Система предстартового разгона летательного аппарата

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам

<ю) Rß (и) N02681 1 (I3 8@ ® (21) 5003268/23 .(22) 01.07.91 (46) 15.11.93 Бюл. Ne 41-42

{76) Пикуль Вадим Николаевич

{54) СИСТЕМА ПРЕДСТАРТОВОГО РАЗГОНА

ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (57) Изобретение относится к авиации, а именно к наземным средствам для облегчения взлета ЛА

Положительный эффект состоит в повышении надежности старта ЛА путем уменьшения нагрузки на направляющие на участках большой. кривизны, а также защите их от воздействия струй ЛА, уменьшения опрокидывающего момента, действующего на тележку при движении flO трамплину. Это достигается тем, что в системе, содержащей катапультную тележку, разгонную горку и трамплин 7, тележка.выполнена в виде двух шарнирно соединенных секций 1,2. Система снабжена устройством торможения в виде натянутых секций 1Я. Система снабжена устройством торможения в виде натянутых лент 13. На задней секции 2 тележки установлен струеотражатепьный щиток 12. При движении тележки сначала скатываются с горки, а затем начинают скользить, что осуществляется специальной формой опорной поверхности направляющих 5, 6. 2 з.п. ф — ль 3 ил.

2002681

Изобретение относится к авиации, а име1н1о к наземным средствам для облегчения взлета ЛА, и может быть применено также в ракетной технике при старте ракет большей массь1, 5

Известно устройства для предстартового разгона ЛА, содержащее односекциониую.тележку с ложементом и узлом сцепления и автоматического расцепления с летательным аппаратом и опорной повер- "0 хиостью скольжения, Поверхность эта едина. I Орка сиабжеиа направляющими кэкдля

ОГ10 <2 Кс1ЧЕIIИЯ, таК И ПОД ОПОРНУIO nОВЕРХ

11ость сколь>кения, На начальном участке т1211йктории разгона тележо1 уровень на"

1112а "ля1ОIцих IIII_#_cQ у рави 11 поверхнОсти скольжения, а I a заключительном участке траектории разгона — вь1ше уровня направля1ощихдля Опор качения на величину, большую клипенсе опор качения. Между 20

11а1а21ьиым и заключительным учавтками имеется переходный участок с. переменным зна Ie)IIIeIn разности уровней направляю1цих для ка1ен11я и скольжения. Горка предусматривает вначале ускорен11ый спуск 25 . тележки вниз, потом разбег состава по горизонтальной прямой с подкл1очением реактиr2I- I.,õ двигателей ЛА и далее убыстр211ощееся еосхожде11ие тележки на .грамплии. На этом трамплине аппарат до- 30

С. Игав" ВЗЛЕтиай СКОРОСТИ За СЧЕТ СОВМЕСтнога действия .своих двигателей и движителей тележки, Торможение тележки обесг1ечивается путем воздействий как газов,Ix струй, о1 брасываемых ЛА, так и с по- ЭБ мощью собственных разгонных и тс2рмозных движителей. При этом разгон11ые.дви)кители должны обладать реверсом тяги, Недостаток устройства-прототипа со- 40 стоит в том, что прохождение его удлиненной односекциониой тележки по местам пути с увели,еиной кривизной в вертикальной плоскости Ie позволяет единой опорной поверхности скольжения плавно 45

В писы Реться в наг1 ра ел я ющие Горки, Б результате удельные нагрузки на направляющие при взлете, например, ракеты тяжелого класса достигнут весьма больших значений, что может привести к. разруше- 50 нию ледовых напрзвл21ющих

Положительный эффект при использовании изобретения заключается в повышении наде)кности старта ЛА путем уменьшения нагрузки на направляющие на участках большой кривизны, а также защиты их or воздействия струй ЛА, уменьшения опрокидь1вак)щего момента, действующего на тележку при движении по трамплину.

Для этого известная система предстартового разгона ЛА, содержащая катапультную тележку с опорными поверхностями скольжения и разъемными узлами крепления ЛА, разгонную и трамплинную горки с направляющими, опорная поверхность которых на начальном участке выполнена с возможностью взаимодействия с опорными поверхностями колес с плавным переходом к концу разгонного участка в поверхность, взаимодействующую с опорной поверхностью скольжения тележки, снабжена системой торможения тележки в виде гибких лент, закрепленных с натягом на катапульгHOA горке с возможнбстью взаимодействия с опорной поверхностью колес тележки, при этом тележка выполнена в вице двух шарнирно соединенных секций и снабжена струеотражател ьн ым LUHTKQM, размещенным в концевой части задней секции.

Кроме того, шарнирное соединение двух секций выполнено в виде колесной пары, идентичной другим колесным napaÿ тележки, при этом узлы крепления гибких лент размещены симметрично вдоль направляю-. щих в плоскостях вращения колес, длина лент между верхними и нижними узлами крепления больше длины передней секции тележки, а система торможения тележки дополнительно снабжена размещенными на ее передней секции реверсными двигателями, Для увеличения эффективности торможения нижние узлы крепления гибких лент размещены выше, а верхние узлы крепления — ниже опорных поверхностей колес, при этом верхние узлы крепления выполнены в аиде поворотных блоков, а охватывающие их шкивы ленты, поперечный профиль которых идентичен профилю опорной поверхности колеса, на свободном конце снабжены грузами, На фиг,1 показана трамплинная горка с тележкой на горизонтальной прямой, на фиг,2 — тележка и горка в поперечном р 1зрезе по шарнирной оси межсекционного. сцепления узла; на фиг,З вЂ” принципиальная схема взаимодействия тележки с ледовыми направляющими горки и с гибкими тормозными лентами, Двухсекционная тележка изображена в упрощенной — трехосновной компоновке, Она состоит из передней 1 и задней 2 секций, При этом ось 3 серединных опор качения — колес 4 является еще и единой осью шарниров межсекциоиного узла сцеплеНия.

Трамплинная горка имеет направляющие колес в виде рельсового пути 5 (см.фиг.1), с которым сопрягаются тележные опоры качения на начальном и переходном

2002681 участках спуска, и направляющие скольжения 6, Последние выполнены иэ термостатированного льда и контактируют с опорными поверхностями скольжения С1 и С2. принадлежащими тележке. Такими же направляю- 5 щими скольжения оснащен и трамплин 7.

Кроме опор тележка снабжена днищевыми гребнями 8 (фиг,2), Эти гребни при режиме скольжения заглублены в центральную дорожную борозду, что проложена 10 между параллельными поверхностями скольжения.

На передней секции тележки размещен

ЛА 9 с приподнятой носовой частью. На той же секции по бокам ракеты имеются мощ- 15 ные турбовинтовые двигатели 10, Их пропеллеры способны реверси;".г .тться. B помощь указанной реверснай тяге Сорт основной секции ocHQL ått твердатапливным реактивным движителем кратковременного 20 действия.

Задняя секция тележки сцеплена шарнирами 11 с упомянутой осыа серединных опор качения и снабжена струеатра>кательным щитком 12. Ега ширина (не показана) 25 не выходит за габарит-| pat:eTIIo!o миделя.

Гибкие тормозные ленты 13 расположены в плоскостях вращения колес. Ниж1гие узлы крепления лент закреплены на роликах 14 на высоте ht, Зта высота больше 30 уровня колесных гребней в данной точке пути.

Верхние узлы крепления лент перекинуты через шкивы 15 и находятся на урогие

lip, ката рыйл в аз вы ше н над трамплинам 35 меньше, нежели вершины опор качения в соответствующей точке подъема.

К концам лент подвешены грузы 16.

Нижние поверхности лент име1ат профиль ф. Зтат профиль воспроизводит канфигура- 40 цию образующей опор качения тележки, ваэма>кностыо взаимодействия с опорной поверхностью колес тележки, при э>ам тележка выполнена в виде двух шарнирна саедине1гных секций 11 снабжена стр>LOT" ражательным щиткам, разме1це11ным в концевой части задней секции, 50 2. Система па п,1, отличающаяся тем, ЧТО ШаРНИРНОЕ СОЕД1лНЕН1ЛЕ ДВУХ СЕКЦИ выполнено в виде кал,clto1; пары, it!! !ITtt t най другим колесным парам тележки. О1>. атом узлы крепления гибких лент раэмеща55 ны симметрично вдаль направляютц 1х в плоскостях вращения колес, длина J1F 1 между верхн1<ми tt н1лжнит;;11 y„ -. 1аt.;1. крс,ления больша длины передней секц1л: -глежки, а ct

Формула изобретения

1. СИCTEMA ПРЕДСТАРТОВОГО РАЗГОНА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая катапультную тележку с опорными поверхностями скольжения и разъемными узлами крепления летательного аппарата, разгонную и трамплинную горки с направляющими, опорная поверхность которых на начальном участке выполнена с вазможностью взаимодействия с опорными поверхностями колес с плавным переходом к концу разгонного участка в поверхность, взаимодействующую с onopèîé поверхностью скольжения тележки, отличающаяся тем, что она снабжена системой торможения тележки в виде гибких лент, закрепленных с натягом на катапультной горке с

Тележки, находясь наверху трамплинной горки (не показано), трогаются с места тягой пропеллеров двигателей 10 (фиг.2).

Разгоняясь во время спуска с горки сначала по рельсам 5 (фиг.1), тележка плавно переходит с режима качения на ежим скольжения. Центр массы состава снижается, При этом катапультная тележка наде>кно контактирует опорными поверхностями

С1 и Сг с криволинейными участками ледовых направляющих 6. При сходе на удлиненную гариэонтальну1о прямую производится эапускдвигателей первой ступени ЛА. Колеса обеих секций 1 и 2 продолжают при этом вращение и подобно маховикам снима1от некую долю работы по обеспечении поперечной „стайчтлвай тележк1,, Когда тележка, поднимаясь па трамплину 7, задает нужный угол и взлети> О с :apacTb ЛА, происходит рев:,pc1яг1л телажс. гных двигателей, вращающих воздушные в1плть1, ЛА освобождается ат ла>кемента и стартуа-т, при этом его струи тормозят хад тележки.

3 таму же саде йс1 вуат твердотопливный движитель 10, Тележка кратковременна оста на в t t188eTcsl t1,далее за Q I !!t хада 4 cGt I R

eT c трамплина, Баэвращен1ле катапульты на горку в исходное пола.кен11е на дас1игается с помощью фуникулера, В там случае, если адин из тармаэ1:ых движителей HQ сработает, тележка ираско1ив расчетную точку старТа, плавно заклинится опарами Kà«åttèë основной секц1л1л под ленты 13. Укаэанные гибхиа ленты синхронна охватывают,,"-р1ш 1-:ы колес. Груз,.

16 пр1л этом аднавпаменна припаднима1 ися посредствам шк. вав 15, (56) Авторское свидетельство СССР

К. 1784529, кл. В 64 F 1/02, 1990.

2002681

Составитель П. Снежко

Техред M.Морге нтал

Корректор А, Мотыль

Редактор Н. Федорова Тираж

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Подписное

Заказ 3210

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101 на ее передней секции реверсными двигателями, 3, Система по п,2. отличающаяся тем, что нижние узлы крепления гибких лент размещены выше, а верхние узлы крепления - ниже опорных поверхностей колес, при этом верхние узлы крепления выполнены в виде поворотных блоков, а охватывающие их шкивы ленты, поперечный

5 профиль которых идентичен профилю опорной поверхности колеса, на свободном конце снабжены грузами.