны схемы последовательности операции при сооружении парных "параллельно-перешагивающих" TOll комбинированной целиково-насыпной конструкции, Сооружение и разработка ТОП выполняются s следующей последовательности: проходка поперечной траншеи по дну карьера с выемкой полезного ископаемого и пород вскрыши надочистных уступов (фиг.За); сооружение иэ пород вскрыши насыпной части ТОП N. 1 на дне в подготовленной поперечной траншее (фиг.3б); сооружение целиковой части ТОП М 1 соосно насыпной ее части способом оставления целнкоа добычных и надочистных уступов в про,а се разработки вскрышных пород и выемки полезного ископаемого; одновременно с гоо2000012 ружением целиковой части ТОП t4 1 на дне карьера разносится борт поперечной траншеи М 2 параллельно с ТОП N 1, из вскрышных пород в ней сооружается насыпная часть ТОП М 2, причем сооружается сразу с двух сторон одновременно: со стороны забоя траншеи в надочистных и добычных уступах и со стороны фронта внутреннего отвала, перемещение вскрышных пород в отвал производится по ТОП М 1 (фиг,Зв); завершается сооружение насыпной части
ТОП hL 22, по которой происходит теперь перемещение пород вскрыши во внутренний отвал, насыпная часть ТОП М 1 разобрана, а целиковая часть ее подготовлена к разборке вскрышными и добычными экскаваторами; по второй ТОП происходит перемещение вскрышных пород во внутренние отвалы, в расширенной (разнесенной) влево от ТОП М 2 поперечной траншее на.дне карьера из вскрышных пород параллельно
ТОП М 2 сооружается насыпная часть ТОП
hL 1 (фиг.Зд).
Далее все операции повторяются.
Формула изобретения
Способ открытой разработки горизонтальных и пологопадающих месторождений полезных ископаемых, включающий отработку вскрышных и добычных уступов, отсыпку внутренних отвалов в выработанное пространство карьера с возведением перпендикулярно фронту горных работ транспортно-отвальных перемычек из вскрышных пород, отличающийся тем, что, с целью сокращения объемов переэкскавации, снижения потерь и разубоживания, по дну карьера поперек фронта горных работ проходят поперечную траншею с выемкой полезного ископаемого добычного уступа и пород вскрыши надочистных уступов, в траншее сооружают насыпную часть транспортно-отвальной перемычки, а затем, по мере продвижения фронта работ сооруПреимущества предлагаемого способа по сравнению с прототипом можно показать на следующем примере.
Если, например, подвигание фронта горных работ протяженностью 3.5 км составляет 300 м/год, длина ТОП по прототипу составит 100 м. а по предлагаемому способу будет не менее 180 м.
При способе по прототипу потребуется
10 сооружать за год 3 пары ТОП, т.е. каждые 4 месяца, а в предлагаемом способе — 1,66 пар перемычек, т.е, сооружать их надо будет только через 7 месяцев.
Таким образом предложенное техниче15 ское решение имеет следующие преимущества: снижается в 1,8 раза объем переэкскавации головных частей перемычек, примыкающих к рабочим уступам; увеличивается почти вдвое срок службы одной комбинированной ТОП: существенно сокращаются качественные и количественные потери полезного ископаемого, так как вдвое уменьшается число стыков оголовков насыпных частей TOll с торцевыми частями
25 добычных уступов в поперечной траншее. жают по оси транспортно-отвальной перемычки целик, который служит ее продолжением, одновременно параллельно первой траншее расширяют борт поперечной траншеи, после чего сооружают насыпную часть второй транспортно-отвальной перемычки и по мере продвижения фронта работ насыпную часть перемычки в первой траншее засыпают, породами отвала, целиковую часть отрабатывают, а к этому времени по мере продвижения фронта работ по оси второй перемычки сооружают целик, который служит продолжением ее насыпной части, которую по мере дальнейшего продвижения фронта работ засыпают породами отвала и одновременно начинают сооружать насыпную часть перемычки в подготовленной вновь к этому времени первой траншее, и весь цикл повторяют, 2000012
2000012
ДадИмй вщл- аласт аолезн
Фиг. 2!
Техред M.Ìîðãåíòàë
Корректор П. Гереши
Редактор
Заказ 3039
Тираж Подписное
НПО" Поиск" Роспатента
113035. Москва. Ж-35. Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул Гагарина, 101