Электропривод мотор-вентиляторов на электровозе переменного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ПАТЕНТУ

М

CO

СР

Ul

C)

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 5046263/11 (22) 08.06,92

{46) ЭОЛ293 Бюл. Na 47-48 (И) Сорокин С.В.; Феоктистов В.П„Чернов ЕТ„. Чуверин ЮЮ, (73) Московский институт инженеров железнодо.рожного транспорта (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД МОТОР-ВЕНТИЛЯТОРОВ HA ЭЛЕКТРОВОЗЕ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (57} Использование: железнодорожный транспорт, электровозы с питанием от контактной сети переменного тока 25 кВ 50 Гц. Сущность изобретения: дпя улучшения регулировочных свойств мотор(в) Н,Ц (и) 2005087 cl (51) .ф вентиляторов с трехфаэными асинхронными электродвигателями к источнику переменного трехфазного тока предусмотрен двухпозиционный переключатель с числом полюсов, равным количеству электродвигателей, через контакты которого одни из разноименных фазных выводов каждой пары электродвигателей соединены с соответствующими выходными выводами источника тока и один с другим. Это позволяет получить помимо основной ступени дополнительную ступень пониженной производительности мотор-вентиляторов с несимметричными напряжениями статорных обмоток электродвигателей. 6 ил.

2005087

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на электровозах переменного тока г1зи регулировании мотор-вентиляторов в системе охлаждения силового электрооборудования.

В качестве прототипа принят электропривод мотор-вентиляторов на электровозе переменного тока, содержащий трехфазные асинхронные электродвигатели, в каждом из которых ротор выполнен короткозамкнутым, а статор — с обмотками. включенными

Ь звезду, источник переменного трехфазного тока, один из выходных выводов которого соединен с первыми одноименными выводами каждой пары электродвигателей, а другие выходные выводы — с вторыми разноименными фазными выводами последних.

Недостаток прототипа — отсутствие возможности регулирования частоты вращения и соответственно производительности мотор-вентиляторов.

Цель изобретения — улучшение регулировочных средств злектропривода путем обеспечения ступени пониженной частоты вращения, Эта цель достигается в электроприводе за счет того, что в него введен двухпозиционный переключатель с числом полюсов, равным количеству электродвигателей. при этом третьи разноименные фазные выводы каждой пары электродвигателей соединены через контакты переключателя с соответствующими выходными выводами источника тока и друг с другом.

Существенные отличительные признаки изобретения: наличие двухпозиционного переключателя с числом полюсов, равным количеству электродвигателей; третьи разноименные фазные выводы каждой пары электродвигателей соединены через контакты переключателя с соответствующими выходными выводами источника тока и друг с другом.

На фиг. 1 приведена принципиальная электрическая схема электропривода; на фиг. 2 и 3 — схемы злектропривода соответственно для нормальной и пониженной производительности: на фиг. 4 и 5 — векторные диаграммы; на фиг. 6 — характеристики частота вращения и — момент М".

Электропривод содержит асинхронные электродвигатели 1 и 2, выводы А, В и С обмоток которых соединены с выходами фэзорасщепителя 3, подключенного к обмотке собственных нужд главного трансформатора электровоза с однофэзным напряжением

U- . На валах двигателей,1 и 2 находятся центробежные вентиляторы. продувэющие воздух через тяговые двигатели электровоза. В схеме электропривода предусмотрен переключатель 4 с катушкой 4А, рэзмыкающие контактами 4Б и 4В, замыкающими контактами 4Г и 4Д, которые подключены к двигателям 1-2 (см.фиг.1). В цепи катушки

4А предусмотрен ключ управления 5.

10 Электропривод работает следующим образом.

На ступени нормальной производительности ключ 5 разомкнут, переключатель 4 находится в положении по фиг.1, так что

15 образуется схема питания каждого двигателя 1 и 2 симметричным трехфазным напряжением от фазорасщепителя 3 (см.фиг.2), При этом двигатели вращаются с номинальной скоростью и, 20 На ступени пониженной производительности ключ 5 разомкнут. контакты 4Б4В разомкнуты, а 4Г-4Д замкнуты, образуя схему по фиг.3, когда по одному разноименному выводу каждого двигателя 1 и 2 отклю25 чено от фазорасщепителя 3, причем оба эти вывода соединены между собой.

Для схем нормальной и пониженной производительности (см.фиг,2 и 3) имеет место векторные диаграммы соответствен30 но по фиг,4 и 5. В схеме по фиг.3 вектор напряжения на выводах В и С двигателей 1 и 2, т.е. нэ выводах, отключенных от источника и соединенных между собой, получается как половина вектора ВС на фиг.4. В

35 результате в схеме по фиг.3 двигатели 1-2 работают с пониженным напряжением в несимметричном режиме, Характеристика и (M) двигателя 1 или 2 показана нэ фиг,6 (Ме — для схемы по фиг.2; М " — для схемы по

40 фиг,З) вместе с характеристикой момента сопротивления вектора Мс, Схеме по фиг.2 соответствует рабочая точка М (n ). а схеме по фиг.3 — рабочая точка М" (n"), так что при переходе на схему фиг,3 частота вращения

45 двигателей 1, 2 снижается с и до и", т.е. в рассматриваемом примере с 1350 до 1120

o6/мин. Это соответствует понижению производительности вентиляторов 00 воздуху кэ 40 и снижению электропотребления на

50 26;(, Технико-экономическая эффективность изобретения обеспечивается получением зкономической ступени регулирования мотор-вентиляторов на электровозе без до55 полнительных преобразовательных систем. (56) Быстрицкий Х.Я. и др. Устройство и работа электровозов переменного тока. M.:

Транспорт. 1973, с. 345-353. рис. 276-278.

2005087

Формула изобретения

ЗЛЕКТРОПРИБОД МОТОР-ВЕНТИЛЯТОРОВ НА ЭЛЕКТРОВОЗЕ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, содержащий трехфазные асинхронные электродвигатели, в каждом из которых ротор выполнен короткозамкнутым, а статор - с обмотками, включенными в звезду, источник переменного трехфазного тока, один из выходных выводов которого соединен с первыми одноименными фазными выводами каждой пары электродвигателей, а другие выход. ные выводы - с вторыми ра".нпименными фазными выводами последних, отличающийся тем, что в него введен двухпозиционный переключатель с числом полюсов. равным количеству электродвигателей, при этом третьи разноименные фаэные выводы каждой пары электродвигателей соединены через контакты переключателя с соот10 ветст-.ующими выходными выводами источника тока и друг с другом.

2005087

2005087

ФФ

Редактор

Заказ 3421

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

1ХЮ

БТР

/ЯЮ

1РЯ

ЯР

ЖЮ

ФЯ

ЯЮ

Составитель С.Сорокин

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор О. Густи. Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5