Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сущность изобретения: статор электрической машины содержит корпус и сердечник с пазами на наружной поверхности. Благодаря тому, что корпус снабжен стопором, входящим в сердечник, обеспечивается упрощение конструкции и технологии изготовления 3 ид

Комитет Российской Федерации по патентам и товарньпи знакам (в) RU (п) 2ОО4О46 С1 (5Ц5 НОЗК1 38 (21) 4900464/07 (22) 09.01.91 (46) 30.1 3.93 Бел. Йа 43-44 (73) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт "Сибэлектротяжмаш" (72) Черевацкий ПМ. (73) Арендное предприятие "Научно-исследовательский институт "Сибэлектротяжмаш" (54) СТАТ0Р ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (87) Сущность изобретения: статор электрической машины содержит корпус и сердечник с пазами на наружной поверхности. Благодаря тому, что корпус снабжен стопором, входящим в сердечник, обеспечивается упрощение конструкции и технологии изготовления. 3 ил.

2004046

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в конструкции фиксации сердечника статора относительно корпуса статора электрической машины.

Известна конструкция статора электрической машины, содержащая корпус и изготовленный отдельным узлом сердечник статора, который зафиксирован относительно корпуса в тангенциальном направлении при помощи продольной шпанки, заходящей в паз сердечника, а в осевом направлении — посредством планок, заходящих в радиальный вентиляционный канал сердечника.

Также известна конструкция статора электрической машины, аксиальные вентиляционные каналы которого располагаются на наружной поверхности сердечника статора и имеют форму паза (см, Алексеев А.Е.

Конструкция электрических машин. М,, Госэнергоиздат, 1958, с.45), В качестве прототипа выбрана конструкция статора электрической машины, содержащая корпус и изготовленный отдельным узлом сердечник статора со скосом пазов для обмотки, удерживаемый от сдвигов в осевом и тангенциальном направлениях при помощи шпильки, вворачиоаемой в корпус и входящей своим концом в тело сердечника.

Однако известные конструкции фиксации сердечника статора относительно корпуса затруднительно, а иногда и невозможно использовать в том случае, когда статор электрической. машины содержит корпус и изготовленный отдельным узлом сердечник статора с аксиальными вентиляционными каналами в форме пазов, располагающимися на наружной поверхности сердечника статора, особенно при наличии скоса пазов для обмотки, Так, при наличии скоса пазов для обмотки любые пазы на наружной поверхности сердечника, в том числе вентиляционные каналы и ффооррмме е ппаазэоовв, также получаются со скосом. В этом случае при фиксации сердечника в тангенциальном направлении при помощи шпанки требуется устанавливать ее в корпусе со скосом, что черезвычайно затрудняет эаводку сердечника статора в корпус.

При использовании в качестве фиксатора шпильки, вворачиваемой в корпус, конец которой входит в тело сердечника, имеющего указанные выше каналы, шпильку необходимо рааполагать в выступе, являющемся стенкой канала, что не всегда возможно изза недостаточной ширины выступа.

Целью изобретения является упрощение конструкции и технологии изготовления статора электрической машины.

Цель достигается тем, что в статоре электрической машины, содержащем корпус и зафиксированный в нем сердечник с аксиальными вентиляционными расположенными на наружной поверхности каналами в виде пазов, разделенных выступами, корпус выполнен с отверстием, в котором установлен стопор в виде цилиндра с пазом на одном из оснований, в котором раэме"0 щен выступ, разделяющий вентиляционные пазы сердечника, в плоскостях, перпендикулярных оси канала, стопор имеет лыски, а в месте размещения стопора в канале закреплены упоры, между которыми расположены

15 лыски стопора.

На фиг. 1 показан участок статора электрической машины в разрезе; на фиг. 2- вид

А на фиг. 1 без корпуса статора; на фиг. 3— вид Б на фиг. 2 на стопор 5, В корпусе 1 размещен сердечник 2 статора, имеющий на наружной поверхности вентиляционные каналы в виде пазов, разделенных выступами 3. На сердечнике 2 статара закреплены, например, при помощи

25. сварки упоры 4, примыкающие к выступу 3.

В отверстие в корпусе 1 вставлен стопор 5, имеющий паз в основании, который позволяет посадить стопор 5 на выступ 3 сердечника 2 статора. Участками с лысками 6

30 стопор входит в промежуток между упорами

4. Отверстие с резьбой 7 в центре стопора 5 используется для крепления держателя, необходимого при установке стопора 5. От выпадания стопор 5 зафиксирован резьбовой пробкой 8.

Сборка конструкции осуществляется в следующей последовательности.

До установки в корпус 1 отдельно на сердечнике 2 статора проверяют возмож40 ность установки. стопора 5 »а место и при необходимости производят его подгонку.

Затем в предварительно нагретый корпус 1 заводят сердечник 2 статора таким образом, чтобы в отверстии, где должен быть установ45 лен стопор 5, можно было визуально наблюдать участок сердечника с упорами 4. После этого заводят на место стопор 5 и заворачивают пробку 8. Скос выступов 3 не затрудняет установку стопора 5, так как последний может быть повернут на любой угол.

Использование предлагаемого изобретения снимает проблему фиксации сердечника статора в корпусе, обеспечивает технологичность изготовления и сборки конструкции при совмещении функций тангенциального и осевого крепления сердечника относительно корпуса общими конструктивными элемента2004046 (56) Авторское свидетельство СССР

NÜ 1302379, кл. Н 02 К 1/18, 1987. деЭ тоЭ.т

Ф г. 4

8ua5на поэХ

4 uz, 2

4 иг.З

Составитель Л. Черевацкий

Редактор T. Лошкарева Техред M. Моргентал Корректор О, Кравцова

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Заказ 3326

Производс.гвенно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Формула изобретения

СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий корпус и зафиксированный в нем сердечник с аксиальными вентиляционными, расположенными на наружной поверхности каналами в виде пазов, разделенных выступами, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и технологии изготовления, корпус выполнен с

Сергеев П,С. и др. Проектирование электрических машин. Изд. 3-е, M.: Энергия, 1969, с.178-179.

5 отверстием. в котором установлен стопор в виде цилиндра с пазом на одном из оснований, в котором размещен выступ, разде. ляющий вентиляционные пазы сердечника, 10 в плоскостях. перпендикулярных оси канала, стопор имеет лыски, а в месте размещения стопора в канале закреплены упоры, между которыми расположены лысI ки стопора.

15 — Д,,у д