"способ глиссирования гидросамолета "рвпи" при взлете и посадке"

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области авиационной техники, и может быть использовано в гидросамолетах для облегчения их взлета и посадки при сильно взволнованной акватории и призвано облегчить выполнение взлета и посадки при штормовой погоде Разрушение набегающих волн ведут путем силового воздействия на вершину волнового гребня надводными высокоскоростными струями подогретого газа выбрасываемыми настильно с борта гидросамолета причем подавать струи начинают одновременно как по курсу глиссирования, так и в противоположном направлении. 1 ил

(19) RRU U(11) (51) В 64 С 3 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 5004503/23 (22) 10.10.91 (46) 30.10.93 &оп Ne 39-40 (76) Пикуль Вадим Николаевич (54) СПОСОБ ГЛИССИРОВАНИЯ ГИДРОСАМОЛЕТА "РВПИ" ПРИ ВЗЛЕТЕ И ПОСАДКЕ (57) Изобретение относится к области авиационной техникк и может быль использовано в гидросамоII8T8x для облегчения Нх 83A8T8 H посадки при сильно взвотвованной акватории и призвано облегчить выполнение взлета и посадки при штормовой погоде. Разрушение набегающих волн ведут путем ситювого воздействия на вершину волнового гребня надводными высокоскоростными струями подогретого газа, выбрасываемыми настильно с борта гидросамолета, причем подавать струи начинают одновременно как по курсу глиссирования так и В противоположном направлен 1 ил.

ЬЭ

С0 Р

Об

2001841

Изобретение относится к области летательной техники, в частности к бортовым системам, облегчающим взлет и посадку гидросамолета при сильно взволнованной акватории.

Известны различные способы глиссирования гидросамолета в условиях изменяющегося водоизмещения поплавковой части, призванные облегчить выполнение операции как в штилевую погоду, так и при значительной волне. Давно применяются не очень большие летательные аппараты, фюзеляж или поплавки которых выполнены с обводами глиссера, в последнее время прибегают и к помощи подводных крыльев.

Суть этих способов сводится к тому, что самолет, например, при взлете получает разбег в сторону, откуда дует ветер и нака1ываются волны. Жидкая среда в таком случзе ипи мэлоподвижна, или верхним слоем надвигается на поплавковую часть, которая, постепенно поднимаясь за счет гидродинамических сил, выходит из контакта с водой и волнами. При посадке аппарат сначала плавно касается волновых гребней, а потом с уменьшенной скоростью опускается до полного погружения нэ исходную осадку.

Недостаток этих способов в том, что поплавковзя часть испытывает немалое сопротивление движению в жидкой среде, которое резко усиливается в штормовую погоду. Таким образом, волновое сопротивление способно порой исключить выход на редан, тзк что для спасательных работ описанные способы малопригодны (особенно тот. что "опирается" на подводные крылья).

В настоящее время начинают испольэовать весьма крупные гидропланы типа "летающая лодка". Примером может послужить реактивный самолет Бе-10. Способ глиссирования здесь основывается на фюзеляже увеличенной длины, "задней" центровке и приближенных к хвостовому оперения тяговых двигателях большой мощности.

Самолет, приседая на хвост, удлиненHblM днищем фюзеляжа накрывает сразу несколько набегающих волн. причем спереди он касается лишь их вершин, а задней оконечностью заглублен в волновую подошву.

В результате происходит некая постепенность в разрушении поверхностных волн, упреждение.

Однако, как и в предыдущих случаях, встречное течение затрудняет выполнение операций, связанных с посадкой и особенно со взлетом при штормовой волне. имеют место сопротивление трения и очень жесткие удары в днище, знзчитечьная же протяженность последнего вынуждает усиливать подкрепляющий набор. обшивку, что ведет

45 рое ослабляет трение борта о жидкую среду, но и сдув волновых вершин. В результате происходит направленное "выглаживание" водной поверхности, насыщение последней пузырьками воздуха. Следовательно, сокра50 щается жесткость ударов в днище и резко уменьшается волновое сопротивление.

Что касается струй, нацеленных в сторону хвоста, то самое главное — зто обеспечить нейтрализацию реакции от струй. что вы55 брасывзются вперед, чтобы не нарушать центровки аппарата, летящего возле водной поверхности. Кроме этого, после отрыва от воды и отключения "курсовых" струй хвостовая струя помогает тяговым двигателям осуществить начальный набор высоты. Во

40 к увеличению полетной массы. К тому же крупному аппарату непросто сближаться с небольшим объектом, находящимся в.штормовых условиях.

Целью изобретения является облегчение выполнения операций при штормовой погоде.

Поставленная цель достигается тем, что по способу глиссирования гидросамолета при взлете и посадке в условиях волн, набегающих на поплавковую часть летательного аппарата, выполняемому посредством упреждающего поочередного разрушения волн с их фронтальной стороны, разрушение волн ведут путем силового воздействия на вершину волнового гребня надводными высокоскоростными струями подогретого газа, например воздуха, выбрасываемыми настильно с борта гидросамолета, причем подавать зти газовые струи начинают одновременно как по курсу глиссирования, тэк и в противоположном направлении.

Отключают же первыми струи курсового направленИя, если выполняется взлет и сразу после отрыва поплавковой части от воды, и струи, обращенные в сторону самолетного хвоста в момент касания упомянутой части о водную поверхность, при посадке.

Предварительный подогрев воздушной струи осуществляется для уменьшения массового расхода. Высокоскоростная струя используется для того. чтоб начальная скорость ее существенно превосходила взлетную скорость аппарата. Только в этом случае можно ожидать достаточное воздействие на волну. Выполнить данное требование с помощью небольшого турбореактивного двигателя сложности не представляет. Ведь такие двигатели кратковременного действия и обладают повышенной теплонапряженностью и малыми размерами.

8 этом случае догтигается не только попутное течение вод перед самолетом, кото2001841

Формула изобретения

Составитель 8.Пикуль

Техред М.Моргентал Корректор Е,Папп

Редактор Н.Цалихина

Заказ 3151

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 время же посадки гидросамолета можно, отключив хвостовую струю, резко сократить пробежку аппарата эа счет тормозящего эффекта струй, выбрасываемых вперед. Другими словами, не требуется малонадежный механизм реверса тяги.

Не исключена помощь от "курсовых" струй в полете. когда есть опасность повстречаться с торнадо или со шквалом ураганной силы. При заякоренном аппарате открывается перспектива отгонять пленку нефтяного разлива, удалять зону горения последнего и т.п. . Гидросамолет, глиссирующий по предлагаемому способу, и струи горячего воздуха, которые при этом выбрасываются с борта, схематично изображены на чертеже.

Летательный аппарат 1 при увеличенном угле атаки воздействует на набегающие волны 2 передними струями 3. При этом хвостовая струя 4 нейтрализует отрицательную тягу от "курсовых" струй.

Как передние струи (их, видимо, лучше иметь две), так и хвостовая струя немного наклонены от горизонтальной плоскости вниз. Это необходимо, во-первых, для упСпособ глиссировэния гидросамолета при взлете и посадке в условиях волн, набегающих на поплавковую часть летательного аппарата, выполняемый посредством упреждающего поочередного разрушения волн с их фронтальной стороны, отличающийся тем, что разрушение волн ведут путем силового воздействия на вершину волнового гребня надводными высокоскоростными струями подогретого газа, нэреждающего разрушения волн, когда гидросамолет совершает бреющий полет, во-вторых, так проще сблизить продолжения векторов всех струй с центром массы аппа5 рата.

Струя 3 сдувает вершину волны 2 и тем самым сглаживает акваторию по курсу следования самолета, насыщает поверхностный слой воды воздухом. При этом

10 сокращается жесткость удара жидких масс в поплавковую часть и уменьшается трение воды о борт. Струя 4, действуя одновременно с передней струей, дает возможность обеспечить устойчивость аппарата без поте15 ри в тяге.

Для того. чтобы не создавать излишнего сопротивления в полете, дюзы, через которые выбрасываются струи вперед. закрываются шторами.

Применять данное изобретение рациональнее при выполнении спасательных работ на море. (56) Политехнический словарь. М.: Совет25 ская энциклопедия, 1980, с. 118.

30 пример воздуха, выбрасываемыми с борта гидросамолета, причем струи начинают выдувать одновременно как по курсу глиссирования, так и в противоположном направлении, при этом при взлете первы35 ми отключают струи курсового направления после отрыва поплавковой части от воды, а при посадке первыми отключают струи, обращенные в сторону самолетного хвоста в момент касания поплавковой час40 ти водной поверхности.