Устройство для управления силовой установкой самолета

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в системах управления силовыми установками самолетов Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности устройства за счет самоуправляемое™ перехода с ручного управления на автоматическое и наоборот, повышение безопасности полетов за счет уменьшения объема действия в пороговых ситуациях и снижение материалоемкости и массы устройства Цель достигается тем. что каждый рычаг управления двигателем снабжен двухпозицион- HI.IM самопереключающимся механизмом, который содержит переключатель с пружиной, связанный тягой с двухпозициснным контактным органом Последний содержит вилку с дуговым пазом, в котором установлена плавающая ось с роликом-толка- . взаимодействующим при ручном управлении с предупредительными упорами Средством переключения является ограниченное перемещение ру коптки относительно рычага управления 4 ил

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ПАТЕНТУ ч

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 5014805/23 (22) 01.07.91 (46) 30.10.93 Бюп. М 39 — 40 (71) Таганрогский авиационный научно — технический комплекс им.Г.М.Бериева (72) Гамопин АФ. (73) Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им.ПМ.Бериева (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОИ УСТАНОВКОЙ САМОЛЕТА (57) Изобретение относится к обпасти авиационной техники и может быть ислопьзовано в системах управления силовыми установками самопетов. Цепь изобретения — повышение эксппуатационной надежности устройства за счет самоуправпяел1ости (в) RU (11) 2001845 С1 (51) 5 В 64 D 31,/04 перехода с ручного управпения на автоматическое и наоборот, повышение безопасности полетов за счет уменьшения объема действия в пороговых ситулциях и снижение материапоемкости и массы устройства Цель достигается тем, что каждый рычаг упрлвпения двигатепем снабжен двухпозиционным слмоперекпючающил.ся механизмом, который содержит перекпючатепь с пружиной, связанный тяго;1 с двухпозиционныл1 контактным органом Поспедний содержит випку с дуговьlh1 пазом. в котором устлновтк на пгавлющая ocb с ропиком — толкатеп м, вззимодсйствующнм при ручном упрагпении с пр. дупредитепьныл1н упорами Средством перекл очения RBRHQTcH ограниченное перемещение рукомки опюситгпьно ры гага управления 4 ип

2001845

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к системам управления силовыми установками.

Известно устройство для управления силовой установкой самолета, содержащее рычаги управления двигателями с рукоятками и предупредительными упорами и управляющие проводки к рычагам дозировки топлива на двигателях, Недостатком известного устройства является то, что оно не обеспечивает автоматического управления тягой двигателей.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности устройства эа счет самоуправляемости перехода с ручного уп рзвлеHèë на автоматическое и наоборот, обеспечение безопасности полетов за счет уменьшения объема действия в пороговых ситуациях, а также снижение материалоемкости и массы устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для управления силовой установкой самолета, содержащем рычаги управления двигателями с рукоятками и предупредительными упорами и управляющие проводки к рычагам дозировки топлива на двигателях, каждый рычаг управления двигателем снабжен двухпозиционным саr. îïåðåKëþ÷à îùèìñÿ механизмом, содер>кащим переключатель качающегося типа или возвратно-поступательного действия с пружиной, связанный соединительной тягой с двухпозиционным контактным органом рукоятки управления двигателем, вклю яющим вилку с дуговым пазом, в котором установлена плавающая ось с роликомT0лкàTåëåм, взаимодействующим при ручном управлении с предупредительными упорами, при этом средством переключения являегсч ограниченное перемещение руко- 40 ятки относительно рычага управления двигателем.

На фиг. 1 показан общий вид предлагаемого устройства; на фиг. 2 — то же. вид против полета; на фиг. 3 — пример устройст- 45 ва для четырехдвигательного самолета с переключателями возвратно-поступательного действия, вид по полету; на фиг. 4— разрез А-А на фиг. 3, Устройство для управления силовой установкой самолета содержит рычаги управления двигателями (РУД) 1, сервопривод 2 автомата тяги системы автоматического управления обьектом, рычаги дозировки топлива на двигателях 3 и управляющие проводки 4. Рукоятка 5 с толкателями 6 (от себя) и 7 (на себя) посредством валика 8 шарнирно закрепленная на РУД 1. совместно с качалкой 9, также шарнирно закрепленной на рычаге 1 посредством штыря 10, составляет двухпозиционный самопереключающийся механизм "Ручное — Автоматическое управление" с пружиной 11.

Переключатель имеет нейтральное положение 12 и отклоненное от нейтрали "на себя" или "от себя" положение 13. С помощью валика 14 к качалке 9 шарнирно подсоединена тяга 15, второй конец которой посредством валика 16 соединен с вилкой 17. В вилке 17 выполнен дуговой паз 18. В пазу 18 размещена ось 19, поджимаемая к верхней кромке пружиной 20. На оси 19 шарнирно установлен ролик-толкатель 21. Вилка 17 с дуговым пазом 18,осью 19 и роликом-толкателем 21 представляет собой двухпозиционный контактный орган РУД. Вилка 17 шарнирно закреплена на РУД 1 штифтом 22., В верхнем положении (при ручном управлении) ролик-толкатель 21 может взаимодействовать с предупредительными упорами 23 или 24 с углом скоса a < 90О. обозначающим "Номинальный режим" при перемещении РУД .вперед в сторону "Взлетного режима" (ВР) или режим "Полетного малого газа" (МГ), которые закреплены в дуговых регулировочных пазах 25 корпусной планки

26 болтами 27, В другом конструктивном исполнении (фиг. 3 и 4) переключатель удерживается в верхнем и нижнем положениях фиксатором 28 с пружиной 29.

Работает устройство следующим о6раэом

В полете, когда принимается решение перейти на автоматическое управление тягой двигателей, рука снимается с рукояток

5, нажимается кнопка "Включение AT" на штурвале или на пульте пилотов (не показана). К этому моменту переключатель "Ручное — Автоматическое управление" под действием пружины 11 занимает нейтральное положение 12, а все связанные с ним элементы (14, 15.,16. 17, 19. 21) занимают нижнее положение. РУД перемещаются сервоприводом 2 автомата тяги в диапазоне Мà — BP беспрепятственно, так как ролики-толкатели 21 перемещаются в свободной беспороговой зоне г1 Q. Ось 19 ролика-толкателя 21 находится в верхней части дугового паза 18, . соответственно там же ролик-толкатель 21 и пружина 20, Для устройства, показанного на фиг. 3. 4, подвижные элементы занимают нижнее положение.

В этой ситуации обеспечена полная защита сервопривода 2 от перегрузок со стороны порогов, используемых при ручном управлении.

При переходе на ручное управление тягой воздействие руки на рукоятки 5 "на себя" или "от себя" приводит.к подламыванию их на валиках 8, а также повороту качалок 9

2001845 на штырях 10 и перемещению валиков 14 с тягами 15 и всех связанных с ними элементов (16, 17, 19. 21) в верхнее положение 13, Это движение используется для перевода роликов-толкателей 21 РУД в пороговую зону, Ролики-толкатели 21 при перемещении

РУД катятся по своду корпусной планки 26, встречаясь с упорами 23 или 24 в зоне гр гз.

Взаимодействие элементов устройства при движении РУД "от себя" выглядит так, При встрече ролика-толкателя 21 со скосом упора 23 вертикальная составляющая усилия руки Рл вследствие независимой подвески ролика-толкателя 21 в вилке 17 будет отжимать ролик-толкатель 21 вместе с осью 19 по пазу 18, сжимая пружину 20 в направлении к центру вращения РУД. Валик 16 тяги 15 и переключатель в верхнем положении усилием Рг р не будут нагружаться вследствие не зависимой от этих элеменФормула изоб ретени я

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ САМОЛЕТА, содержащее рычаги управления двигателями с рукоятками и предупредительными упорами и управляющие проводки к рычагам дозировки топлива на двигателях, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности устройства путем обеспечения самоуправляемости перехода с ручного управления на автоматическое и наоборот, повышения безопасности полетов путем уменьшения объема действий в пороговых ситуациях и снижения материалоемкости и тов подвески ролика-толкателя 21 в пазу 18 вилки 17.

При движении РУД "на себя" ролик-толкатель 21 встречается с упором 24, взаимодействие элементов устройства аналогично срабатыванию при движении "от себя"

Для устройства, изображенного на фиг.

3 и 4, подвижные элементы занимают верхнее положение, Естественная избирательность ручного и автоматического управлений гарантирует высокую эксплуатационную надежность системы управления силовой установкой самолета, упрощение пилотирования при взлете и посадке (без лишних движений) и значительное снижение материалоемкости и массы. (56) Самолет ЯК-40, Инструкция по эксплуатации, 1969, кн. 2, гл. 3.2, с, 1 и 2. массы устройства, каждый рычаг управления двигателем снабжен двухпозиционным самопереключающимся механизмом, 25 содержащим переключатель качающегося типа или возвратно-поступательного действия с пружиной, связанный соединительной тягой с двухпозиционным контактным органом рукоятки управления двигателем, 30 включающим вилку с дуговым пазом, в котором установлена плавающая ось с роликом-толкателем, взаимодействующим при ручном управлении с предупредительными упорами, при этом средством переключе35ния является ограниченное перемещение рукоятки относительно рычага управления двигателем.

2001845

2001845

I ° °

° °

° 6 ° °

° б

° °

Э

1 °

° 4

° °: ° 1

° б

° ° ° б