Устройство для диагностирования транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
K ПАТЕНТУ
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 5044472/11 (22) 26.05.92 (46) 30.1293 Бюп. Na 47-48 (76) Геращенко Василий Васильевич; Пашкевич
Михаил Федорович; Яскевич Михаил Яковлевич; Башаримова Валентина Николаевна (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: в транспортном машиностроении, а именно дпя автотракторного транспорта, Сущность изобретения: устройство для диагностирования транспортного средства содержит датчик частоты вращения вала дизеля, фильтр для опре(zs) }Щ (1ц 2005086 Cl (51) деления среднего значения, блок определения среднеквадратического отклонения частоты вращения вала дизеля, подключенные параллельно к выходу датчика частоты вращения вала дизеля, делитель с двумя входами, выполненный в виде логометра, первая обмотка которого подключена к выходу фильтра для определения среднего значения, вторая обмотка логометра подключена к выходу блока определения среднеквадратического отклонения частоты вращения вала дизеля, а сам погометр установлен на щитке приборов в кабине транспортного средства. 2 ил.
2005086
Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для диагностирования автомобилей и тракторов с дизельными двигателями.
Известно устройство для переключения передач транспортного средства, содержащее датчики частоты вращения вала двигателя, дифференцирующие цепи, подключенные соответственно к датчикам частоты вращения, сумматоры (11, Недостатком известного устройства является невозможность использования его для диагностирования транспортного средства, на котором оно установлено из-за случайного характера изменения частоты вращения вала дизеля при эксплуатации транспортного средства и отсутствия измерительных приборов.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является устройство для диагностирования гидромеханической коробки передач транспортного средства, содержащее датчики давления, переключатель, блок определения дисперсии, включающий в себя последовательно соединенные элемент отделение среднего значения, квадратор, интегратор. измерительный прибор постоянного тока, имеющий на своей шкалЬ отметку предельного значения дисперсии давления (2).
Однако с помощью известного устройства можно получать информацию только об абсолютном среднеквадратическом отклонении измеряемого параметра, Но частота вращения вала дизеля имеет среднее значение и среднеквадратическое отклонение,. т.е. характеризуется двумя статистическими характеристиками, Поэтому при разном среднем значении частоты вращения одно и то же среднеквадратическое отклонение частоты вращения неодинаково характеризует работу транспортного средства.
Наиболее точной статистической характеристикой случайной частоты вращения вала дизеля является коэффициент вариации частоты вращения, определяемый отношением среднеквадратического отклонения частоты вращения вала к среднему значению частоты вращения этого же вала, он
О обозначается буквой Ч д = — . Известно
ГП (см. Техническая эксплуатация автомоби° лей. — M.: Транспорт, 1983. с. 132-133, рис, 6,20), что транспортные средства эксплуатируются с недоиспользованием мощности и перерасходом топлива из-за появления мелких неисправностей и разрегулировок.
При этом колебания частоты вращения вала дизеля увеличивакпся, я значит увеличивается среднеквадратичесое отклонение чаг; тоты вращения вала дизеля транспортного средства. Поэтому возрастает при появлении разрегулировок и:мелких неисправно5 стей коэффициент вариации частоты вращения вала дизеля. В процессе эксплуатации транспортного средства необходимо непрерывно измерять этот коэффициент вариации частоты вращения вала дизеля, 10 сравнивать измеренные значения коэффициента вариации с заданными значениями, при достижении которых необходимо прекратить эксплуатацию транспортного средства, обнаружить и устранить возникшую неисправность, чтобы продолжать дальнейшую эксплуатацию данного транспортного средства с более малыми значениями коэффициента вариации частоты вращения вала дизеля. Этим обеспечивается повышение
20 топливной экономичности, мощности и других показателей транспортного средства.
Известное устройство не обеспечивает возможность проведения диагностирования по коэффициенту вариации частоты вращения вала дизеля, поэтому топливная экономичность транспортного средства с известным устройством недостаточна.
В основу изобретения положена задача, которая обеспечивает диагностирование
30 транспортного средства с дизельными двигателями в процессе его эксплуатации путем измерения коэффициента вариации частоты вращения вала дизеля и сравнения его с заданной величиной, что приводит к повышению топливной экономичности транспортного средства.
Сущность изобретения заключается в том, что устройство для диагностирования транспортного средства, содержащее дат40 чик частоты вращения вала дизеля, фильтр для определения среднего значения, блок определения среднеквадратического отклонения частоты вращения вала дизеля, подключенные параллельно к выходу датчика частоты вала дизеля, согласно изобретению снабжено делителем с двумя входами, выполненным в виде логометра, первая обмотка которого подключена к выходу фильтра для определения среднего значения, вторая
50 обмотка логометра подключена к выходу блока определения среднеквадратического отклонения частоты вращения вала дизеля, а сам логометр установлен на щитке приборов в кабине транспортного средства.
Наличие делителя с двумя входами, Bbt полненного в виде логометра. первая обмотка которого подключена к выходу фильтра для определения среднего значения частоты вращения коленчатого валя дизеля. вторая обмотка логометра подклн.леня
2005086 к выходу блока определения среднеквадратического отклонения частоты вращения вала дизеля, позволяет в любой момент эксплуатации транспортного средства измерять коэффициент вариации частоты вра- 5 щения вала дизеля. так как частота вращения вала дизеля имеет среднее значение, обусловленное постоянной составляющей момента нагрузки на транспортное средство и среднеквадратическое отклоне- 10 ние, обусловленное наличием на валу дизеля транспортного средства момента нагрузки, изменяющегося случайным переменным образом, а логометр формирует свои показания в виде отношения сигналов, 15 подаваемых в его обмотки, а так как в первую омботку подается среднее значение частоты вращения, а во вторую среднеквадратическое отклонение, то показания логометра соответствуют отношению 20 этих подаваемых сигналов в обмотки, и логометр показывает в любой момент времени действительное значение коэффициента вариации частоты вращения вала дизеля, установка логометра в кабине водителя на 25 щитке приборов позволяет регистрировать показания логометра в процессе эксплуатации транспортного средства и сравнивать его показания с предельными значениями коэффициента вариации частоты вращения 30 вала и таким образом выносить решение о техническом состоянии транспортного средства с точки зрения его топливной экономичности.
На фиг.1а приведена осциллограмма 35 частоты вращения вала дизеля при движении транспортного средства; на фиг. 1б— среднее значение частоты вращения вала дизеля; на фиг. 1в — среднеквадратическое отклонение частоты вращения вала дизеля; 40 на фиг. 2 — общая схема устройства.
Устройство для диагностирования транспортного средства содержит датчик 1 частоты вращения вала дизеля 2 транспортного средства 3, фильтр 4 для определения 45 среднего значения частоты вращения вала дизеля 2, блок 5 определения среднеквадратического отклонения частоты вращения вала дизеля 2 транспортного средства 3, подключенные параллельно к выходу датчи- 50 ка 1 частоты вращения вала дизеля 2, делитель 6 с двумя входами, выполненный в виде логометра, установленного на щитке 7 приборов в кабине. транспортного средства 3, первая обмотка 8 которого подключена к 55 выходу фильтра 4 для определения среднего значения, вторая обмотка 9 логометра 6 подключена к выходу блока 5 опр .л ления среднеквадратического отклонения часготы вращения вала дизеля 2.
Фильтр 4 для определения среднего значения частоты вращения вала дизеля 2 состоит из двух 10 и 11 фильтров низших частот, последовательно соединенных меж-ду собой. Блок 5 определения среднеквадратического отклонения частоты вращения вала дизеля 2 транспортного средства 3 имеет фильтр 12 высших частот, диод 13, сглаживающий фильтр 14. Датчик 1 частоты вращения имеет металлический диск t 5, установленный на валу дизеля 2, импульсный щелевой преобразователь 16 импульсов, установленный вблизи вала дизеля 2 с возможностью вхождения диска 15 в щель преобразователя 16, резисторы 7 и 18, конденсаторы 19 и 20. диод 21.
Работает устройство следующим образом.
На выходе датчика 1 частоты вращения при работе транспортного средства 3 формируется сигнал, пропорциональный мгновенному значению частоты вращения вала дизеля 2, состоящий из постоянной и переменной составляющих (см.фиг,1,а). На выходе фильтра 4 для определения среднего значения частоты вращения вала дизеля 2 формируется сигнал, пропорциональный среднему значению частоты вращения вала дизеля 2 (см.фиг.1,б), На выходе блока 5 определения среднеквадратического отклонения частоты вращения вала дизеля 2 формируется сигнал, пропорциональный среднеквадартическому отклонению частоты вращения вала дизеля 2. Делитель 6, выполненный в виде логометра, показывает отношение сформированных сигналов фильтром 4 и блоком 5, т.е. отношение
СГ
Уо> = —, Это отношение и есть коэффициm ент вариации частоты вращения вала дизеля 2.
При предельном значении показаний прибора 6 необходимо проводить обнаружение и ликвидацию неисправностей, возникших в транспортном средстве 3. После выполнения этих работ показания прибора должны не достигать предельных значений на установленных режимах работы транспортного средства. (56) Авторское свидетельство СССР
N - 1291457, кл. Б 60 К 41/06. 1987, Авторское свидетельство СССР
М 1495150, кл. В 60 К 17/00, 1989, 2005086
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРО-!
ВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее датчик частоты вращения вала 5 дизеля, фильтр для определения среднего значения, блок определения среднеквадI ратичного отклонения частоты вращения вала дизеля, подключенные параллельно к выходу датчика частоты вращения вала ди- 10 зеля, отличающееся тем, что оно снабжено делителем с двумя входами, выполненными в виде логометра, установленным на щитке приборов в кабине транспортного средства, первая обмотка которого подключена к выходу фильтра для определения среднего значения, а вторая - к выходу блока определения среднеквадратичного
; отклонения частоты вращения вала дизеля.
2005086 фиг.2.
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Редактор
Заказ 3421
Составитель В.Геращенко
Техред M.Mîðråíòàë Корректор Н.Милюкова
Тираж Подписное
НПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5