Отдушина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в вентиляции редукторов, коробок передач в процессе их эксплуатации. Сущность изобретения: колпак с зазором охватывает корпус и перекрывает его торец. В корпусе и колпаке выполнены выпускные отверстия Корпус установлен на опорной детали. Корпус выполнен в виде втулки с фланцем на торце, противоположном перекрываемому колпаком торцу. На наружной поверхности втулки выполнены винтовые канавки в виде резьбы Колпак соединен с втулкой по расположенным в ее верхней части винтовым канавкам. Выпускные отверстия на втулке размещены в ее нижней части, выпускные отверстия на колпаке - в его верхней части. Колпак установлен с возможностью упора открытым торцом в поверхность опорной детали и образования между втулкой и колпаком полости. 4 злф-лы, 4 ил.

(19) RU (11) (51) 5 В05В1 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4909818/29 (22) 11.0291 (46) 30,1293 Бюл. Йа 47-48 (75) Кравчук Сергей Васильевич (54) ОТДУШИНА (S7) Использование: в вентиляции редукторов, коробок передач в процессе их эксплуатации Сущность изобретения: колпак с зазором охватывает корпус и перекрывает.его торец. В корпусе и колпаке выполнены выпускные отверстия Корпус установлен на опорной детали. Корпус выполнен в виде втулки с фланцем на торце, противоположном перекрываемому колпаком торцу. На наружной поверхности втулки выполнены винтовые канавки в виде резьбы Колпак соединен с втулкой по расположенным в ее верхней части винтовым канавкам.

Выпускные отверстия на втулке размещены в ее нижней части, выпускные отверстия на колпаке — в его верхней части Колпак установлен с возможностью упора открытым торцом в поверхность опорной детали и образования между втулкой и колпаком полости 4 уф-лц 4 ил.

2004982

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к арматуре, и может быть использовано для вентиляции резервуаров корпусов различного назначения, например редукторов, коробок передач и т,п„в процессе их эксплуатации.

Известна отдушина, содержащая пробку с центральным отверстием и сетчатым экраном, который жестко установлен в торцовом углублении этой пробки.

Однако такие отдушины сложны по конструкции и в технологии изготовления.

Наиболее близкой из известных к предложенной является отдушина, содержащая корпус, закрытый колпаком, между которыми имеются выпускные для газов отверстия.

Недостатком такой отдушины является сложность конструкции и технологии изготовления, большая материалоемкость. В ней детали не поддаются штамповке, требуется применение токарных и фрезерных работ при изготовлении, а также не обеспечивается достаточно надежная очистка выходных газов от пылевидных масляных включений, которые могут быть значительными в скоростных механизмах.

Цель изобретения — упрощение конструкции и технологии изготовления, повышение надежности работы при применении в скоростных механизмах за счет повышения качества очистки при выходе избыточных газов от пылевидных масляных включений— масляного тумана.

Указанная цель достигается тем, что в отдушине, содержащей корпус и колпак, с зазором охватывающий корпус и перекрывающий его торец, а также выпускные отверстия в них, согласно изобретению корпус выполнен в виде втулки с фланцем на торце, противоположном закрываемому колпаком торцу, а втулка содержит на наружной поверхности винтовые канавки, например, в виде резьбы. При этом колпак сопряжен с втулкой в верхней части по ее винтовым канавкам, а выпускные каналы в виде отверстий размещены на втулке в нижней части, а на колпаке в верхней части, причем колпак выполнен с возможностью упора открытым торцом в поверхность . смежной детали, образуя между втулкой и колпаком полость (резервуар). Втулка может дополнительно содержать винтовые канавки, выполненные на ее внутренней поверхности.

В другом варианте колпак также содержит дополнительные винтовые канавки, выполненные на его .внутренней боковой поверхности. При этом вершины винтовых канавок на наружной поверхности втулки смещены на половину их шага относительно

45

50 поверхности, что позволяет образовать гю55

35 вершин винтовых канавок колпака, образуя полость с рифлениями для выхода избыточных газов, Винтовые канавки могут быть многозаходными.

На фиг. 1 показан в продольном разрезе общий вид отдушины; на фиг. 2 — то же, в варианте выполнения винтовых канавок на наружной и на внутренней поверхностях втулки; на фиг. 3 — то же, в варианте выполнения винтовых канавок и на внутренней боковой поверхности колпака; на фиг. 4— узел I на фиг. 3.

Отдушина содержит корпус в виде втулки 1 с фланцем 2 на одном торце. Другой торец втулки закрывает колпак 3, который охватывает ее с зазором по боковой поверхности. Втулка 1 содержит на наружной поверхности винтовые канавки 4, например, в виде резьбы. При этом винтовые канавки целесообразнее выполнять с острыми вершинами, как в метрической резьбе, и лучше с крупным шагом, а зазор между колпаком и боковой поверхностью втулки выполняется минимальным, по площади в поперечном сечении немногим больше площади выпускных отверстий 5 и 6 соответственно втулки и колпака, что позволяет повысить эффективность сбора масляного тумана при выходе избыточных газов иэ корпуса механизма.

Колпак 3 сопряжен с втулкой 1 в верхней части, причем по винтовым канавкам 4 втулки, Выпускные отверстия 5 втулки размещены в нижней части, а выпускные отверстия

6 колпака — в верхней части, что предотвращает выброс в атмосферу масляного тумана и сток масла эа счет прохода газов и стока масла по винтовым канавкам. Колпак 3 выполнен с возможностью упора открытым торцом в поверхность опорной детали, т.е. крышки 7 смотрового лючка 8 редуктора (не показан), образуя между втулкой и колпаком полость 9, не протекаемую для масла между торцом колпака 3 и крышкой 7. Втулка может дополнительно содержать винтовые канавки 10, выполненные на ее внутренней поверхности, В другом варианте колпак 3 может содержать дополнительные винтовые канавки

11, выполненные на его внутренней боковой лость 9 для выхода избыточных газов рифле.ной в виде лабиринтов, обеспечивая качество сбора масла в газах даже при их значительном насыщении масляными включениями, В данном случае этому способствует и то, что вершины винтовых канавок 4 и 11 соответственно втулки и колпака. абразующие полость 9, смещены относительно друг друга на половину их шага t (фиг. 4).

2004982

35 тем, что вершины винтовых канавок на наружной поверхности втулки смещены на половину их шага относительно вершин винтовых канавок, выполненных на внутренней боковой поверхности колпака.

5. Отдушина по пп.1 - 4, отличающаяся тем, что винтовые канавки выполнены многозаходн ыми

Винтовые канавки 4, 10 и 11 могут быть выполнены многозаходными, что обеспечит быстрый сбор масла на дне полости 9 и сток его обратно в корпус, Это целесообразно и ри значительном содержании в газах включений масла.

Выпускные отверстия 5 и 6 преимущественно располагают сдвинутыми между собой в шахматном порядке, что улучшит качество очистки избыточных газов от включений масла (фиг. 2), Отдушина работает следующим образом.

Втулка 1 устанавливается в посадочное отверстие крышки 7 смотрового лючка 8 редуктора по плотной посадке до упора фланцем 2 в эту крышку. Потом колпак 3 навинчивается на верхний торец втулки 1 по ее винтовым канавкам 4 до упора своим открытым торцом в крышку 7, выполняя одновременно роль гайки для закрепления втулки 1 на крышке.

При работе редуктора воздуха внутри его корпуса нагревается, повышая давление образовавшихся газов, При этом для предотвращения протечки масла через разьем корпуса редуктора и уплотнения его выходных концов валов необходимо проводить вентиляцию корпуса,что и выполняет в редукторе отдушина. В момент повышения давления образовавшиеся избыточные газы выходят наружу через выпускные отверстия

5 втулки 1, а далее через полость 9 и через выпускные отверстия 6 колпака — в атмосфеФормула изобретения

1, ОТДУШИНА, содержащая корпус и колпак, с зазором охватывающий корпус и перекрывающий его орец, причем в корпусе и колпаке выполнены выпускные отверстия, а корпус установлен на опорной детали, отличающаяся тем, что корпус выполнен в виде втулки с фланцем на торце, противоположном перекрываемому колпаком торцу, на наружной поверхности втулки выполнены винтовые канавки, например, в виде резьбы, а колпак соединен с втулкой по расположенным в ее вер.хней части винтовым канавкам, при этом выпускные отверстия на втулке размещены в ее нижней части, а выпускные OTBGp стия на колпаке в его верхней части, причем колпак установлен с возможностью упора открытым торцом в поверхность

25 ру (показано стрелками). При этом масляный туман, проходя по шероховатостям винтовых канавок, оседает в последних и стекает по ним на дно полости 9 и через отверстия 5, размещенные на уровне или ниже дна этой полости, стекает назад в корпус редуктора. В случае выполнения дополнительных винтовых канавок 10 и внутри втулки 1 масляный туман в этих канавках уже собирается в начальный период выхода избыточных газов из корпуса редуктора.

Выполнение канавок для сбора примесей масла в газах особенно эффективно в скоростных механизмах, например в редукторах с передаточным отношением от 5 до 16 и ниже, в которых газы смешаны со значительным количеством масла.

Предложенная отдушина проста по конструкции и в изготовлении, обе ее составные детали изготавливаются простым способом — холодной штамповкой, после чего нарезаются только винтовые канавки и сверлятся выпускные отверстия. Отдушина не требует особого ухода при эксплуатации, эффективно и просто решает отвод избыточных газов из скоростных механизмов, в которых газы смешаны в значительной степени с масляными включениями. (56) Бойко Л.С. и др. Редукторы и моторредукторы общемашиностроительного применения. М.: Машиностроение, 1984, с, 32, рис. 2,30, Патент CLLIA N 33554400448833, кл. В 05 В 1/00, опублик. 1970. опорной детали и образования между втулкой и колпаком полости, 2, Отдушина по п.1, отличающаяся тем, что на внутренней поверхности втулки выполнены дополнительные винтовые канавки.

3. Отдушина по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что на внутренней боковой поверхности колпака выполнены дополнительные винтовые канавки, 4. Отдушина по пп.1 и 3, отличающаяся

2004982

2004982

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Редактор Н.Цалихина

Заказ 3415

Составитель С.Кравчук

Техред М.Моргентал Корректор М.Максимишинец

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5