Назубная съемная шина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
OIIHCAHBK ИЗОБРЕТЕНИЯ",,",,, K ПАТЕНТУ
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4851208/14 (22) 11.07.90 (4S} 30.11.93 Бюл ¹ 43 — 44 (71) Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей (72) Миргазизов МЗ.; Поленичкин В.К„Юдин П.С.
Гюнтер В.Э„Рудаков С.Г„Коняхин A.e. (73} Поленичкин Владимир Кузьмич (54) НАЗУБНАЯ СЕМНАЯ ШИНА (57} Область использования: изобретение относится к медицине, а конкретно к стоматологии, и может быть использовано дпя лечения заболеваний тканей (в) RU (и) 2ОО3292 С1 (Sl) 5 А 61 С 7 20 пародонта, сопровождающихся подвижностью зубов, нарушением прикуса, а также некоторых видов переломов челюстей. Сущность изобретения: назубная съемная шина представляет собой многазвеньевые оральный 2 и вестибулярный 1 кпаммеры, выполненные в виде единого охватывающий зубной ряд элемента с перекидными кпаммерами 4, при этом указанный элемент и перекидные кламмеры 4 жестко соединены между собой перпендикулярно плоскости элемента и выполнены из сплава с термомеханической памятью. 4 ил.. 2003292
Изобретение относится к медицине, а конкретно,K стоматологии, и может быть использовано для лечения болезней тканей пародонта, сопровождающихся подви>кностью зубов. нарушениями прикуса, а также некоторых видов переломов челюстей и в качестве ретенционного аппарата в ортодонтии.
Известна назубная сьемная шина из хромоникелиевой проволоки, представля о цая собой шарнирное соединение орального и сестибулярного многозвеньевых кламмероа. Вестибулярная часть шины имеет замковый разьем„который соединяется после наложения шины на зубы. 15
Изготовление такой шины является технически трудной задачей, т.к. требует дополнительных технических операций: изготовление замкового крепления, при-; пзйки шарниров. Сама конструкция извест- 2 ной шины не обладает достаточно надежными фиксирующими свойствами изза отсутствия фиксации во всех плоскостях, то приводит к миграции шины.
Известна конструкция сьемной шины, предложенная Sprend. В этой конструкции многоэвеньеьой кламмер имеет вид шинирующей полоски, во фронтальном отделе ора перекрывает с язычной стороны язычную поьерхность и режущий край резцов, клыков и частично премоляров, Крепление самой шины осуществляется с помощью системы опорно-удерживающих кламмеров.
Кроме перечисленных недостатков шина такой конструкции обладает следующими не- 35 достатками; передние зубы подвергаются препаровке со стороны режущего края, Ши а перекрывая режущий край не заходит на зубную поверхность, что не исключает выдвижение зубов вперед, а также поворот их. 40
При протруэии передних зубов шина подобной Ф;онструкции не имеет показаний к применению.
Наиболее близкой по техническому решению является назубная шина, представ- 45 ляющая собой многозвеньевой оральный и вестибулярный кламмеры, выполненные в виде замкнутого каркаса для размещения на зубном ряду, и перекидные кламмеры, связывающие оральный и вестибулярный 50 кламмеры, Недостаток этой шины — сложное изготовление, требующее обязательного примененич параллелометрии и точного литья на огнеупорных моделях. Наличие окклюзион- 55 ных накладок требует препаровки твердых тканей зубов и может привести к нарушению прикуса.
Шина не показана при конвергенции или веерообразном расположении зубов, а также в резком их язычном наклоне. Кроме перечисленных недостатков, шина не обладает стабильной фиксацией в течение дли.тельного времени из-за усталостного ослабевания металлической конструкции шины.
Целью изобретения является обеспечение восстановления прикуса при конвергирующем и веерообразном положении зубов и улучшение фиксации зубов в ряду при заболевании тканей пародонта.
Для достижения поставленной цели назубная сьемная шина состоит из непрерывного многозвеньевого кламмера, имеющего оральный, вестибулярный и перекидные кпаммеры, выполненные из сплава с термомеханической памятью формы, а внутренний размер каждого звена шины меньше размера соответствующего участка зубного ряда.
Сущность изобретения и отличительные признаки от прототипа:
Наличие орального, вестибулярного и перекидных кламмеров, выполненных из сплава с термомеханической памятью формы.
Внутренний размер каждого звена шины меньше размера. соответствующего участка зубного ряда.
Для восстановления прикуса при веерообразном или конаергирующем положении зубов шина изготовлена иэ сплава с термомеханической г1амятью формы, что позволяет увеличить ширину шины между вестибулярной и оральными, медиальным и дистальными частями многозвеньевого непрерывного кламмера перед установлением и создать компрессию в этих направлениях на зубы, имеющие неправильное положение в зубном ряду за счет эффекта памяти формы.
На фиг. 1 показана назубная сьемная шина, вид сверху; на фиг. 2 — деформированная назубная сьемная шина в хладогоне для удобства наложения на зубной ряд; на фиг.
3 — конвергирующее положение зубов при заболевании тканей пародонта; на фиг. 4— поло>кение наэубной сьемной шины на зу.бах зубного ряда, Назубная еьемная шина выполнена из сплава, обладающего термомеханической памятью формы, и.состоит иэ многозвеньевого вестибулярного 1 и арального 2 кламмеров, выполненных в виде единого охватывающего зубной ряд элемента 3 и перекидных кламмеров 4, причем внутренний размер каждого звена шины меньше на
1-2 мм размера соответствующего участка зубного ряда.
2003292
Формула изобретения
НАЗИ НАЯ CbEMHAR UjMHA, содер35, жащая многозвеньевые оральный и вестибулярный кламмеры, выполненные в виде единого замкнутого каркаса для размещения на зубном ряду и перекидные кламме- 40 ры, связывающие оральный и вестибулярный. кламмеры, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения восстановШину изготавливают следующим образом.
Для изготовления непосредственно предлагаемой конструкции с зубов, подлежащих шинированию, снимают слепок эластическими материалами (стомальгин, сиэласт, зластик и т.д.).
На моДели. отлитой из высокопрочного гипса, размечают контуры шины. В случаях включения в шину большого числа зубов или 10 всего зубного ряда модель изучается в параллелометре. Затем на модели зубы обрезают по верхней границе шины, а контуры размеров шины зубного ряда переносят на полоску никелида титана толщиной 1,5 — 2 мм и вырезают ее злектроискровым способом, причем внутренний размер каждого звена шины уменьшают на 1-2 мм 0Т размера соответствующего участка зубного. ряда.
Таким образом получают непрерывный 20 многозвеньевой орально-вестибулярный кламмер (1 — 2), выполненный в виде единого элемента 3 (фиг. 1). Окончательно его припасовывают, на металлической модели (из легкоплавкого металла). Перекидные 25 кламмеры 4 изгибают из проволоки никелида титана толщиной 1,0-1,5 мм и приваривают контактной сваркой. Готовая шина полируется в растворе, состоящем из t части фтористоводородной кислоты. 4 частей 30 азотной кислоты и 5 частей воды.
Назубную съемную шину применяют сог.дующим образом.
Шину охлаждают раствором хлорэтила
10-15 с, охлаждая ее таким образом до температуры ниже -30 С. С помощью крампон ных щипцов шину деформируют для удобства наложения на зубной ряд, т.е. растягивая ее в горизонтальной плоскости в вестибулооральном направлении. Эта манипуляция проводится с целью свободного наложения шины на зубной ряд при неправильном положении зубов, в частности при конвергирующем или веерообразном их положейии. Подготовленную таким образом шину накладывают на зубной ряд, удерживая ее пальцами 20-40 с. В связи с обратным фазовым переходом, наступающим при контактном нагревании никелида титана до
37 С, шина стремится принять заданную, т.е. первоначальную форму, за счет чего обеспечивается надежная фиксация подвижных зубов в зубном ряду и жесткая фиксация их в вестибулярном направлении, что создает условия для исправления прикуса, придавая зубам правильное положение в зубном ряду. (56) Копейкин В.H. Ортопедическое лечение. заболеваний тканей пародбнта. М., t977, с.128-129. ления прикуса прй конвертирующем и веерообразном положении зубов и улучшения фиксации -зубов в ряду при заболевании тканей пародонта, оральный, вестибулярный и перекидные кламмеры выполнены, из сплава с термомеханической памятью, а
:внутренний размер каждого звена шины меньше размера соответствующего участка зубного ряда, 2003292
Составитель А,Коняхин
Техред M,Moðãeíòàë Корректор М.Керецман
Редактор Т.Пилипенко
Заказ 3289
Тираж Подписное
НПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Проивводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород ул.Гагарина, 101