Лодка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Вр

К НАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (З) 49а724/Н (22) 07.02.91 (46) 30.11.93 Бюл. ¹ 43-44 (76) Сидоров Владимир Елифович (54) ЛОДКА (57) Использование: в области судостроения, а именно в конструкции массомерного гребного судна Сущность изобретения: лодка содержит водоизменяющий корпус, в плане выполненный в форме (19} И 3 (11) 2äÎ358Î Cl к@ вивьен параллелепипеда со скругленными гранями и с симметрично расположенным по его длине кокпитом. а тент выполнен в виде жесткой крыши, снабженной блоком плавучести и шторой по ее периметру. Днище корпуса снабжено защитной покрышкой, выполненной в виде металлического листа, повторяющего обводы днища. Между днищем и покрышкой размещены продольные упругие злементы 4 ил.

2003580

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции маломерного гребного судна универсального типа.

Известна гребная лодка "Онега" (Справочник по катерам, лодкам и моторам/Под 5 ред.Г,M. Новака. Л., Судостроение, 1982, с. J75 — 176). содержащая водоизмещающий корпус прямоугольной формы и плане с носовой и кормовой оконечностями и кокпитом, при этом кокпит занимает всю площадь 10 корпуса в плане (корпус не имеет запалубленных частей). Лодка имеет трехкилевые (тоннельные) обводы с транцем и оснащена банками и веслами с уключинами.

Недостатками конструкции являются 15 повышенное гидродинамическое сопротивление корпуса при движении кормой вперед, сложность подхода кормой вперед к необорудован ному месту на берегу из-за отсутствия днищевых и бортовых закруглений 20 обводов кормовой конечности (наличие транца), а также ограниченность внутренних объемов корпуса (кокпита) из-за наличия тоннельных обводов днищевой поверхности и отсутствия укрытия от дождя, солнца и т.д.

Известна гребная лодка "Пионер" (Катера и яхты, 1989, К. 5, с,42-45), содержащая водоизмещающий корпус с тоннельным ос- троскулым днищем (с приполнениями ску- 30 ловых линий в виде спонсонав), с обуженными по направлению к скулам бартами, с заостренной носовой и срезанной (транцевой) кормовой оконечностями. Какпит занимает всма площадь в плане (корпус 35 не имеет запалубленных частей). Лодка оснащена тентом-палаткой, устанавливаемой над кокпитом посредством трубчатых стоек и канатов, банками и веслами с уключинами, Недостатками конструкции лодки явля- 40 ются . — повышенное гидродинамическое сопротивление корпуса при движении кормой вперед, а также сложность подхода кормой вперед к необорудован наму месту на берегу 45 из-эа отсутствия днищевых и бортовых закруглений обводов кормовой оконечности (наличие транца); — ограниченность внутренних объемов и значительная осадка корпуса на плаву из-эа наличия тоннельных обводов днищевой поверхности, а также 1з за обужения носовой оконечности и бортов книзу; — недостаточная поперечная остайчивость на плаву (на воде) и на берегу (на грунте и т.п.) из-за обужения бортов у днища, — возможность заливания кс>кпита Gt> дой при плавании в условиях волнения вод ной поверхности через насову и кормову о оконечности из-за отсутствия их запалублен насти; — повышенное аэродинамическое сопротивление корпуса лодки при перевозке ее на верхнем багажнике легкового автомобиля; — невозможность (сложность) выполнения гребка веслами не меняя посадки (вперед.или назад) любым из сидящих в лодке на штатных местах членов экипажа из-за несимметричности кокпита по длине корпуса; — отсутствие жесткой поверхности в конструкции укрытия от дождя и солнца (тента-палатки), что не позволяет использовать его в качестве крышки при трансформации лодки в контейнер для перевозки грузов на верхнем багажнике легкового автомобиля, — возможность перевертывания лодки на воде кверху днищем, чта представляет особую опасность для ее экипажа в случае выхода в плавание с установленным на корпусе тентом-палаткой из-за отсутствия в конструкции последнего блока плавучести.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств и расширение эксплуатационных возмо>кностей лодки, указанная цель достигается тем, что лодка, содержащая водоизмещающий корпус с носовой и кормовой оконечностями и кокпитом, над которым установлен тент, имеет корпус в форме параллелепипеда со скругленными ребрами. Кокпит расположен симметрично по его длине, а тент выполнен в виде жесткой крыши, снабженной блоком плавучести и шторой по ее периметру, На фиг.1 изображена лодка, вид сбоку; на фиг.2 -- то же, вид сзади; на фиг.3 — узел

I на фиг,2; на фиг,4 — вид А на фиг.2, Лодка садер>кит водоизмеща ащий корпус в форме параллелепипеда со скругленными ребрами (поперечные ребра в носовой и кормовой оконечностях скруглены симметрично по эллиптическим поверхностям) и с симметрично расположенным по длине кокпитам в центральной части (для размещения людей и грузов), Корпус состоит из обшивки низа 1. обшивки верха 2, подкрепленных изнутри шпангоутами 3. По периметру корпуса установлен окантовочный профиль — буртик 4, Кокпит имеет в плане форму прямоугольника и ограничивается внутренней поверхностью бортов и спинками сидений 5, у которых установлены банки

6. Днищевая поверхность кокпита закрыта сланью 7.

Такая конструкция корпуса обеспечивает ладке одинаковые условия движения па воде носом и кормой вперед {гидродинами2003580 ческое сопротивление, подход к необорудованному месту на берегу и т.д.) и максимум вместимости внутренних объемов при меньшей осадке на плаву. Обводы носовой и кормовой оконечностей, выполненные без 5 обужений, придают корпусу дополнительную поперечную остойчивость на плаву и на суше, а запалубленность этих частей корпуса уменьшает возможность заливания KQKпита водой при плавании в условиях 10 волнения водной поверхности.

Кроме того, такая форма корпуса позволяет уменьшить его аэродинамическое сопротивление при перевозке лодки на верхнем багажнике легкового автомобиля. 15

Весла 8 с уключинами установлены на бортах посередине кокпита, что позволяет грести ими, не меняя посадки (вперед или назад), любому из сидящих в лодке на банках 6 членов экипажа.. 20 Над корпусом лодки на стойках 9 с растяжками — вантовыми канатами 10 установлено укрытие (тент) от дождя, солнца и т,д.

Оно включает в себя жесткую крышу 11, по форме повторяющую обводы верхней части 25 корпуса (беэ углубления под кокпит), которая используется также в качестве крышки для накрывания корпуса с целью трансформации лодки в контейнер для перевозки грузов на верхнем багажнике легкового 30 автомобиля, и штору 12, подвешенную к

35 нен по форме параллелепипеда со скругленными ребрами, а указанный кокпит расположен симметрично по его длине, причем указанный тент выполнен в виде жесткой крыши, снабженной блоком плавучести и шторой по ее периметру.

Формула изобретения

ЛОДКА, содержащая водоиэмещающий корпус с носовой и кормовой оконечностями и кокпитом, над которым установлен тент, отличающаяся тем, что корпус выполff крыше 11 по периметру и собирающуюся кверху на шнурах, Имеется возможность грести веслами при опущенных шторах. Для предотвращения перевертывания лодки вверх днищем на внутренней поверхности крыши 11 установлен блок плавучести 13 из пенопласта.

Кокпит оснащен столиком для приема пищи, настольных игр и т.д., который образуется из двух одинаковых полок 14 и установлен в средней части кокпита между бортами лодки.

Непотопляемость корпуса лодки обеспечивается пенопластовыми блоками плавучести, установленными под спинками сидений 5 и в бортовых отсеках кокпита, Для швартовки лодки используются утки со швартовными канатами. Установка подвесного мотора предусмотрена за счет введения в конструкцию лодки выносной транцевой доски 15 съемного типа.

Основным преимуществом лодки являются ее широкие эксплуатационные возможности, а также возможность использования конструкции лодки по другим назначениям, например в качестве бассейна для купания детей, резервуара для воды, ящика, торгового лотка и т.д, (56) Катера и яхты, 1989, М 5, с.42 — 45

2003580

2003580

Составитель B. Сидоров редактор Г, Павловская Техред M.Mîðãåíòàë Корректор М. Шароши

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

313035, Москва, Ж-35, Раушская н б., 4/5

Заказ 3303

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 301