Опора забойного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование опоры забойных двигателейтурбобуров, электробуров и винтовых двигателей. Сущность: опора имеет дополнительные уплотнительные элементы Подшипник выполнен многорядным и многоступенчатым. Последующие ступени смещены в осевом направлении. Сепараторы 7 смещенных ступеней выполнены в виде опорных колец предыдущих ступеней. Уплотнитепьные элементы 9 расположены между валом 2 и внутренними сторонами сепараторов 7 с возможностью взаимодействия с боковыми поверхностями колец 3 и 4 и сепараторами 8. При работе повышается надежность опоры 1 ил.

(19) RÖ (и) (51) 5 Е И В 4 60

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4911553/03 (22) 120291 (4В) 30.11.93 Бюл. Йя 43-44 (78) Мансуров Рафик Мансурович

{54) ОПОРА ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ(67) Использование: опоры забойных двигателейтурбобуров, электробуров и винтовых двигателей.

Сущность: опора имеет дополнительные уплотнительные элементы Подшипник выполнен многорядным и многоступенчатым. Последующие ступени смещены в осевом направлении. Сепараторы 7 смещенных ступеней выполнены в виде опорных колец предыдущих ступеней. Уплотнитепьные элементы 9 расположены между валом 2 и внутренними сторонами сепараторов 7 с возможностью взаимодействия с боковыми поверхностями колец 3 и 4 и сепараторами В. При работе повышается надежность опоры 1 ил.

2003768

Изобретение относится к буровой технике, в частности к опорам забойного двигателя — турбобуров, электробуров и винтовых двигателей.

Известна опора качения, включающая корпус, полый вал, наружные обоймы, кольца, уплотнение, тела качения, последние контактируют с тороидальными дорожками полого вала (авт. св. СССР N. 1086102, кл, E 21 В 3/12, 1979).

Недостатками указанной опоры являются невысокая грузоподъемность и большая скорость вращения изнашиваемых деталей, что снижает надежность и долговечность работы забойного двигателя.

Известно уплотнение забойного двигателя, содержащее вращающийся вал, невращающийся корпус, установленный между корпусом и валом опорный подшипник с опорными кольцами и сепаратором, уплотнение. взаимодействующее с сепаратором подшипника и уплотняемыми поверхностями с относительным вращением, причем подшипник выполнен многорядным в осевом направлении, при этом сепаратор каждого предыдущего ряда является опорным кольцом последующего ряда, а центры. элементов (тел) качения подшипника каждого.последующего ряда смещены.в радиальном направлении относительно центров элементов ка:ения предыдущего ряда (заявка СССР N . 4902718/03, кл. E 21 В 4/00).

Однако это уплотнение имеет недостаточную грузоподъемность из-эа того, что верхнее и нижнее опорные кольца опираются только на один из двух рядов элементов (тел) качения, расположенных в радиальном направлении.

Целью изобретения является повышение надежности в работе опоры забойного двигателя за счет увеличения грузоподъемностй:

Поставленная цель достигается тем, что опора забойного двигателя, содержащая вращающийся вал, невращающийся корпус, установленный между корпусом и валом многорядный подшипник с опорными кольцами и сепараторами, уплотнение, каждое из крайних опорных колец многорядного подшипника выполнено с дополнительной смещенной.в осевом направлении кольцевой дорожкой качения, размещенной на дне кольцевой канавки.

На чертеже изображена опора забойного двигателя.

Опора включает корпус 1, полый вал 2, верхнее 3 и нижнее 4 опорные кольца, элементы (тела) качения 5 и 6, сепараторы 7 и

8, которые служат в качестве опорных колец

30 ет перекатываться по своей дорожке соседние тела качения. Аналогичные процессы происходят з последующих ступенях многорядного подшипника качения с постепенным снижением скоростей вращения от максимального значения на валу 2 до нуля

35 на верхнем опорном кольце 3. При этом разности частот вращения сепараторов соседних ступеней получаются одинаковыми, а величина разности значительно меньше, 40 чем частота вращения полого вала 2, Чем больше количество ступеней многорядного подшипника, тем меньше разность частот вращения соседних сепараторов и уплотнительных элементов. За счет этого снижается

45 износ тел качения 5 и 6, сепараторов 7 и

8 и уплотнительных элементов 9, Уплотнительные кольца 10 и 11 являются.неподвижными относительно своих уплотнительных деталей и поэтому не

50 изнашиваются и обеспечивают герметичность маслонаполненной полости 12 опоры забойного двигателя на длительный срок. службы.

Ожидаемая технико-экономическая зффективноств предлагаемого технического решения по сравнению с прототипом слагается за счет повышения надежности в работе забойного двигателя благодаря соседних упорных подшипников качения.

Опорные кольца 3 и 4 выполнены со смещенными в осевом направлении кольцевыми дорожками качения, размещенными на дне кольцевых канавок.

Уплотнение состоит из трущихся уплотнительных элементов 9 и уплотнительных колец 10 и 11.

Полость 12 опоры забойного двигателя

"0 заполнена маслом.

Во время работы забойного двигателя при бурении скважины вращающийся полый вал давит на многорядный подшипник качения, опирающийся на корпус 1, При

15. этом вал 2 приводит во вращение нижнее кольцо 4, а верхнее кольцо 3, установленное на корпусе 1, находится в неподвижном состоянии. Тела качения 5, установленные между нижним кольцом 4 и сепаратором 7, 20 перекатываются по их дорожкам (кольцевым желобам), а тела качения 6, установленные в отверстиях сепараторов 7, перекатываются по дорожкам нижнего кольца 4 и сепаратора 8. Если тела качения

25 5 только перекатываются по дорожкам нижнего кольца 4 и сепаратора 7, то тела качения 6, перекатываясь по дорожкам нижнего кольца 4 и сепаратора 8, заставляют вращаться свой сепаратор 7, который заставляувеличению грузоподьемности подшипника (56) Авторское свидетельство СССР в 2. раза. М 1086102, кл. Е 21 В 4/00, 1979.

Составитель Р. Мансуров

Редактор М. Стрельникова Техред M. Моргентал Корректор О. Кравцова

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Заказ 3313

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Формула изобретения

ОПОРА ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая корпус, расположенный внутри корпуса вал с возможностью вращения, установленный между корпусом и валом опорный подшипник с опорными кольцами и сепараторами и уплотнение вала, отличающаяся тем, что, с4 елью.повышения надежности в работе опоры, она снабжена дополнительными уплотнительными элементами, а подшипник выполнен много-

5 рядным и многоступенчатым, причем последующие ступени смещены в осевом направлении по отношению к предыдущим, сепараторы которых выполнены в ви10 де опорных колец предыдущих ступеней, а дополнительные уплотнительные элементы расположены между валом и внутренними сторонами сепараторов ступени, расположенной со смещением "с возможностью взаимодействия с боковыми поверхностями колец и сепараторов рядом расположенной ступени подшипника.