Наглядное учебное пособие по географии я.п.шебалина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в области физики, в средствах обучения, в моделях и макетах, в моделях для топографии или географических , например в рельефной модели местности . Сущность изобретения; наглядное учебное пособие по географии представляет собой рельефную модель местности, в которой выполнены пазы для установки плоских элементов, предназначенных для обрисовки контуров сечений. Модель выполнена в виде монолитного блока с рельефным углублением. 2 ил.
(s1)s 9 09 В 25/06
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
W s l Q ) 6
О
О
О (7с
О (21) 4943745/12 (22) 11.06,91 (46) 07.09.93, Бюл. М 33 — 36 (76) Шебалин Я.П. (54) НАГЛЯДНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО
ГЕОГРАФИИ Я,П.ШЕБАЛИНА (57) Использование: в области физики, в средствах обучения, в моделях и макетах, в моделях для топографии или географичеИзобретение относится к области физики, к средствам обучения, к моделям и макетам, не отнесенным к группе научных, медицинских и математических моделей, к моделям для топографии, географическим, например к рельефной модели местности.
Преимущественная область эксплуатации— уроки географии, географические факультативы, занятия по обучению вычерчивания горизонталей.
Известно наглядное учебное пособие по географии, включающее набор плоскостей-горизонталей, на которые нанесен контур соответствующей горизонтали, а плоскости выполнены из прозрачного материала (стеклянная горка Ф.Уварова). Отличие возвышенности от впадины показывается известным способом (бергштрихами, расположением цифр и т,п.), Накладывают пластины с изображением горизонталей одна на другую. используя для ориентации углы и края пластины или специальную марку, и получают объемное изображение рельефа.
Недостаток известного устройства — недостаточная наглядность.
„.,RU, 2000610 С ских, нап ример в рельефной модели местности. Сущность изобретения; наглядное учебное пособие по географии представляет собой рельефную модель местности, в которой выполнены пазы для установки плоских элементов, предназначенных для обрисовки контуров сечений. Модель выполнена в виде монолитного блока с рельефным углублением. 2 ил.
Известное наглядное учебное пособие по географии, представляющее собой рельефную модель местности, в которой выполнены пазы для обрисовки контуров сечений, Модель представляет собой одиночную горку, выполненную в масштабе 1:5000. Состоит модель из горизонтальных плоскостей, установленных пирамидой на вертикальной оси. На модели показаны склоны различной крутизны (пологий, средний, крутой, обрыв) и некоторые элементы положительных форм рельефа (гребень, вершина, подошва).
У подошвы — море. Основанию нижнего бло.ка соответствует иэогипса 0 м. Нулевая иэогипса в местах среза горки уходит под уровень земной поверхности. Заложение последующих изогипс — 1 см, что в масштабе горки соответствует 50 м. Вдоль склонов горки, от вершины до подошвы, проведена линия фиксированных блоков. Модели используются как раздаточный материал при формировании представлений, понятий и практических знаний по иэображению рельефа на карте способом горизонталей. П,"зами служат промежутки между горизонтальными плоскостями.
2000610
Недостатком известного пособия является ограниченная область применения (только для возвышенностей) и недостаточная наглядность.
Целью изобретения является увеличение наглядности при изучении впадин и увеличение удобств в эксплуатации.
Это достигается тем, что в известном наглядном учебном пособии, представляющие собой рельефную модель местности, в которой выполнены пазы для установки плоских элементов, предназначенных для обрисовки контуров сечений, модель выполнена в виде монолитного блока с рельефным уплотнением.
На фиг.1 дан общий вид пособия в плане; на фиг,2 — разрез А-А на фиг,1. . Наглядное учебное пособие по географии Я.П.Шебалина представляет (см. фиг.1 и 2) собой рельефную модель 1 местности, в которой выполнены пазы 2 для установки плоских элементов (не показаны), предназначенных для обрисовки контуров 3 сечений.
Модель 1 выполнена в виде монолитного блока с рельефным углублением 4 (см. фиг.2).
На фиг.1 и 2 показано, что предложенное учебное пособие представляет собой монолитный параллелепипед, имеющий на одной стороне 5 углубление 4, рельеф которого изучается. Пазы 2 образуют элементы плоскостей, между которыми (в пазы 2) могут быть установлены плоские элементы, предназначенные для обрисовки контуров 8 сечений 3. Пазы 2 выполнены сквозными(на фиг.1 между сторонами 6 и 7 модели 1).
Наглядным учебным пособием пользуются следующим образом. Вставляют во все пазы 2 в любой последовательности плоский элемент, например, бумагу, кальку, картон и т.п., так, чтобы дальний край его совпадал с плоскостью 7 модели — ее задней стенкой. После этого кладут плоский элемент сверху модели на сторону 5 и проводят пальцем по краю углубления 4. Таким образом на плоском элементе получают карту рельефа местности — впадины, ставят на карте берг-штрихи внутрь горизонталей и сравнивают карту с профилем рельефа на
20 модели, Формула изобретения
Наглядное учебное пособие по географии, представляющее собой рельефную модель местности, в которой выполнены пазы
25 для установки плоских элементов, предназначенных для обрисовки контуров сечений, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения наглядности при изучении впадин и удобства в эксплуатации, модель выполнена в виде монолитного блока с рельефным углублением.
2000610
Составитель Я.Шебалин
Техред М.Моргентал Корректор А.Козооиз
Редактор Т.Юрчикова
Тираж Подписное
НПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 415
Заказ 3079
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101