Широкозахватный сельскохозяйственный агрегат

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в сельскохозяйственном машиностроении , а именно в машинах для посева и междурядной обработки пропашных культур в орошаемом земледелии. Сущность изобретения: широкозахватный сельскохозяйственный агрегат содержит гусеничный трактор и орудие. Орудие имеет центральную раму 4 с левой 5 и правой полурамами . На концах центральной рамы 4 размещены механизмы поворота боковых полурам для перевода орудия в транспортное положение. Боковые полурамы соединены с центральной дополнительными узлами крепления, смонтированными на концах центральной рамы 4 и имеющими вертикальные оси и универсальные шарниры 22, размещенные соосно. Гидроцилиндры механизма поворота боковых полурам установлены между последними и центральной рамой. Посредством хомутов на лонжеронах в средней части рамы трактора закреплен механизм подъема удаленных концов боковых полурам . 12 ил

(19) RU (11) (51) 5 А 01 В 59 04

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ „. ";;;..""""""-.

К ПАТЕНТУ вЂ” 1

М

CO

СР

Ch

ЬЭ (21) 4939923/15 (22) 27.05.91 (46) 15.10.93 Бюл. Мя 37-38 (76) Салдаев Александр Макарович (54) ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЪ|Й АГРЕГАТ (57) Использование: в сельскохозяйственном машиностроении, а именно в машинах для посева и междурядной обработки пропашных культур в орошаемом земледелии. Сущность изобретения: широкозахватный сельскохозяйственный агрегат содержит гусеничный трактор и орудие. Орудие имеет центральную раму 4 с левой 5 и правой полурамами. На концах центральной рамы 4 размещены механизмы поворота боковых полурам для перевода орудия в транспортное положение. Боковые полурамы соединены с центральной дополнительными узлами крепления, смонтированными на концах центральной рамы 4 и имеющими вертикальные оси и универсальные шарниры 22, размещенные соосно. Гидроцилиндры механизма поворота боковых полурам установлены между последними и центральной рамой. Посредством хомутов на лонжеронах в средней части рамы трактора закреплен механизм подьема удаленных концов боковых полурам. 12 ил

2000682

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может найти применение в машинах для посева и междурядной обработки пропашных культур в орошаемом земледелии.

Цель изобретения — повышение надежности и маневренности агрегата.

На фиг.1 изображен широкозахватный сельскохозяйственный агрегат с гусеничным трактором, вид в плане; на фиг,2 — широкозахватный посевной агрегат при маневрах на поворотной полосе, вид в плане; на фиг.3 — узел на фиг.1 (взаимное размещение механизма поворота левой боковой полурамы на центральной раме и шарнирное соединение левой боковой полурамы с центральной рамой, вид сверху); на фиг.4 — узел И на фиг.2 (механизм поворота боковых полурам при транспортном положении орудия, положение левой полурамы относительно центральной рамы при переводе боковой полурамы в транспортное положение); на фиг.5 — вид по стрелке Б фиг.2, вид с торца механизма поворота левой боковой полурамы и дополнительного узла крепления каждой из боковых полурам к центральной раме; на фиг.6 — сечение по à — Г на фиг.4 (соосное размещение поворотной части механизма поворота и шарнира соединения левой полурамы с центральной рамой посредством дополнительного узла крепления боковых полурам); на фиг.7 — сечение В-В на фиг.5 (соединение левой боковой полурамы посредством дополнительного узла крепления в виде шарнира Гука с центральной рамой, их взаимное положение в транспортном положении орудия; на фиг.8 — сечение В-В на фиг.5 (взаимное положение боковой полурамы и центральной рамы в рабочем положении широкозахватного агрегата); на фиг.9 — сечение по А — А на фиг.2 (покаэан механизм подъема боковых полурам в транспортное положение с механизмом привода); на фиг.10 — сечение по Д вЂ” Д на фиг.5 (положение П-образной балки механизма поворота на левой полураме при ее рабочем положении); на фиг.11 — широкозахватный посевной агрегат s транспортном положении при дальней транспортировке; на фиг.12 — широкозахватный культиваторный агрегат с гусеничным трактором, вид в плане.

Широкозахватный сельскохозяйственный агрегат (фиг.1 и 2) содержит гусеничный трактор 1 с трехточечной навесной системой 2, кронштейн автосцепки 3, центральную раму 4 орудия, левую полураму 5, правую полураму 6, левый маркер 7 на отьемйом кронштейне 8, правый маркер 9 на отьемном крон штейне 10, посевные секции

11, опорно-приводные колеса 12 центральной рамы 4, левой полурамы 5 и правой полурамы 6, туковысевающие аппараты 13, ресиверы 14,15 и 16, соединенные с посевными секциями 11 посредством гофрированных шлангов 17. Ресиверы 14,15 и 16 вентилями и гофрированными шлангами 18 соединены с эжектором 19,размещенным на выхлопной трубе двигателя трактора 1.

Под радиатором трактора 1 размещена штанга 2, со следоукаэателями 21.

Центральная рама 4 (фиг.3 — 8) соединена с левой полурамой 5 так же как правая полурама 6 с центральной рамой 4 посредством дополнительных узлов крепления каждой из боковых полурам к центральной раме, смонтированных на концах последней и имеющих вертикальные оси и универсальных шарниров Гука 22, размещенных на шлицевых цапфах 23 и 24 плит 25 и 26 соответственно несущих балок 27 и 28 левой полурамы 5 и центральной рамы 4. На удаленных от середины центральной рамы 4 частях балки 27 с помощью дополнительных плит 29 размещены брусья 30. Брусья заканчиваются сферическими упорами 31, обеспечивающими прямолинейное расположение рам 4,5 и 6 в рабочем положении при выполнении технологического процесса (фиг.1 и 12).

На плитах 25 и 29 центральной рамы 4 над балкой 27 размещена балка 32 механизма поворота 33 левой полурамы 5 (аналогичным образом и для правой полурамы 6). На балке 32 сварными швами размещен кронштейн 34 силового гидроцилиндра механизма поворота 33. Шток силового цилиндра механизма поворота 33 шарнирно посредством пальца 35 соединен с кронштейном

40 36 поворотной части 37 механизма поворота 33 левой полурамы 5, Поворотная часть

37 представлена в виде П- образного бруса

38, соединенного косынками 39 с короткой балкой 40. Кронштейн 36 сварными швами

45 закреплен на боковой грани короткой балки

40. На верхней и нижней гранях короткой балки 40 незамкнутыми сварными швами закреплены две щеки 41 и 42 со втулкой 43, На внутренней поверхноств втулки 43 размещены подшипники скольжения 44. Короткая балка 40 соединена шарнирно осью 45 щек 46 и 47 балки 32 механизма поворота

33. Вертикальная ось 45 каждого дополнительного узла крепления размещена соосно с шарниром Гука 22 соединения боковой полурамы 5 (6) к центральной раме 4. Гидроцилиндры 33 механизма поворота боковых полурам 5 и 6 установлены между последними и центральной рамой 4. Ось 45 от смещения зафиксирована стопорной планкой 48, 2000682

П- образный брус 38 своими вертикальными кронштейнами охватывает балку 28 левой полурамы 5. Между горизонтальной полкой

П-образного бруса 38 и балкой 28 рамы 5 устанавливается зазор д, величина которого равна 50 мм, достаточный для копирования опорным колесом 12 рельефа поля с отклонениями от горизонта + 15 см (фиг,10).

Посредством хомутов 49 на лонжеронах

50 и 51 рамы трактора 1 (фиг.9) закреплен механизм подъема боковых полурам в транспортное положение, выполненный в виде балки 52 квадратного сечения с механизмами 53 и 54 перевода удаленных частей боковых секций 5 и 6. Механизмы 53 и 54 содержат силовые гидроцилиндры Ц-75 с ходом штока 250 мм. Силовые цилиндры

Ц вЂ” 75 механизмов 53 и 54 шарнирно соединены с кронштейнами 55 балки 52 и с кронштейнами 56 брусьев 57. Поворотные брусья 57 заканчиваются захватами 59, усиленные в местах сопряжений косынками 60 и 61.

Для перемещения широкозахватных агрегатов на дальние расстояния к балке 28 левой секции 5 (фиг,11) посредством хомутов крепится транспортная балка 62. В балке 62 пальцами зафиксированы стойки 63 с опорными колесами 64. В консольной части квадратного бруса отъемного кронштейна

10 правого маркера 9 закреплен замок 65 со сферическим шарниром 66 на квадратной трубе. Замок 65 при дальнем транспортировании навешивают на кронштейн автосцепа

3 трактора 1.

При междурядной обработке посевные секции 11 демонтируют с балок 27 и 28 с центральной рамы 4, левой полурамы 5 и правой полурамы 6, а также отъемные кронштейны 8 и 10 левого 7и правого 9 маркеров и штангу 20 со следоуказателями 21, туковысевающие аппараты 13 посевных секций

11 и рессиверы 14, 15 и 16 со шлангами 17 и 18. Опорные колеса 12 рамы 4 и полурам

5 и 6 на балках 27 и 28 оставляют в прежних положениях. Культиваторные секции 67 на балках 27 и 28 центральной рамы 4 и полурам 5 и 6 размещают в следующем порядке. Относительно продольной оси симметрии размещают первую культиваторную секцию 67. Влево и вправо от нее с интервалом междурядий 700 мм (600 или

900 мм) размещают еще шесть секций 67.

Восьмую и девятую секции 67 крепят на балках центральной рамы 4, Сохранив ту же ширину междурядий в 700 мм влево и вправо от оси симметрии трактора 1 размещают еще восемь секций, Восемнадцатую и девятнадцатую секции 67 размещают от отъ5

55 емных фланцевых балках 68. Рабочие органы культиваторных секций 67 устанавливают на заданную глубину обработки с необходимым набором рабочих элементов и с сохранением защитной эоны по 120 мм от оси рядка растений 69, Перед началом работы на специальной регулировочной (поверочной) площадке расставляют сошники секций 11 на заданную ширину междурядий, глубину посева, нормы высева семян и удобрений, одновременно с этим рассчитывают длину маркеров

7 и 9 и определяют положение следоуказателей 21 на штанге 20, На эасеваемом поле вехами с интервалами 30...50 м определяют первый проход широкозахватного посевного агрегата. На поле определяют поворотные полосы и с учетом прилегающих насаждений определяют границу начала посева. Агрегат переводят в рабочее положение в соответствии с положением, изображенным на фиг,1. Правый маркер 9 опускают на поверхность поля. В семенные ящики посевных секций 11 и в туковысевающие аппараты 13 засыпают соответственно семена засеваемой культуры и необходимые минеральные удобрения. Рабочую скорость посевного агрегата в орошаемом земледелии устанавливают с учетом влажности почвы. При относительной влажности 16...22; светло-каштановых почв для качественного высева и без травмирования семян рабочая скорость посевного агрегата не должна превышать 3,6...4,5 км/ч, а на песчаных почвах при влажности 12...14ф,— не выше 5 км/ч.

Широкозахватный сельскохозяйственный агрегат работает следующим образом.

Из кабины трактора перекрывают заслонкой эжектор 19, размещенный на выхлопной трубе двигателя трактора. При истечении газа через сопло эжектора происходит отсос воздуха из шлангов 18 и соответственно рессиверов 14, 15 и 16.

Величину вакуума в рессиверах 14-16 контролируют тяговыми мембранными вакуумметрами показывающего типа ТМ МП-100, создавая раэряжение относительно атмосферного давления на 320+ 20 мм водяного столба. Одновременно с этим происходит разряжение воздуха в корпусах пневматических аппаратов посевных секций 11 широкозахватного посевного агрегата.

При поступательном перемещении трактора 1 с посевным агрегатом опорноприводные колеса 12 левой полурамы 5, центральной рамы 4 и правой полурамы 6 секции приводят во вращение диски аппаратов посевных секций 11 и одновременно обеспечивают привод туковысевающих an2000662 паратов 13. При завершении посева первого прохода агрегат подъезжает к предварительно отбитой линии конца посева на поворотной полосе. Тракторист останавливает трактор 1. Выносными силовыми цилиндрами, размещенными на отъемных кронштейнах 8 и 10 (на чертежах не показано) и соединенных последовательно в раздельно-агрегатную гидросистему с бесштоковой полостью другого цилиндра и наоборот. переводят правый маркер 9 в транспортное положение. Управляя золотником распределителя, тракторист через трехточечную навесную систему 2, кронштейн и замок автосцепки 3 переводит в конце загонки центральную раму 4 в полное транспортное положение. Минимальный транспортный просвет между загортачами посевных секций 11 должен быть больше

400 мм.

Вместе с замком и кронштейном автосцепки 3 поднимаются вверх балка 27 и брусья 30 центральной рамы 4 совместно с балками 32 механизма поворота 33. П-образный брус 38 своими вертикальными полками удерживает несущую балку 28 левой полчрамы 5. В то же время несущая балка

28 с шлицевой цапфой 24 поворачивается вокруг горизонтальной оси крестовины шарнира Гука 22. Левая полурама 5 и правая полурама 6 удаленными концами опираются только на опорно-приводные колеса 12.

При выдвижении штока силового цилиндра механизма поворота 33 кронштейна 36 через палец 35 поворачивается короткая балка 40. П-образный брус 38 своими вертикальными кронштейнами поворачивает несущую балку 28 вокруг вертикальной оси крестовины шарнира Гука 22, Механизмы поворота 33 левую полураму 5 и правую полураму 6 с посевными секциями 11 переводят в исходное, параллельное курсу трактора 1 положение, приемлемое для эффективного маневрирования трактора 1 на поворотной полосе. Это положение широкозахватного агрегата с трактором 1 изображено на фиг.2. Перед маневрированием на поворотной полосе поворотные брусья

57 поперечной балки 52 рамы трактора 1 силовыми цилиндрами механизмов 53 и 54 опускают в крайнее нижнее положение, показанное штрих-пунктирными линиями на фиг.9.

Управляя третьей ручкой гидроэолотника распределителя гидросистемы трактора

1 (ДТ-75 M или ДТ вЂ” 175 С) захватами 59 поворотных балок 57 при перемещении штоков силовых цилиндров механизмов 53 и 54, балки 57 поворачивают вокруг пальцев на кронштейнах 58, Этим обеспечивается

55 подъем удаленных частей балок 28 левой 5 и правой 6 полурам в полное транспортное положение. Шарнирное соединение балок

27 и 28 центральной рамы 4, левой полурамы 5 и правой полурамы 6 посредством универсальных шарниров Гука 22 обеспечивает сложную кинематику сопрягаемых узлов широкозахватного сельскохозяйственного агрегата. В навесном положении в пределах ширины поворотной полосы (не более 6 м) трактор 1 выполняет соответствующие маневры и вписывается указателем 21 штанги

20 в оставленную колею при первом проходе сферическим диском правого маркера 9.

Центр штанги следоуказателя 21 должен быть размещен над серединой колеи следа маркера 7. Захватами 59 механизмов 53 и 54 опускают удаленные части левой 5 и правой

6 полурам на поверхность поля. Известными механизмами 33 поворота балок 28 полурам 5 и 6 переводят их в фронтальное положение посредством поворота короткой балки 40 вокруг оси 45 совместно с П-образным брусом 38 до соприкосновения сферических упоров 31 на брусьях 30.

Гидросистемой трактора 1 и тягами трехточечной навесной системы 2 переводят центральную раму 4 в рабочее положение, а также всю сеялку в целом, Левой ручкой распределителя переводят механизмы 53 и 54 подъема полурам 5 и 6 в транспортное положение, а правой ручкой гидрозолотника опускают левый маркер 7 в рабочее положение, На заданной рабочей скорости совершается второй рабочий ход.

Работа высевающих аппаратов восемнадцати посевных секций 11 полностью контролируется электронной системой "Кедр" (НРБ). Соединение левой 5 и правой 6 полурам с центральной рамой 4 посредством универсального шарнира Гука 22 обеспечивает полное копирование рельефа поля при работе широкозахватного посевного агрегата на сложном рельефе, обеспечивая заданную глубину заделки семян, равномерную скорость вращения привода высевающего семенных 11 и туковых 13 аппаратов.

При завершении сева широкозахватный посевной агрегат дооборудуется транспортной балкой 62 (см. фиг,11), стойками 63 и опорными колесами 64. Балка 62 закреплена на левой полураме 5. Перед подготовкой широкозахватного агрегата для дальней транспортировки центральная рама 4, левая

5 и правая 6 полурамы устанавливают на откидные опоры (на чертежах не показаны).

Замок 65 соединяют с кронштейном 3 автосцепа навески 2 трактора 1. При подъеме тягами гидронавесной системы 2 правая полурама 6 поднимает в транспортное поло10

2000682

45 жение центральную раму 4, а затем левую полураму 5. П-образные брусья 38 балок 40 опираются на брусья 28, обеспечивая транспортный просвет посевных секций 11. Универсальными шарнирами 22 брусья 28 дополнительно связаны с балкой 27 центральной рамы 4 П-образные брусья 38 балок

40 и универсальные шарниры Гука 22 обеспечивают взаимный угловой поворот в горизонтальной плоскости полурам 5 и 6 и центральной рамы 4 и в сферическом шарнире 66 относительно трактора 1. При переездах по проселочным дорогам трактор 1 поворачивается в шарнире 66 в горизонтальной плоскости на угол «-90 и в шарнирах 22 в пределах + 22,5, Для междурядной обработки посевов на левой полураме 5. центральной раме 4 и правой полураме 6 размещают культиваторные секции 67 (см, фиг.12). Относительно оси растений 69 рабочие органы культиваторных секций 67 устанавливают с учетом интенсивности роста растений, количества сорняков и влажности почвы. Рабочие органы секций 54 на заданную глубину культивации устанавливают на специальной площадке. Первый проход широкозахватным культиваторным агрегатом производят по первому проходу посевного агрегата.

Ст ы хое ые междурядья я вля ются

Формула изобретения

ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ

АгРегAT, включающий трактор и почвообрабатывающее орудие, содержащее центральную раму и шарнирно закрепленные на ней боковые полурамы,механизм поворота боковых полурам с приводом в виде гидроцилиндра, опорные колеса и секции рабочих органов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и маневренности агрегата. орудие .снабжено дополнительным узлом крепления каждой из боковых полурам к центральной раме, 5

25 ориентирами для заезда культиваторного агрегата, При завершении технологических операций, уборку кукурузы на зерно и на силос производят шестирядными силосо- и кукурузоуборочными комбайнами. Этим исключаются потери урожая на завершающей стадии возделывания сельскохозяйственных культур.

В сельскохозяйственном производстве наиболее распространенным посевным агрегатом является восьмирядная сеялка

СУПН-8 для агрегатирования с трактором

MT3 — 50 (MT3-80, MT3 — 100). Для междурядной обработки система машин рекомендует двенадцатирядный культиватор KHP — 8,4 для навешивания на трактор МТ3-100 (МТ3-142, ЛТЗ вЂ” 145). Предлагаемый широкозахватный восемнадцатирядный посевной и культиваторный агрегаты обеспечивают повышение производительности в 2,5 раза, причем при посеве на рабочей скорости не выше 5 км/ч по сравнению с лучшими базовыми агрегатами. Годовой экономический эффект (по ценам 1989 г. на посевах кукурузы сортов БЦ (Югославия) составил 4986 рублей на 1 га посевов. (56) Авторское свидетельство СССР

N 442761, кл. А 01 В 59/04. 1974. смонтированным на концах последней и имеющим вертикальную ось, и механизмом подъема боковых полурам в транспортном положении, выполненным в виде балки с механизмом привода. которая установлена на тракторе в средней его части, при этом вертикальная ось каждого дополнительного узла крепления размещена соосно с шарниром соединения боковой полурамы с центральной рамой, а гидроцилиндры механизма поворота боковых полурам установлены между последними и центральной рамой, Ф

1>

r, М

В а

IWI ll fW!

Ill ° å

Ы1

1Ю I °

ii А i i

Г--- (е ее1 ф(эр,д е:е

2000682

2000682

2000682

2000682

200068 2

2000682

Фебом. 1С

Составитель В. Дюкова

Редактор Е. Полионова Техред M.Ìîðãåíòýë КоРРектоР А. Козориэ

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Заказ 3091

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101