Антикоррозионное покрытие

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (в) RÖ (u} 2003919 Cl (Я) 5 Р 16 Е 58 04 (21) 4923339/29 (22) 28.01 91 (46) 30.1193 Бюл. tk 43-44 (П) Всесоюзный научно-исследовательский институт по сбору, подготовке и транспорту нефти и нефтепродуктов (72) Гладких ИФ„Рамеев МК; Загретдинова НМ„.

Мочалов АА; Пестриков СВ„Доломатов М,Ю.; Юсупов ЭА; Штин И.В„Ситюк В.И.

P3) Институт проблем транспорта энергоресурсов

"ИПТЭР" (64) АНТИКОРРОЗИОННОЕ ПОКРЫТИЕ (67) Использование: s строительстве. Сущность изобретения: покрытие содержит изоляционную пленку с подклеивающим споем и грунте ну. В качестве подклеивающего слоя использован клей Асмол, грунтовки — раствор Aawna в бензине с соотношением маса 1: 1;5. 3 табл.

2003919

Изобретение относится к строительству, к области защиты магистральных трубопроводов от почвенной коррозии.

Известны антикаррозионные покрытия, состоящие из полимерной(полиэтилен, поливинилхлорид) ленты с подклеивающим слоем (клей, в основном на основе бутилкаучука для полиэтилена и перхларвинилавой смолы до ПВХ) и специальной для каждого типа ленты грунтовки. Указанные ленты импортного производства эксплуатируются в интервале температур от минус 60 С до пл ас 60 С, а отечественного производства — ат плюс 50ОС да минус 40 С. Величина адгезии липких лент к огрунтовацной стали составляет по требованиям СНиП (напримерр, С Ни П 008 — 88) и ГОСТ 9.015-74 и 2581283 не более 1500 Н/м, Результаты обследований состояния изоляционных покрытий на действующих нефтепроводах свидетельствуют о том, что подклеивающий слой вследствие малой толщины (0,1-0,3 мм) быстро высыхает, пленка теряет эластичность и под покрытием активно начинаются процессь1 коррозии металла трубопровода. Кроме тога, отсутствует химическая связь между клеевым и грунтовочным слоями. Долговечность изоляционного покрытия на основе липких лент составляет около 15 лет (при нормальHblx условиях эксплуатации).

Известно антикаррозионное покрытие, состоящее из пленки на основе полипропилена, битумной мастики и грунтовки, предназначенное для защиты or почвеннОй коррозии "горячих" нефтепроводов.

Недостатком прототипа является низкая адгезия битумной мастики к полипропиленовой пленке, чта особенно проявляется при отрицательных температурах, Это связано с неполярностью молекул полипропилена. Кроме тога, полипропиленавая пленка является высокопрачной и обладает низкой элас гичностью. Диффузия компонентов битума и, следовательно, стабилизация и пластификация одновременно обеспечивается лишь при повышенной температуре эксплуатации покрытия. Следует добавить недостатки прототипа в экономическом и экологическом отношении — эта высокий расход битума, Например, расход. битумной мастики в составе комбинированного покрытия на 1 км нефтепровода 0720 составляет около 10 т.

Целью изобретения является создание антикоррозианнага покрытия с повышен«ой величиной адгезии и, следовательно, QTl)чшенной защитной способностью H значительной долговечностью покрытия за счет химической сшивки подклеивающего слоя с грунтовкой.

Цель достигается тем, что в качестве подклеивающего слоя используется новое вещество — нефтеполимер с условным названием Асмол, а в качестве грунтовки раствор Асмола в бензине при соотношении компонентов Асмол: бензин = 1: 1,5 (мас. ч.).

Нефтепалимер типа Асмол представляет собой продукт поликонденсации фракции асфальт пропановой деасфальтизации гудрона — АПД с отходами производства изопрена. Указанный процесс проводится при

15 температуре 120-130 С в течение 2-3 ч при соотношении компонентов, мас. ч.:

АПД 50-75%

Отходы 10-45%

НгЯОа 5=15%

Результатами исследований установлено, что нефтеполимер Асмол содержит нефтяные асфальтены и полициклическую араматику, Неожиданным эффектам оказалось, что вследствие внутримолекулярнаго взаимодействия образуется химическая сшивка. Химическая сшивка в изоляцион:ном покрытии между подклеивающим слоем и грунтовкой достигается за счет . следующих эффектов:

30 1„Образование донорно-акцептарных комплексов за счет взаимодействия асфальтенов. Это обусловлено их низкими потенциалами ионизации (до 5,8 эВ) и высоким сродством к электрону (от 4,8 до 5,7 эВ), 2. Образование аналогичных комплексов асфальтенов и непредельных соединений.

Кроме того, увеличение адгезии как к пленке, так и к металлической поверхности

40 связано с наличием в составе Асмола непредельных и сульфосоединений (табл. 3), Нанесение Асмала в качестве клеевого слоя. на поверхность пленки способствует увеличению эластичности изоляционной

45 ленты в целом (табл. 2, значение f, $) и, следовательно, увеличению эксплуатационных характеристик при пониженных температурах. 50 Пример 1. Сравнительные характеристики защитной способности

Катодное отслаивание

Плоские образцы с отверстием ОБ мм

Время испытаний 1000 ч

Температура испытаний 20 С.

Потенциал - 1,5 В относительно хлорсеребрянога электрода. (56) Погосян В, С, Современные методы защиты от коррозии подземных газопрова2003919

Таблица 1

Таблица 2

Сравнительные характеристики заявляемого изоляционного покрытия и изоляционного покрытия по прототипу и аналогу дов, Обзорная информация. Серия: Коррозия и защита сооружений в газовой промышленности. Вып, 1, М., ВНИИЗгазпром.

1988, 2003919

Таблица 3

Сравнительный состав битума и Асмола

Таблица 4

Сравнительные характеристики битумной мастики и Ясмола ф Y" "<6P T" "": щееся тем, что а качестве подклеивающего

pgygyQppQ3ggpgQg ПокрыТИЕ слоя использован клей Асмол, а в качестве содержащее изоляционную пленку с под-: грунтовки - раствор Асмола в бензине с соклеиааещим слоем и грунтовку, отличаю- отношением мас.ч, 1: 1,5, 25

Составитель А,Старикова

Редактор Т.Лошкарева Техред М;Моргентал Корректор П.Гереши

Тираж . Подписное

НПО "Поиск" Роспатента .

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб;, 4/5

Заказ 3320

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101