Универсальная мобильная энергетическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам р, . с 1,, ) 1 Щ

{ 1 1 " гН.

К ПАТЕНТУ

1 4

О4 l (21) 4922587/11 (22) 25.12.90 (46) 30.1093 Бюл Na 39-40 (71) Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства (72) Кочубей ИА; Никифоров АН„Шевцов В.Г. (73) Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства (54} УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОБИЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Использование: для выполнения работ в сель(19) 02Ц (и) 2001813 С1 (51) 5 В б2 D 49 00 В б2 В 2 114 ском хозяйстве. Сущность изобретя((ия: универсальная мобильная энергетическая машина содер)кит силовую раму, продольные раз(,(сры которой могут увеличиваться за счет выполнения боковин телескопическими Поперечины шарнирно связаны с боковинами, выполнены телескопическими. На средних поперечинах установлена дополнительная рама, на которой закреплены кабина и двигатель.

Колся машины также может быть увеличсна Технологическое оборудование навешивая)сл споре,(111, сзади и с боков данной машины. 5 зп ф-лы, 13 ил

2001813 ч

Изобретение относится к мобильным техническим средствам, предназначенным, в основном, для выполнения в сельском хозяйстве полевых и внутрихозяйственных работ, Известен колесный трактор с переменной базой, содержащий шарнирно сочлененные между собой переднюю и заднюю полурамы, на передней иэ которых смонтированы кабина, двигатель и трансмиссия, а на задней — сменное навесное технологическое оборудование и механизм привода.

Недостатком указанного устройства является то, что оно позволяет устанавливать только два фиксированных значения базы.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому решению является горно-равнинное самоходное шасси, включающее силовую раму, установленную на ведущих и ведомых колесах, кабину, двигатель, рулевой механизм, гидропривод, механизм изменения ширины колеи и навесные устройства, К серьезным недостаткам этого шасси необходимости отнести такие: оно не является универсальным и поэтому не может быть широко использовано в условиях сель% скохоэяйственного производства — может работать только с ограниченным количеством машин и орудий и весьма затруднительно его использование в качестве внутрихозяйственного транспортного средства.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных воэможностей путем изменения базы и тем самым обеспечение ее агрегатирования с навесными машинами и технологическими емкостями.

Указанная цель достигается тем, что в мобильной энергетической машине, включающей силовую раму, установленную на ведущих и ведомых колесах, кабину, двигатель, рулевой механизм, гидропривод, механизм изменения ширины колеи и навесные устройства, ее силовая рама выполнена иэ телескопических боковин, связанных между собой посредством телескопических плоских шарнйров с образованием трех площадок, средняя из которых выполнена в виде жесткой рамы, и на ней смонтированы кабина. двигатель, органы привода и управления. Кроме того, передняя и задняя площадки выполнены с возможностью изменения их величины и формы, Телескопические боковины выполнены из двух или более одинаковых или разновеликих труб, жестко связанных между собой металлическими обвязками, на нижних концах которых образованы навески с отверстиями для навешивания оборудования и машин

Сравнение заявляемой мобильной энергетической машины с прототипом показывает, что новым является то, что силовая рама выполнена из телескопических боковин, связанных между собой посредством телескопически плоских шарниров, на средних из которых закреплена жесткая рама и на ней монтирована кабина с органами привода и управления и двигатель, установленный позади кабины, которая в целях лучшего обзора несколько приподнята над рамой и ведущими колесами, с которыми сблокированы упомянутая жесткая рама кабины и неподвижные части телескопических боковин, а подвижные их части совместно с торцевыми плоскими шарнирными связями образуют впереди и сзади кабины и двигателя переменные по величине и форме площадки для монтажа технологического оборудования и устройств для перевозки всевозможных грузов и на торцах боковины рамы последней закреплены управляемые колеса, причем на торцах передних и задних подвижных частей боковин рамы закреплены навески в виде муфт с проушинами для навешивания спереди и сзади машин и орудий, а для навешивания их с боков, подвески с проушинами выполнены в виде косынок и закреплены на неподвижных частях телескопических ее боковин, которые могут быть выполнены иэ двух, трех и большего числа телескопических соединений, установленных на колесах высокой проходимости и автоматического увеличения энергоресурсов машины и ведущие из них выполнены по типу мотор-колесо, в целях повышения жесткости рамы кабины, под ней, в продольном направлении машины, установлена телескопическая пара, неподвижная часть которой жестко соединенаа с рамой кабины, а подвижные части — соответственно с передней и задней плоскими телескопическими связями, причем механизм управления машины должен

1 обеспечивать ее работу при переднем и заднем движениях, а с целью повышения ее энергоресурсов и тяги, Она снабжена площадкой, типа рольганга, на которую укладывают дополнительный груз или балласт, и стреловидным краном для облегчения монтажа и демонтажа технологического оборудования и машин и обеспечения погрузки и разгрузки тяжелых грузов, Таким образом, заявляемая мобильная энергетическая машина соответствует критерию изобретения "новизна"

Сравнение заявляемого технического решения не только с прототипом, но и с другими техническими решт.лиями в данной области техники. позволя. гд.лять вывод

2001813 об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками заявляемой мобильной энергетической машины и признать ее соответствующей критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 показана универсальная энергетическая машина, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3 — то же, вид спереди; на фиг. 4 — то же, но с увеличенной передней площадкой, вид сбоку; на фиг. 5— то же, вид сзади; на фиг. 6 — то же, с увеличенной задней площадкой, вид сбоку; на фиг, 7 — силовая рама с измененными по величине и форме монтажными площадками, вид в плане; на фиг, 8 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 9 — телескопическая боковина силовой рамы с обвязкой и навеской, вид сбоку; на фиг. 10 — то же, вид сверху или в плане; на фиг, 11 — сечение Б — Б на фиг. 10. на фиг. 12 и 13 — варианты выполнения телескопической боковины силовой рамы, вид сбоку и в плане, Мобильная энергетическал машина включает в себя силовую раму 1, выполненную из телескопических боковин 2 и 3, установленных на ведущих 4 и ведомых 5 колесах, кабину 6 и установленный за ней двигатель 7, монтированные на жесткой раме 8. Телескопические боковины 2 и 3 силовой рамы соединены между собой плоскими шарнирными связями 9 и на средних из них

10 и 11 закреплена жесткая рама 8, на которой установлены кабина 6, двигатель 7 и механизмы управления работой машины и изменения ее размеров и формы. Каждая иэ боковин 2 и 3 силовой рамы выполнена из жестко связанных и расположенных друг над другом телескопических соединений или пар 12 и 13, наружные неподвижные части 14 и 15 которых жестко сблокированы между собой и ведущими колесами 4, a «x выдвижные части 16 и 17 соединены между собой плоскими шарнирами 9 и снабжены навесками для технологического оборудования и машин, выполненными в виде муфт

18 с проушинами 19 и 20.

Путем выдвижения передних подвижных частей 16 телескопических соединений

12 боковин 2 и 3 рамы формируется передняя 21 площадка для монтажа технологи- 5 ческого оборудованил или машины.

Производя выдвижение задних подви>кных телескопических частей 17, можно образо: вать различные по величине и форме монтажные площадки 22. При этом могут 5 менять положения относительно друг к другу ведомые колеса 5, которые жестко закреплены на концах задних телескопических частях 17 боковин 2 и 3, на торцах которых закреплены муфты 18 подвесок.

Навешивание с боков машин и орудий достигается установкой на неподвижных телескопических частях 14 и 15 боковин 2 и 3 силовой рамы — косынок 23 с отверстиями

5 24, впереди которых закреплены лесенки 25 для подъема тракториста нь площадки 26, установленные по обе стороны кабины 6.

Изменение по форме и величине площадок

21 и 22 достигается подвижными частями 16

10 и 17 боковин 2 и 3 совместно с поперечными плоскими телескопическими связями 9, которые независимо или же одновременно могут формироваться по отношению рамы 8 кабины 6, В целях повышения жесткости

15 рамы 8, под нее установлена продольная телескопическая пара 27, неподвижная часть 28 которой жестко соединена с рамой

8 кабины 6, а подвижные ее части 29 и 30 соединены с передней и задней телескопи20 ческими плоскими связями 9.

Двигатель 7 снабжен защитной решеткой 31 и 32 с подводящими и отводящими шлангами 33, задняя часть кабины 6 выполнена остекленной, Задний механизм изме25 нения ширины колеи выполнен из двух телескопических соедн11е11ий 35 и 36, их кожухи 37 и 38 крепятся к бокови11ам 2 и 3 силовой рамы, к которым крепится лесенки

25. Изменение колеи в да11ном случае дости30 гаетсл телескопическими парами 35 и 36 и жестко соединенными с их штоками кольцами 39, делящими камеру 40 на две равные части, Подавая жидкость в ту или иную полонину камеры 40, можно увеличивать или

35 уме11ьшать колею колес. Ширйна колеи может изменяться и известным в практикЕ приемом — раздвижением колес.

На фиг. 8 дано сечение телеско11ичес кой боковины 2 рамы 1 с взаимным расположе40 нием телескопических пар 12 и I3 и возможное размещение гидроприводов 4 1 и 42 ведущих колес 4. На этой же фпг. 8 показан вариант возможного жесткого крепления неподвижных телескопических 1лс1ей 14 и

45 15 соеди11ений 12 и 13 боковин 2 и 3 рами 1, например посредством металлических обвлэок 43, причем показанное взаимное располо>кение телескопических элементов боковин 2 и 3 может быть и иным. Биполне0 ние боковин 2 и 3 с тройным и большим количеством телескопических соединений

12 и 13 может быть осуществлено прп создании высокой грузоподъемности машин любого назначения.

5 Телескопическая боковина 2 н1.1пглнeнa из трех телескопических соеди11ений 12 и

13, наружные неподвижные асти с бтл ну, I I жесткой обвлзкой43, и между ним11устанонлена косынка 44 с отверстиями 45 д 1я II IIeшивания технологических млш 1,1 I1 I",д(1Й, 2001813 причем косынка 44 и обвязка 43 скреплены между собой болтами 46. Энергетическая машина может быть снабжена стреловидным поворотным краном 47 для погрузки и разгрузки грузов и облегчения монтажа и демонтажа технологических машин и оборудования, а также площадкой 48 для ее догрузки балластом в случае. когда возникает необходимость в увеличении энергоресурсов и тяги. Только при таком выполнении машина приобретает совершенно новые и даже совсем непредвиденные качества.

Прежде всего, заложенные в ней конструктивные особенности максимально отвечают требованиям и условиям сельскохозяйственного производства. Она может быть использована для работ в полеводстве и как внутренний и внешний транспорт, а также полностью исключает необходимость в создании самоходных технологических машин и является основной энергетической базой для создания различных агрегатов для комплексного выполнения сельскохозяйственных работ. Ее можно успешно использовать и в других отраслях народного хозяйства. Используемые в ней колеса повышают ее проходимость, почти полностью исключают пробуксировку и позволяют резко — до 2,5 раз и более, повышать энергоресурсы за счет перевозимого груза, а также. полностью устранить у тракторов так называемые сцепные веса, на которые идут огромные непроизводительные затраты металла и, естественно, человеческого труда и горючего для его перевозки. Стало быть, используемые в машине колеса позволяют ей не менее чем в 2,5 раза увеличивать производительность, а равно и в таком же соотношении уменьшить расход горючего на единицу производимых работ. Поскольку

Формула изобретения

1. УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОБИЛЬНАЯ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МАШИНА, содержащая силовую с поперечинами раму, установленну",о на ведомых и ведущих колесах, кабину с органами управления, двигатель, гидропривод, механизм изменения ширины колеи и навесные устройства, отличающаяся тем, что силовая рама выполнена иэ телескопических боковин, неподвижные части которых жестко соединены между собой и закреплены на ведущих колесах, а подвижные направлены в противополож.ные стороны и закреплены на управляемых колесах, причем неподвижные части телескопических боковин силовой рамы и торцы подвижных ее элементов соединены между собой телескопическими поперечипо конструктивным особенностям и назначению машину предполагается использовать и в качестве транспортного средства, поэтому желательно снабдить ее стреловид5 ным поворотным краном и такими органами управления, которые позволяли бы ей выполнять работы при переднем и заднем движениях. Необходимо учитывать также при создании такой машины и ее эксплуатацию

10 в условиях Крайнего Севера. Эти требования прежде всего предъявляются к ее проходимости и выполнению кабины, которая должна быть светлой, утепленной и вместительностью минимум на три человека. а так15 же иметь хороший обзор.

В машине предполагается полностью исключить механический привод и передачи, а поэтому она должна быть снабжена мощным гидронасосом. Максимальная гид20 рофикация позволит упростить ее конструкцию и связи с технологическими машинами и орудиями и резко повысить эксплуатационные качества, По конструктивным и эксплуатационным качествам машины

25 предполагается полностью устранить ее капитальные ремонты, а с ними исключить и те огромные затраты, которые вытекают из организации капитальных ремонтов машин.

Все это в совокупности коренным образом

30 меняет сам подход и метод в развитии энергетических и технологических машин и ору дий, а именно из взаимосвязанное рассмотрение и развитие, что неизбежно должно привести к огромным материаль35 ным и экономическим выгодам, (56) Авторское свидетельство СССР

N 958198, кл, В 62 D 53/00, 1981, Авторское свидетельство СССР

40 N 286695, кл. В 60 С 19/04, 1968.,нами и на первых из них закреплена жест кая рама с кабиной, органами управления, 45 гидроприводом и двигателем и по ее торцам образованы переменные по величине и форме площадки для монтажа технологических машин и оборудования, 2. Машина по п.1, отличающаяся тем, 50 что переменные по величине и форме площадкидля монтажа машин и оборудования образованы. подвижными частями телескопических боковин силовой рамы, торцевыми телескопическими их поперечинами и

55торцами жесткой рамы.

3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что телескопические боковины силовой рамы выполнены из двух или большего количества телескопических пар. неподвижные элементы которых жестко связаны между

° ° °

° °

° ° 1 ° 1

1 °

1 °

° °

° °

3 °

° ° °

° 5

° °

° 3

° °

° 1 °

° ° °

° °

° I

I 1 ° °

° l ..

° °

° ° й

° ° 1 °

1 1 I

1. I

1 °

° I ° 1 ° ° ° °

° ° ° ° ° ° 1 °

2001813

2001813

2001013

2001013

2001813

2001813

Составитель И.Кочубей

Редактор T.ÏàBëîâñêàÿ Техред М.Моргентал Корректор О.Густи

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Заказ 3149

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, yn,Гагарннэ, 101