Устройство для промывки газовоздушного тракта двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: промывка газовоздушного тракта двигателя в условиях эксплуатации . Сущность изобретения: устройство содержит газораспределители 1 и 2, дроссельные краны 5, 6, 7 и 8, два бака 3 и 4 для моющей жидкости. Кроме того, устройство содержит блоки управления 13, сигнализации 12, коммутации 14 и пульт управления. Устройство также содержит электромеханический клапан 24 перепада давлений, электрический датчик 11 давления, манометр 19, источник питания с разъемом 15 и складывающуюся штангу 27 с горизонтальной платформой. Нагнетатель выполнен в виде насоса 26 с электродвигателем 25, установленного в магистрали, связывающей гидрораспределители 1,2с фильтром 23. 2 ил.

(5и5 F 02 С 7/30

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ВИС933@0, IIANlTNe- ТЕХИ.ИЧщ";.

БИБДР1Рт;.

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4&78537/06 (22) 29.10.90 (46) 07.09.93. Бюл. М 33-36 (71) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) Хижняк С.В., Седых А.С., Кобинек В.С., Митин О.Л., Ластовец А.Н., Литвинов А.А, (73) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОМЫВКИ ГАЗОВОЗДУШНОГО ТРАКТА ДВИГАТЕЛЯ (57) Использование: промывка газовоздушного тракта двигателя в условиях эксплуатации. Сущность изобретения: устройство

„„RU„„ 2000458 С содержит газораспределители 1 и 2, дроссельные краны 5, 6, 7 и 8, два бака 3 и 4 для моющей жидкости. Кроме того, устройство содержит блоки управления 13, сигнализации 12, коммутации 14 и пульт управления.

Устройство также содержит электромеханичегкий клапан 24 перепада давлений, электрический датчик 11 давления, манометр 19, источник питания с разьемом 15 и складывающуюся штангу 27 с горизонтальной платформой. Нагнетатель выполнен в виде насоса 26 с электродвигателем 25, установленного в магистрали, связывающей гидрораспределители 1, 2 с фильтром 23, 2 ил.

О

О

О ф

Г) 2000458

Изобретение относится к технологии промывки газовоздушного тракта двигателя в условиях эксплуатации.

Известно устройство для промывки газовоздушного тракта двигателя, содержащее нагнегатель, подключенный через дроссельный кран к баку для моющей жидкости. соединенному через гидрораспределитель и фильтр с разъемным штуцером и гибким шлангом с дроссельным краном, подключенным к форсункам.

Недостатком данного устройства является низкая эффективность промывки тракта двигателя, Наличие одной форсунки для подачи моющей жидкости отрицательно сказывается на качестве распыла моющей жидкости и снижает эффект промывки. К тому же в этом случае расходуется большее количество жидкости. Кроме того. процесс про- 20 мывки производится в режиме прокрутки двигателя и требует неоднократного использования стартера двигателя, что снижает его ресурс. Все это приводит к низкой эффективности и качеству промывки газо- 25 воздушного тракта двигателя.

Цель изобретения — повышение эффективности.

Цель достигается тем, что устройство для промывки газовоэдушного тракта дви- 30 гателя, содержащее нагнетатель, подключенный через дроссельный кран к баку для моющей жидкости, соединенному через гидрораспределитель и фильтр с разъемным штуцером и гибкгч шлангом с дрос- 35 сельным краном. подключенным к форсункам, снабжено дополнительными гидрораспределителем и двумя дроссельными кранами, вторым баком для моющей жидкости, соединенным через первый до- 40 полнительный дроссельный кран с магисталью, соединяющей нагнетатель с первым аком для моющей жидкости, блоками управления, сигнализации и коммутации, пультом управления, электромеханическим 45 клапаном перепада давлений, электрическим датчиком давления, манометром, источником питания с разъемом и складывающейся штангой с горизонтальной платформой, при этом нагнетатель вы- 50 полнен в виде насоса с электродвигателем, установленного в магистрали, связывающей гидрораспределители с фильтром, на котором установлен электромеханический клапан перепада давлений, подключенный к первому входу блока сигнализации, второй вход которого соединен с первым выходом блока управления, подключенного первым входом к пульту управления, вторым входом к датчику давления, установленному за фильтром, вторым и третьим выходами связанного через блок коммутации с соответствующими гидрораспределителями, а четвертым выходом подключенного к первому входу блока коммутации, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходу блока сигнализации и через разъем к источнику питания. а выход — к электродвигателю насоса, причем баки имеют мерные линейки, манометр подключен к магистрали, связывающей фильтр с разъемным штуцером, в которой установлен второй дополнительный дроссельный кран, а форсунки установлены под углом к продольной оси двигателя на горизонтальной платформе складывающейся штанги.

На фиг. 1 изображена электрогидравлическая функциональная схема устройства для промывки газовоздушного тракта двигателя; на фиг. 2 — складывающаяся штанга.

Устройство состоит из гидрораспределителей (электрогидравлических кранов} 1 и

2, установленных под баками 3 и 4 для моющей жидкости, дроссельным кранов 5, 6, 7 и

8, мерных линеек 9 и 10, электрического датчика 11, блока 12 сигнализации, блока 13 управления, блока 14 коммутации, размещенных в одном корпусе, разъема 15 для подсоединения к внешнему источнику питания (на чертеже не показан), пульта 16 уп- равления, соединенного с блоком 13 управления кабелем 17, разъемного штуцера 18, манометра 19, рабочих форсунок 20, соединенных посредством гидравлического гибкого штанга 21 с топливопроводом 22, фильтра 23, снабженного электромеханическим клапаном 24 перепада давлений на фильтроэлементе, нагнетателя, состоящего иэ электродвигателя 25 и насоса 26. Форсунки 20 установлены на складывающейся штанге 27, которая снабжена горизонтальной платформой 28. Штанга 27 с помощью фиксатора. 29, упора 30 и кронштейна 31 установлена на тележке 32 с тормозными колодками 33. На тележке 32 расположены пульт 34 управления дроссельными кранами 5 и 6 перемешивания моющей жидкости и панель 35 управления дроссельными кранами 7 и 8 подачи моющей жидкости, Устройство для промывки газовоздушного тракта двигателя работает следующим образом.

8 бак 3 или 4 заливается промывочная жидкость, уровень заполнения которой баков контролируется по мерной линейке 9 или 10. Разъем 15 подсоединяют к внешнему источнику постоянного тока и при включении тумблера на блоке 13 управления загорается лампа на блоке 12 сигнализации.

С помощью блока 13 управления задается

2000458 режим работы: либой ручной, либо автоматический. соответствующее включение отображается на блоке 12 сигнализации загоранием лампы.

Перед промывкой производится перемешивание жидкости по рециркуляционной схеме. Для этого открывают один из дроссельных кранов 5 или 6, закрывают дроссельные краны 7 и 8, на блоке 13 управления или пульте 16 управления нажимают кнопку

"Пуск", электрический сигнал поступает к блоку 14 коммутации, от него на один из гидрораспределителей 1 или 2 и далее на электродвигатель 25, который приводит во вращение насос 26, при этом на блоке 12 сигнализации загоряется лампа, При необходимости может быть осуществлена перекачка жидкости из одного бака в другой. Если жидкость находится в баке 3, то дроссельный кран 5 закрывают, а дроссельный кран 6 открывают. Если жидкость находится в баке 4, то закрывают дроссельный кран 6, а открывают дроссельный кран

5. Последующие операции по включению устройства и порядок срабатывания электроагрегатов осуществляются так же, как и при перемешивании жидкости.

Промывку газовоздушного тракта авиадвигателя осуществляют следующим образом, На складывающейся штанге 27 рабочие форсунки 20 устанавливают перед воздухозаборником газотурбинного двигателя, который после выполнения этой операции запускается и выводится на режим малого газа. Наличие гибкого гидравлического шланга 21 позволяет с требуемой точностью расположить рабочие форсунки 20 относительно авиадвигателя, а при невозможности этого предусмотрен вариант подключения к разъемному штуцеру 18 дополнительного гидравлического шланга. По окончании гидроперемешивания на блоке

13 управления или переносном пульте 16 управления нажимают кнопку, электрический сигнал по кабелю 17 поступает на блок

14 коммутации и от него на один из гидрораспределителей 1 или 2, включаются в работу электродвигатель 25 и насос 26. При наличии давления в трубопроводе (напорной магистрали) 22 электрический датчик 11 давления выдает электрический сигнал через блок 13 управления на блок 12 сигнализации и блок 14 коммутации. Необходимое давление в рабочих форсунках 20 контролируется по манометру 19 и устанавлив "ется дроссельным краном 8 или при работе с дополнительным гидравлическим шлангом дроссельным краном 7. Требуемый расход промывочной жидкости через рабочие форсоответствующая лампа.

30 Пример. Для промывки газовоздушного тракта авиадвигателя Д-30 использова35

45

55

25 сунки 20 регулируется дроссельным краном

5 или 6 в зависимости от того, в каком из баков 3 или 4 находится жидкость. В случае засорения фильтроэлемента фильтра 23 вступает в работу электромеханический клапан 24 перепада давлений, пропускающий по обводной магистрали неочищенную жидкость к рабочим форсункам 20. Одновременно с этим клапан 24 генерирует электрический сигнал, который поступает на блок 12 сигнализации. При полной выработке жидкости из бака 3 или 4 давление в трубопроводе 22 резко уменьшается и электрический сигнал от датчика 11 давления исчезает. В автоматическом режиме работы при этом от блока 14 коммутации выдается команда на отключение гидрораспределителей 1 и 2, а также электродвигателя 25 и насоса 26. В ручном режиме работы или для принудительного перекрытия гидрораспределителей 1 и 2 и выключения насоса 26 в автоматическом режиме необходимо нажать на блоке 13 управления или пульте 16 управления кнопку останова. При этом электрический сигнал от блока 13 управления поступает на блок 14 коммутации и от него на гидрораспределители 1 и 2, электродвигатель 25, а на блоке 12 сигнализации гаснет лось устройство, смонтированное на самоходном шасси, на котором установлены два бака каждый емкостью по 200 л, два электрогидравлических крана ЭД-94, датчик давления СДУ-0,25, блок фильтроэлементов с номинальной тонкостью фильтрации 30 мкм и встроенным электромеханическим клапаном перепада давления на фильтроэлементе, легкоскладывающаяся штанга с закрепленными в ее верхней части четырьмя топливными форсунками с авиадвигателя Д-30 и насосная станция НФ

2Т.

П ромы вка тракта двигателя Д-30 осуществлялась раствором ТМС при его объемной подаче 12 л/мин и давлении на выходе

1 МПа. Авиадвигатель работал на режиме малого газа, время промывки составило 11 мин.

Изменение параметров работы двигателя, эамеренных до и после промывки, составило:

Изменение оборотов компрессора низкого давления Ь нд -+ 0,6

Изменение оборотов компрессора высокого давления Ьпвд =+ 0,6

Изменение температуры газов за турбиной At * =-12 С

2000458

Такое изменение параметров работы двигателя Д-ЗО, а также отсутствие загрязнений на лопатках компрессора после промывки свидетельствуют об эффективности устройства.

Формула изобретения

Устройство для промывки газовоздушного тракта двигателя, содержащее нагнетатель. подключенный через дроссельный кран к баку для моющей жидкости, соединенному через гидрораспределитель и фильтр с разъемным штуцером и гибким шлангом — с дроссельным краном, подключенным к форсункам. отл ич а юще ес я тем, что, с целью повышения эффективности. оно снабжено дополнительными гидрораспределителем и двумя дроссельными к анами, вторым баком для моющей жидкости, соединенным через первый дополнительный дроссельный кран с магистралью, соединяющей нагнетатель с первым баком для моющей жидкости, блоками управления. сигнализации и коммутации, пультом управления, электромеханическим клапаном перепада давлений, электрическим датчиком давления, манометром, источником питания с разъемом и складывающейся штангой с горизонтальной платформой, нагнетатель выполнен в виде насоса с электродвигателем, установленного в магистрали, связывающей гидрораспреде5 лители с фильтром, на котором установлен электромеханический клапан перепада давлений, подключенный к первому входу блока сигнализации, второй вход которого соединен с первым выходом блока управле10 ния, подключенного первым входом к пульту управления, вторым входом — к датчику давления. установленному за фильтром, вторым и третьим выходами связанного через блок коммутации с соответствующими

15 гидрораспределителями, а четвертым выходом подключенного к первому входу блока коммутации, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходу блока сигнализации и через разъем — к ис20 точнику Литания, а выход — к электродвигателю насоса, причем баки имеют мерные линейки, манометр подключен к магистрали, срязывающей фильтр с разьемным штуцером, в которой установлен второй

25 дополнительный дроссельный кран, а форс нки установлены под углом к продольной

Y оси двигателя на горизонтальной платформе складывающейся штанги.