Устройство для монтажа конструкций с помощью летательного аппарата и способ монтажа конструкций

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 5050210/33 (22) 31.0?.92 (46) 30.12.93 Бюл. Na 47-48 (71) Московский вертолетный завод им.МЛ.Миля (72) Бабушкин Л.Н„Башмаков ВА; Брук АИ„Карапетян ГР„Эдельштейн М.Б.

{73) Московский вертолетный завод им МЛ.Миля (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНТАЖА КОНСТРУКЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СПОСОБ МОНТАЖА КОНСТРУКЦИЙ (57) Использование: для монтажа конструкций с (ю) КЦ пц 2005095 С1 (51) 5 В 66 F 11 О помощью летательных аппаратов. Устройство для монтажа конструкций с помощью летательного аппарата согласно изобретению содержит два крепежных элемента Один из крепежных элементов установлен в верхней части конструкции и соединен с подвеской летательного аппарата, а дополнительный крепежный элемент размещен в нижней части конструкции. На дополнительном крепежном элементе закреплены два троса, подсоединенных к двум якорям, расположенным не на одной прямой с центром места установки конструкции. 2 с и 3 зл. ф-лы, 5 ил.

2005095

Изобретение относится к монтажу конструкций, а более точно к устройству для монтажа длинномерных конструкций с поьйнцью летательного аппарата и способу монтажа длинномерных конструкций этим устройством.

Изобретение может быть использовано для монтажа тяжелых конструкций колонного типа с помощью вертолетов, например столбов высоковольтных линий электропередач, для установки вышек на нефтяных скважинах, телевизионнцх мачт и т.д.

В настоящее время все большее значение приобретает выполнение монтажных работ с помощью летательных аппаратов, преимущественно вертолетов, имеющих внешнюю подвеску.

Известно устройство для монтажа длинномерных конструкций с помощью вертолета, содержащее крепежный элемент, установленный в верхней части длинномерной конструкции и соединенный с подвеской вертолета (1).

Использование такого устройства требует применения специальных вертолетов, оборудованных дополнительной нижней кабиной, обеспечивающей летчику обзор места монтажа, например вертолета Ми-10К.

Применение обычных вертолетов не позволяет осуществить точный монтаж, Известен способ монтажа длиннамерных конструкций, заключающийся в том, что секции длинномерной конструкции последовательно поднимают с помощью вертолета с лебедкой, устанавливают по вертикали друг на друга и соединяют секции между собой f2). Перед подъемом через секции пропускают направляющие тросы, нижние концы которых закрепляют на монтажном участке, а верхние — на траверсе, которую предварительно подвешивают к вертолету с помощью двух гибких тяг, одну из которых закрепляют непосредственно на вертолете, а другую — на лебедке, а секции после подъема опускают по направляющим тросам путем снижения высоты вертолета и одновременного подтягивания траверсы с помощью гибкой тяги, соединенной с лебедкой.

Недостатком такого способа является невозможность точного монтажа цельной длинномерной конструкции.

В основу изобретения положена задача

° создания устройства и способа точного и быстрого монтажа длиннамерных конструкций с помощью летательного аппарата, например вертолета, оборудованного внешней подвеской, Поставленная задача решается тем, что устройство для монтажа конструкций с по55 ем предлагаемого устройства позволяет точно и быстро устанавливать в проектное положение длиннамерные конструкции.

На фиг. 1 изображен общий вид устройсТВВ для монтажа конструкции, на фиг. 2— та же, вид сверху; на фиг, 3 — кон<:трухи(я мощью летательного аппарата содержит крепежный элемент, установленный в верхней части конструкции и соединенный с подвеской летательного аппарата, снабженного размещенным в нижней части конструкции дополнительным крепежным элементом с прикрепленными к нему двумя тросами с возможностью подсоединения к якорям, расположенным не на одной прямой с центром места установки конструкции.

Дополнительный крепежный элемент выполнен в виде двух хомутов, установленных адин над другим, причем нижний из них

15 жестко закреплен по периметру монтируемой конструкции, а верхний, к которому прикреплены тросы, установлен с зазором относительно конструкции.

Каждый иэ тросов должен быть состав20 ным, одна часть которого закреплена на дополнительном крепежном элементе, а другая — на якоре, при этом свободные концы их оснащены элементами разъемного замкового соединения, при этом части тросов, закрепленные на якорях, выполнены регулируемой длины.

Предлагаемое устройство для монтажа конструкций используется при способе монтажа с помощью летательного аппарата, включающем установку на монтируемой конструкции крепежного элемента, подсоединение его к подвеске летательного аппарата, падьем и транспортировку последним конструкции в зону монтажа, опускание

З5 .конструкции снижением летательного аппарата с последующим ее закреплением в проектном положении.

Новым в предлагаемом способе является то, что предварительно перед подъемом

40 в нижней части конструкции закрепляют дополнительный крепежный элемент c прикрепленными к нему двумя тросами, на месте монтажа конструкции устанавливают якоря, располагая их не на одной прямой с

45 центром места установки конструкции, а снижение летательного аппарата осуществляют да высоты, необходимой для соединения тросами дополнительного крепежного элемента с якорями, после их соединения перемещают летательный аппарат в сторону места установки конструкции до натяжения тросов и затем опускают конструкцию в проектное положение.

Такой способ монтажа с испальзовани2005095 дополнительного крепежного элемента; на фиг. 4 — то же, вид сверху; на фиг. 5 — конструкция тросов.

Устройство для монтажа конструкции с помощью летательного аппарата, например 5 вертолета, согласно изобретению содержит крепежный элемент 1. с помощью которого конструкция 2 крепится к подвеске 3 вертолета 4. В нижней части конструкции размещен дополнительный крепежный элемент 5, 10 на котором закреплены два троса 6; по".соединенные к якорям 7.

Якоря 7 устанавливают рядом с центром 9 места установки конструкции, соблюдая требование расположения их не на 15 одной прямой с центром 9, например таким образом, чтобы между прямыми, проходящими через каждый из якорей.7 и центр 9, был образован угол, лежащий в диапазоне от 100 до 130О, - 20

Дополнительный крепежный элемент 5 согласно изобретению выполнен в виде. двух хомутов 10 и 11 соответственно нижнего и верхнего. Нижний хомут 10 жестко закреплен с помощью винтов 12 на 25 конструкции 2, В случае заглубления конструкции 2 в грунт хомут 10 снабжается кронштейнами 13, установленными равномерно по периметру хомута 10. Наличие кронштейнов 13 предохраняет попадание хомутов 10 30 и 11 в зазор между устанавливаемой конструкцией 2 и краями заглубленного про-. странства (например, краями ямы при установке столбов или опор электропеоедач). 35

Верхний хомут 11 свободно размещен на нижнем хомуте 10 и установлен с зазором относительно периметра конструкции

2, обеспечивая возможность поворота конструкции 2 относительно хомута 11. 40

К верхнему хомуту 11 крепятся два троса 6. Верхний и нижний хомуты 11 и 10 имеют по два диаметрально расположенных разъема 14, позволяющих быстро установить и снять хомуты 10 и 11 с конструкции 45

2.

Трос 6 выполнен из двух частей 15 и 16, одна из которых, имеющая определенную длину, закрепляется на крепежном элемен те 5 и заканчивается, например. скобой 17, 50 а другая часть закрепляется на якоре 7 и заканчивается, например, крюком 18, Части 16 тросов, соединенных с якорями 7, выполнены, например, из набора съемных синтетических колец 19 и звена 20 55 с регулируемой длиной. Это позволяет устаювить якорь 7 на л сбом расстоянии от места монтажа.

Монтаж конструкции, например опор электропередач, в заранее подготовленнь:е углубления предлагаемым устройством согласно изобретению заключается в следующем.

Перед монтажом предварительно подготавливают как опору электропередач, так и место будущего монтажа, На конструкцию

2 (опору) устанавливают два хомута 10 и 11 на расстоянии примерно 1 м от нижнего торца конструкции 2. Хомут 10 заклинивают на опоре с помощью винтов 12. Хомут 11 свободно опирается на хомут 10. К хомуту 11 крепится часть 15 троса 6. На месте будущего монтажа устанавливают два якоря 7 в том месте, где это наиболее удобно по состоянию грунта. Необходимо только выдержать угол а, оптимальное значение которого лежит в пределах m 100 до 130О.

При уменьшении угла от значения 100 появляется большая свобода для раскачивания конструкции 2 в плоскости, перпендикулярной биссектрисе угла .а, при увеличении угла больше 170 — в плоскости биссектрисы, Длина части 16 троса, прикрепленного к якорю 7, выбирается таким образом, чтобы при подсоединении к нему части 1 5 троса, закрепленного на крепежном элементе,5, установленном на конструкции 2, центр последней совместился с центром ямы 21. Это достигается и ри помощи ссютветствующего . набора колец 19 и регулировки длины звена

20, После описанной выше подготовки приступают непосредственно к монтажу.

Конструкцию 2 подцепляют при помощи крепежного элемента 1 к внешней подвеске 3 вертолета 4. Вертолет поднимает конструкцию 2 и транспортирует ее к месту монтажа. Затем снижается к месту, расположенному между ямой 21 и якорями 7, настолько, чтобы такелажники, находящиеся на земле, могли свободно соединить части

15 тросов 6, свисающих с опоры, с частями

16 тросов 6, прикрепленных к якорям 7, Наличие на частях 15 и 16 тросов 6 скоб 17 и крюков 18 позволяет произвести подцепку максимально быстро. После этого вертолет начинает смещаться в сторону ямы 21 и после натяжения тросов 6 снижается и опускает конструкцию 2 в яму 21. При этом кронштейны 13 хомута 10 упираются в грунт и, так как на конструкции 2 имеется конусность с вершиной в верхней части, хомуты

10 и 11 начинают скользить по конструкции.

2 вверх до тех пор, пока конструкция 2 не достигнет дна ямы 21. После этого конструкция 2 закрепляется в яме 21 наземными средствами, вертолет отцепляется от конст- .

2005095 рукции 2 и улетает, Хомуты 10 и 11 снимают. с конструкции 2. Монтаж закончен.

Вслучае,,когда конструкция не заглубляется, наличие кронштейнов 13 не обязательно и скольжения крепежного элемента

5 относительно конструкции 2 не происходит.

Таким образом, устройство и способ согласно изобретению обеспечивают точную и быструю установку конструкций на заранее выбранное место. Усттройство с таким

Формула изобретения

1, УстЩ)йство для монтажа конструк ций с помощью летательного аппарата, со-. держащее крепежный . элемент, установленный в верхней части конструкции и соединенный с подвеской летательного аппарата, отличающееся тем, что оно снабжено размещенным в. нижней части конструкции дополнительным крепежным элементом с прикрепленными к нему двумя тросами с возможностью подсоединения к якорям, расположенным не на одной прямой с центром места установки конст-: рукции.

2, Устройство по п.1, отличающееся тем, что дополнительный крепежный элемент выполнен в виде двух хомутов, установленных один над другим, причем нижний из них жестко закреплен по периметру монтируемой конструкции, а верхний,. к которому . прикреплены тросы, установлен с зазором относительно конструкции.

3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что каждый иэ тросов выполнен составным, бдна часть которого закреплена

1 на крейежном элементе, а другая - на якоре..при этом свободные их концы оснащены элементами разъемного замкового крепежным элементом просто в изготовлении и не требует больших материальных затрат,Кроме того, наличие такого устройства

5 позволяет использование в монтажных работах любого вертолета любой грузоподъемности. (56) 1. Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-10К, М,: Воздушный

10 транспорт, 1980.

2. Авторское свидетельство СССР

N- 623824, кл. В 66 F 11./02, 1977. соединения.

4, Устройство по п,3, отличающееся тем, что части тросов, закрепленные на якорях, выполнены регулируемой длины.

5, Способ монтажа конструкций с помощью летательного аппарата, включаю20 щий установку на монтируемой конструкции крепежного элемента, подсо-единение его к подвеске летательного аппарата, подьем и транспортировку последним конструкции в зону ее монтажа, 25 опускание конструкции снижением летательного аппарата с последующим ее закреплением в проектном положении, отличающийся тем, что предварительно перед подьемом конструкции в нижней ее части закрепляют дополнительный кре пежный элемен с прикрепленными к нему двумя тросами, на месте монтажа конструкции устанавливают якоря, располагая

35 их.не на одной прямой с центром места ее установки, а снижение летательного аппарата осуществляют до высоты, неоЬходимой для соединения тросами дополнительного крепежного элемента с якорями, 40 после их соединения перемещают летательный аппарат в сторону места установки конструкции до натяжения тросов и затем опускают конструкцию в проектное положение.

2005095

2005095

Составитель Л.Бабушкин

Техред М,Моргентал Корректор П. Гереши

Редактор

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская нэб., 4/5

Заказ 3421

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгогпп, . ".. --г"