Антифриз системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ»,и,," ., К ПАТЕНТУ (21) 4955196/06 (22) 14.06.91 (46) 15.10.93 Бюл. NQ 37 — 38 (76) Баранник Валерий Павлович (54) АНТИФРИЗ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
ДВИГАТБ1Я ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (19) RØUÇ (11) 2001292 С1 (51) 5 F01P3 00 С 09 К5 00 (57) Сущность изобретения: в антифриз в качестве антикоррозионных присадок используется, мас96: ацетат калия 35 — 50; бура ОЯ вЂ” 1,5; гексаметафосфат натрия ОЯ вЂ” 0,8; полиорганосиликонат калия 0,1 — ОЯ; хинизарин 0,1 — 0,3%; вода остальное.
Ь
C о
Ь C
2001292
10
Изобретение относится к составам, используемым для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, в частности к антифризам, которые заливают в системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания при отрицательных температурах наружного воздуха.
Известны антифризы, используемые в практике, например, Тосол А40М, Тосол
А65М, где основным компонентом, обеспечивающим низкую температуру замерзания (-50 С и ниже), является этиленгликоль. Помимо воды и гликоля антифризы содержит присадки, препятствующие вспениванию и коррозии металлов, из которых изготовлен двигатель. Однако из-за присутствия этиленгликоля эта композиция обладает рядом недостатков. Она токсична, горюча, взрывоопасна, а также снижает теплофизические свойства охлаждающей воды. Кроме того, в зависимости от присадок и режима эксплуатации срок службы ограничен 1,5-3 годами, Этиленгликоль в процессе работы двигателя окислителя, превращаясь в коррозионно-активные органические кислоты (щавелевая, муравьиная и др,) и непредельные соединения, которые образуют нерастворимые осадки, Известен антифриз, наиболее близкий по признакам с заявляемым и выбранный эа прототип, используемый в системах охлаждения, основным компонентом которого является ацетат калия. Температура замерзания этого антифриза около -50 С.
Ацетат калия является нетоксичным, негорючим, экологически чистым, с неограниченным сроком действия веществом. По своим теплофизическим свойствам антифриза ацетата калия превращается не в твердую, как для этиленгликолевых антифризов, а в сиропообраэную массу. При этом обьем вещества уменьшается, что исключает повреждение системы охлаждения в случае температур ниже температуры замерзания охладителя.
Однако антифриз из ацетата калия не получил широкого распространения по следующим причинам. Он вызывает щелочную реакцию среды, что приводит к коррозии алюминия, меди, чугуна, припоев. В качестве коррозионных присадок в антифризепрототипе (2) используют антипирин, борную кислоту, гидроксид калия. Как оказалось, антипирин, предлагаемый в (2) как средство для общего снижения коррозии черных металлов, вызывает коррозию меди и латуни, так как, являясь азотсодержащим органическим основанием (антипирин — это
1-фенил-2, З-диметилпиразолон-5), образует с медью хорошо растворимые в воде ком15
55 плексные соединения типа аммиакатов. По отношению к припоям он пригоден в качестве антикорроэионной присадки лишь для свин цово-оловя н н ых. содержащих более
60 олова, в то время как на автозаводах при пайке используют припои с меньшим содержанием олова, например, на заводе
ФИАТ и ВАЗ применяются припои с 30 ным содержанием олова (ПОС-30). на Горьковском автозаводе — припои марки ПОС-18 с 18 -ным содержанием олова, а на заводе
ЗИЛ вЂ” припои марки ПОС-СУ-5 с 5 -ным содержанием олова.
Гидроксид калия, предназначенный для снижения коррозии алюминия, и борная кислота, вводимая для снижения общей коррозии, не являются достаточно эффективными и не способствуют улучшению основного свойства антифриза как средства против замерзания, Целью изобретения является снижение корроэионного воздействия антифриза.
Для достижения цели предлагаемый антифриз включают. как и прототип, ацетат калия и антикоррозионные присадки. В отличие от прототипа антифриз содержит в качестве антикоррозионных присадок буру, гексаметафосфат натрия, полиорганосиликонат калия, хинизарин при следующем соотношении компонентов, мас.7;
Ацетат калия 35-50
Бура 0,2-1,5
Гексаметафосфат натрия 0,2-0,8
Полиорганосиликонат калия 0,1-0,2
Хиниэарин 0.1-0,3
Вода до 100
Использование гексаметафосфата натрия позволяет снизить коррозию меди и черных металлов на 70-90 по сравнению с прототипом.
Полиорганосиликонат калия обеспечивает снижение коррозии алюминия и припоя на 80-90 .
Бура способствует общему снижению коррозии, а также дополнительно понижает температуру замерзания антифриза на 5 С.
Четвертым компонентом в комплексе вводимых в антифриз црисадок является хинизарин, защитные свойства которого в отношении коррозии меди, алюминия, железа, свинца и олова обнаружены заявителем впервые. Хинизарин обладает способностью хемосорбироваться на поверхности указанных выше металлов с образованием прочной защитной пленки.
Все четыре антикоррозионные присадки являюгся синергистами.
2001292
40 понентов, 0ь
35-50
0,2- 1,5
0,2- 0,8
0,1- 0,2
0,1-0,3
Остальное
Ацетат калия
Бура
Гексаметафосфат натрия
Полиорганосиликонат калия
Хинизарин
Вода
Составитель В,Баранник
Техред М,Моргентал Корректор С.Лисина
Редактор Л.Волкова
Заказ 3121
Подписное
Роспатента
Тираж
НПО "Поиск"
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Анализ существенности отличий показал, что отличительный признак — полиорганосиликат калия — в заявленном решении выполняет новую функцию интенсивного замедлителя коррозии алюминия и свинцо- 5 во-оловянистых припоев. То же самое можно сказать о хинизарине, как выполняющем новую для себя функцию антикорроэионной присадки. Техническое решение можно признать обладающем существенными от- 10 личиями.
Пример 1, Антифриз для стран, гаде температура воздуха зимой не ниже -20 С.
В 64,4 кг воды последовательно вводят 15
0,1 кг хиниэарина, 0,1 кг полиорганосиликата калия, 0,2 кг гексаметафосфата натрия, 0,2 кг буры, 35 кг ацетата калия (безводного).
Растворение проводят в реакторе, воду предварительно нагревают до 60 10 С, Ис- 20 пользуют дистиллированную или умягченную воду для предотвращения выпадения нерастворимых фосфатов кальция и магния.
Температура замерзания антифриза со° ставляет -28 С. Скорость коррозии черных 25 и цветных металлов, применяемых в двигателестроении, не превышает 0,2 г/м в сутг ки, что допустимо стандартом Канады CAN
2-2.890-М83, стандартом США S AE-J814C78, ГОСТ 28084-88/CT С3В 2130-80/. 30
Пример 2. Антифриз для стран, где температура воздуха достигает (-40)+45) С.
В 56,1 кг воды последовательно вводят
0,1 кг хиниэарина, 0,15 кг полиорганосиликоната калия, 0,3 кг гексаметафосфата на- 35 трия, 0,6 кг буры, 43 кг ацетата калия
Формула изобретения
АНТИФРИЗ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
ВнутРеннеГО сГОРАния, содержащий ацетат калия и антикорроэионные присадки, отличающийся тем, что, с целью снижения коррозионного воздействия, он содержит в качестве присадок буру, гексаметафосфат натрия, полиорганосиликанат калия, хиниэарин при следующем соотношении ком(безводного). Дальнейшие действия аналогичны изложенным в примере 1. Температура замерзания антифриза составляет -46 С.
Скорость коррозии 0,2 г/м в сутки.
Пример 3. Антифриз для арктических условий.
В 47,2 кг воды последовательно вводят
0.3 кг хинизарина, 0,2 кг полиорганосиликоната калия, 0,8 кг гексаметафосфата натрия, 1,5 кг буры, 50 ацетата калия (безводного).
Далее аналогично изложенным в примере 1.
Температура замерзания антифриза составляет -65 С. Скорость коррозии 0,2 г/м в сутки, Технико-экономическая эффективность предлагаемого решения обусловлена тем, что по сравнению с являющимися на сегодняшний момент лучшими повсеместно используемыми этиленгликолевыми, предлагаемый антифриз из ацетата калия является нетоксичным и экологически чистым, что снижает число человеческих жертв и ущерб, наносимый природе. Кроме того, он не нуждается в замене и на 10-157, превышает по теплофизическим свойствам этиленгликолевые антифризы, что ведет к общей экономии антифриза. У предлагаемого антифриза меньшее коррозионное воздействие, чем у гликолевых антифризов, что продлевает срок службы двигателя. (56) TY 6-02-751-86, Антифриз "Тосол AM" и автожидкости охлаждающие "Тосол-А40М", "Тосол-А65М".
Патент США М 2233195, кл, С 09 К 5/00, НКИ 252-75, опублик, 1941,